РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| «балтийские сезоны — 2016»: студенты мхат превратились на сцене в стариков и старух |

«Балтийские сезоны — 2016»: Студенты МХАТ превратились на сцене в стариков и старух

Комсомольская правда, 20.05.2016
Поставил «Несовременный концерт» режиссер и театральный педагог Виктор Рыжаков, сыграли спектакль выпускники калининградской студии творческих опытов (мастерская Бориса Бейненсона), ставшие студентами Школы-студии МХАТ. Это важно заметить, потому что речь пойдет как раз о том, как молодые, нет, юные артисты смогли перевоплотиться в пожилых, нет, дряхлых стариков и старух.

«Несовременный концерт» — это альманах, в котором прописаны судьбы простых советских людей, живущих рядом с нами ветеранов — войны и труда. Все они искорежены болезнями, выгнуты артритами и исполосованы морщинами. Старые люди, которые не клянут советскую власть, а говорят про нее так, будто она и не заканчивалась. Их истории начинаются вдруг, не с начала, а откуда-то извне, словно выдернутые из сновидения. Юноши и девушки, красивые и стройные, со здоровыми зубами, вмиг начинают шамкать, потирать больные колени и, растягивая слова, пересыпая матерком, вспоминать об Андреях, разнесенных в клочья миной. Вспоминать о легкомысленных сельских Соньках, которые бередили воображение девственников. О спившихся сыновьях, которых успели схоронить, и женах, тихо ушедших во сне. О любимых, не вернувшихся с войны. Об обреченности белых, бесчинствах красных, зверствах фашистов… Вновь ловлю себя на мысли, что готова скатиться слеза от бессилия и невозможности помочь им. В какой-то момент во время спектакля мною овладел гнев, что эти старики и старухи не сожалеют о своих судьбах, им даже не приходит в голову, что они могли жить иначе. Потому что не могли. Как сказал «дед Арзамасцев» из села Арзамасцево, «не всякая скотина жила так, как мы». И подобные фразы не несли в себе проклятий. 

Было много смеха, простого крестьянского юморка, примитивных выводов и простых до вульгарности сравнений. По песням и танцам, которыми щедро украшен спектакль, можно было составить портрет эпохи. Например, история раскулаченного деда сопровождена сценой прощания на Выставке достижений народного хозяйства из «Свинарки и пастуха». А затем «Ладынина с Зельдиным» спели про «хорошо на московском просторе», и воображение сразу дорисовало развороченную дыру, в которой исчезла стройка коммунизма…

Нет, это спектакль не про то, как плохо или хорошо жилось при советской власти. И там нет открытого финала, свойственного для театральных экспериментов. Это невероятное по проницательности эссе, в котором место автора уступили зрителю. Потому что в такой роли каждый сам вписывал в сценарий своего деда или бабку. И сводило скулы от желания коснуться пергамента старческих рук, утыканного пигментными пятнами, чтобы они согрелись юношеским теплом. В подтверждение – шумный, громкий и яркий финал, где все старики со старухами вновь становятся молодыми и танцуют стремительный рок-н-ролл. И прежде чем я поставлю точку, скажу, что услышала, как в закулисье перед спектаклем «Несовременный концерт» все актеры во главе с режиссером воскликнули: «Стыдно быть несчастливым!».
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015