для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| буквы на бумажных простынях |

Буквы на бумажных простынях

Старт Ап СТД РФ, 31.10.2019
Ангелина Куликова

«Ленинградская мадонна» по дневникам и стихам Ольги Берггольц. Режиссёр Алексей Пучков, моноспектакль Ангелины Аладовой. Тверской ТЮЗ

«Откровение в одном действии» – такое определение дает режиссер. Это действительно очень откровенно. Прямым текстом – о любви, о выкидышах, о погибшем муже, о допросах и о войне. В основе спектакля — дневники поэта Ольги Берггольц с 20-х годов XX века до окончания блокады Ленинграда. Спектакль делится на две части: до и во время войны.
В первой части – личная жизнь. Как в детстве играла с сестрой, как впервые влюбилась, как читала стихи на сборе Союза писателей, истории любви Ольги Берггольц, ее семейные перипетии и трагедии. Красной нитью – становление человека и поэта. Дневники «сцеплены» друг с другом таким образом, что на первый план выходит процесс взросления девушки: как меняются ее мысли, ее «словообороты» и речевые привычки, ее истории и переживания. 
Во второй части – жизнь общественная. Неотделимые судьбы Берггольц и ее Родины. Кардинальная перемена тематики: все дневниковые записи – о народе и о том, как ему помочь. Практически ни слова о себе, только в контексте «я – гражданин».
В паутину дневников аккуратно вплетаются стихи. В первой части – исключительно голосом актрисы; во второй – вдобавок радиозаписи самой Берггольц. И здесь также отражен этот переход: от личной жизни, принадлежавшей только ей самой, к общественной, оставшейся во времени памятником, записанным на пластинку. Помимо дневников и записей во второй части присутствуют фрагменты откровенных писем с фронта Ольге Берггольц от солдат, благодаривших ее за стихи.
В драматургии спектакля заложена идея о значении человека в истории; вопрос, что в нем первично – личное или социальное, какая пропорция будет правильной. Поскольку Берггольц представлена героиней своего времени, наверно, следует сделать вывод, что правильно «социальное», по крайней мере, в те трагические годы войны, когда «личное» приходится отставить на второй план. «Ленин-градская мадонна» — само название спектакля выставляет свой акцент: речь пойдет не о женщине, а о ленинградской женщине, не о ее судьбе, а о судьбе ее и Ленинграда, не о том, что с героиней случилось, а о том, как это повлияло на город Ленинград. Почему мадонна, «богоматерь»? Потому что сберегла Родину.

Сценографически спектакль решён минималистично (художник Валерий Ковалёв). На сцене две бельевые верёвки с простынями. Чёрный куб. Круглый микрофон тех времен. Висящая радиотарелка. Пространство само по себе так органично, не требует каких-либо дополнительных декораций: широкий выступ в стене, на который можно забраться, открытая глазу зрителя кладка XIX века, дощатый обшарпанный пол, деревянная балка посреди площадки – сцена сама создает ан-тураж спектаклю.
В спектакле «работают» старые фотографии тех лет: детей Берггольц, которых не стало очень рано, мужа, погибшего на войне, и тех близких, кто пережил блокаду. Актриса вешает их на бельевую веревку на прищепки по мере своего рассказа, как будто создавая мемориал и сохраняя их лица на нити истории. Свой портрет она вешает последним, таким образом, присоединяя себя к тем, кто остался в том времени (хотя Ольга Берггольц прожила после войны еще долгую жизнь).
Немаловажным кажется первое появление главной героини: сначала она оказывается тенью на простыни и только после этого выходит к зрителю с тетрадью в руках, что-то записывая. Так создается впечатление, будто простынь – это лист бумаги, а поэт – рисунок, запись на нем. Она сама – и есть этот дневник. 
Актриса одета в черное платье с белым воротником, скромное и простое; в косах – белые ленты. Эстетика черно-белого во всем задает условность дневника: только два цвета. Белый – бумага. Черный – чернила. Так пишется история. 

С самого начала режиссер ломает четвертую стену. Перед нами сразу появляется маленькая девочка, которая хочет нам что-то рассказать, красная от переполняющих ее эмоций. Прямо здесь «рождается» первое стихотворение, и вот она будто советуется с нами: ну что, как?
Как она растет?
Юность – и она откладывает тетрадь подальше и кружит по сцене.
Влюбленность – и она играет лентами в волосах и крутится в простыни, будто в объятиях.
Свадьба – и она расплетает косы.
Дети – и простыни висят, как люльки…

Перед актрисой Ангелиной Аладовой стоит непростая задача – показать, как растет человек; быть разной на каждой новой странице дневника, потому что между записями – годы и события, после которых человек просто не может оставаться таким, как прежде. Актрисе это удается. Появляется юной девушкой 15-16 лет, а уходит умудренной жизнью женщиной. Это тяжелый спектакль. В биографии Ольги Берггольц довольно жутких событий: потеря двух детей; допрос, во время которого у нее начинаются третьи роды, закончившиеся выкидышем из-за того, что она была избита и не госпитализирована; гибель мужа на войне; голод Ленинградской блокады…
Кроме того, Аладовой приходится воспроизводить не только внутренний голос Берггольц, в некоторых дневниках записаны диалоги, поэтому актриса играет за двух, а иной раз, трех человек, именно так решена сцена допроса. И это кульминационный момент спектакля: беременная женщина на допросе. Ее не отпускают, унижают, бьют. И дело даже не в том, что происходит. Мощно режиссерское решение: