для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| «миша входит в буфет — и всё» |

«Миша входит в буфет — и всё»

Известия, 25.12.2019
Худрук театра «Практика» Марина Брусникина — о работе с Ефремовым, недетской сказке Некрасова и науке на сцене

Наталья Васильева

Театр будущего соединит в себе науку и технику, а в поэзии о смерти есть великая красота. Об этом в интервью «Известиям» рассказала худрук театра «Практика» Марина Брусникина накануне премьеры камерной оперы Алексея Сюмака «Мороз, Красный нос» по одноименной поэме Николая Некрасова.

— В анонсе оперы «Мороз, Красный нос» сказано, что это спектакль про смерть, боль, горе, катастрофу… Почему решили выпустить его перед таким светлым праздником?

— Выпуск спектакля никак не связан с датами. Просто пришло его время, сложилась команда и возможности театра.

— Идея этой постановки появилась у вас давно?

— Я недавно даже посчитала — получилось, что впервые рассказала об этой идее актрисе мастерской Дмитрия Брусникина Яне Енжаевой (исполнительница главной роли. — «Известия») пять лет назад. Есть по-настоящему великие тексты, и для меня эта поэма именно такая. Многие считают ее детской литературой, я же всегда воспринимала «Мороз, Красный нос» как нечто большее и хотела, чтобы все это поняли.

Жизнь — это любовь и смерть. Если о любви мы говорим и пишем много, то произведений, конкретно посвященных смерти, довольно мало. Наша постановка в том числе и том, как это преодолевается.

— Почему в качестве жанра выбрали оперу?

— Поэзия в этом произведении — мощная, открытая, простая. Когда я услышала, какое в ней количество ритмов, поняла, что надо непременно ставить музыкальное произведение. Уже чуть позже возникла идея о камерной опере. Мы сделали предложение композитору Алексею Сюмаку, и он сразу откликнулся.

Когда я пришла в «Практику», поняла, что вот оно — место, где надо ставить «Мороз, Красный нос». Тем более к этому времени направление камерных опер уже было невероятно актуальным, причем их не обязательно исполняли в оперных пространствах.

— Вы сказали, что этот проект пришел к вам очень вовремя. Почему?

— Меня поражает, насколько какие-то вещи мы знаем, не зная. Когда в моей жизни случилась трагедия (в августе 2018 года скончался Дмитрий Брусникин, режиссер, супруг Марины Брусникиной. — «Известия»), я удивилась тому, что всё это уже было мне знакомо. В такие моменты начинаешь верить в какое-то «предзнание». Мы всё знаем, даже не переживая конкретный опыт.

Когда мы говорим, что это произведение о смерти, людей это может отпугивать. Но в то же время внутри этой поэзии есть особая красота того пространства, где смерть как сон. Это не новая мысль, но она потрясающая. Есть еще один великий текст на ту же тему — сон Андрея Болконского в романе «Война и мир». Князю снится, что он умер, и в этот момент он просыпается. Совершенно грандиозная штука. В поэме Некрасова показан уход в другое пространство сна, в красоту, в освобождение, в другой мир. Он сделал это удивительно. Поэтому наша история, как мне кажется, получится не жутко мрачная, а очень красивая.

— Сразу после зимних каникул в «Практике» состоится еще одна премьера — постановка пьесы Алексея Житковского «Посадить дерево» с Михаилом и Николаем Ефремовыми в главных ролях.

— Да, так сложилось, что всё у нас выходит почти в одно время. Когда я сказала: «Давайте я попробую эту пьесу предложить Ефремову», — все очень обрадовались. Главные герои пьесы — отец и сын, поэтому я сразу предложила Мише сыграть вместе с его сыном. Пьеса ему очень понравилась, он сказал: «Буду делать». Для меня как режиссера это везение и удача. Обожаю этого артиста, он просто выдающийся.

— Имя драматурга Алексея Житковского сейчас у всех на слуху, но пьесу «Посадить дерево» вроде еще никто не ставил?

— Алексей Житковский сильно выстрелил в последние годы. Всем известна его «Горка», да и другие его пьесы всё время входят в десятку лучших на конкурсных номинациях. «Дятел», «Битва за Мосул», «Лета.doc» — все они были либо в лонг-, либо в шорт-листах. Пьеса «Посадить дерево» была написана еще раньше, но прошла не очень замеченной. Когда я ее прочитала, сразу подумала, что история совершенно изумительная.

— Работать с Михаилом Ефремовым тяжело?

— Что вы, он замечательный, невероятно ответственный артист. При таком таланте, народной любви и известности степень его ответственности меня поражает. Если он за что-то берется, то делает это досконально, подробно, долго — это никакой не тяп-ляп.

— Пока ждала встречи с вами, видела, как Михаил Олегович зашел в буфет театра — на него все мигом повернулись и смотрели не отводя глаз. А он этого как будто стеснялся.

— Я ему тоже однажды сказала: «Миша, ну что такое: ты входишь куда-то — и всё». А он этого очень не любит. Дико скромный и очень хороший человек Миша. Так и напишите. Вдруг кто-то не знает? Так вот, пусть знают.

— Как оцениваете его актерский тандем с сыном?

— Потрясающе! Николаша — сын Миши и моей подруги Жени Добровольской, я знаю его с детства. Мне порой даже как-то странно наблюдать за тем, какой большой он вырос. Ему очень трудно играть рядом с отцом, особенно поначалу. Он интересно рассказывал мне свои ощущения. Говорит, когда однажды снимался с папой, у него было чувство, что рядом какой-то ураган происходит. Мне очень нравится, что разборки между отцом и сыном в спектакле играют настоящие отец и сын: многое сразу становится понятно, объяснять не надо.

Надеюсь, у нас всё получится, потому что эта пьеса может быть очень интересна зрителям. Проблема отцов и детей — в разных семьях, разных возрастах — всегда есть, ее никуда не деть: все узнают себя в этой истории. 

— Вы знаток современной литературы. Порекомендуете что-либо интересное на каникулы?

— Могу посоветовать всем то, что делаю сама. Есть премии «Большая книга», «НОС», «Ясная Поляна» — их много. Я смотрю их шорт-листы и выписываю всё, что есть. Сейчас мне очень нравятся книги Евгении Некрасовой: «Сестромам» и первая история «Калечина-Малечина». Александра Николаенко и ее книга «Небесный почтальон Федя Булкин» — просто что-то потрясающее. Понятно, что есть и прекрасная мужская литература: это Евгений Водолазкин и Роман Сенчин. 

— В театре назревают изменения. Появляются спектакли, которые нужно смотреть в 3D-очках, наушниках, своих адептов обретает мобильный театр. Что будет дальше?

— Драматический театр в классическом понимании, когда есть «четвертая стена» и взаимоотношения между актерами, за которыми наблюдает зритель, никуда не денется. Многие это любят и будут любить. Но современный мир дает множество возможностей, в том числе и в театральном пространстве. Думаю, будущее театра в коллаборациях, в соединении абсолютно разных форм, притом не только из плоскости творчества.

Нам уже понятно содружество современной академической музыки с литературой, видеоартом, но есть еще и техника, наука, целое направление документального театра. Возможно всё. Прекрасно, что мы живем в такое время, когда границы понятия «театр» широки как никогда.

— Инициатива идет со стороны ищущих режиссеров, которым становится скучно в рамках традиционного театра, или это потребность пресыщенного технологиями зрителя?

— Безусловно, театр — это диалог. Есть люди, которым гораздо интереснее решать какие-то задачки, чем получать готовый продукт. Их очень трудно в чем-то убедить. Особенно среди современной молодежи есть сильное неприятие, отрицание того, что было. Именно в поисках диалога и возникают коллаборации. 

Никто не знает, как правильно. Поэтому, с одной стороны, эксперимент каким-то образом влияет на зрителя, которому приходится меняться либо держаться за свое привычное. С другой стороны, поиск диктуется временем, в котором мы живем.

— Вы уже больше года за рулем театра «Практика». Каковы итоги?

— Мы сделали очень многое — это главный итог, который радует. Моя личная радость — это команда, вокруг множество людей, которые помогают, поддерживают. Благодаря им стал возможен такой темп и такие результаты.

За этот год мы выпустили очень много хороших, востребованных зрителями спектаклей. Провели фестиваль документального театра Brusfest, сделали замечательную лабораторию «Практика постдраматурга». Открыли музыкальное направление, проводили концерты, сохранили наших резидентов и даже расширили эту структуру. Осталась площадка современного текста, спектакли. Сделано очень многое за этот год. И это только итоги по «Практике», не считая моей работы в МХТ имени Чехова и педагогики…

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Марина Брусникина — театральный режиссер, педагог, актриса. Окончила Школу-студию МХАТ в 1982 году (курс Олега Ефремова). В 1985-м была принята в труппу Художественного театра. C 2009 года — помощник художественного руководителя МХТ. С октября 2018-го — худрук театра «Практика». Преподает в Школе-студии МХАТ. Ставит спектакли в ведущих российских театрах. Заслуженная артистка России. Лауреат Государственной премии РФ. 
«Наш оперный зритель достаточно консервативен», Сергей Ходнев, КоммерсантЪ, 23.12.2019
Театр – он для людей, Brusfest, блог, 13.11.2019
Буквы на бумажных простынях, Старт Ап СТД РФ, 31.10.2019
Скрестите шпаги, господа артисты, газета Культура, 17.10.2019
«Если смерти, то мгновенной…», Игорь Шевелев, Российская газета, 15.10.2019
10 минут с юбилея Анны Петровой, Пресс-служба ТЦ «На Страстном», 24.09.2019
Эмилю Вернику — 95, Московский комсомолец, 4.09.2019
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, 1.09.2019
Памяти Аллы Покровской, Петербургский театральный журнал, 26.06.2019
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, 26.06.2019
Вспоминая Аллу Покровскую, Канал Культура, 26.06.2019
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, 25.06.2019
Школа Аллы Покровской, Известия, 25.06.2019
Беседа с Андреем Воробьевым, Инстаграмм Школы-студии МХАТ, 20.05.2019
«Чуш» и «Оттепель» в Новокузнецке, 10 канал (Новокузнецк), 20.05.2019
Дней связующая нить, Ревизор, 16.05.2019
Сюжет картин, MuseCube, 25.04.2019
«Школа для дураков»: упорядоченность иррационального, Известия. Саратов и регионы, 18.04.2019
«Уроки Табакова: начало положено, Известия. Саратов и регионы, 15.04.2019
Новости культуры, Канал «Культура», 12.04.2019
Ужас обернули мехом, КоммерсантЪ, 4.04.2019
«Пушечное мясо» Филиппа Григорьяна: не будить до весны!, Кристина Матвиенко, журнал Театр, 30.03.2019
Don’t Grow up it’s a trap, MuseCube, 28.02.2019
Не такой, как все, Театральная афиша столицы, 29.01.2019
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015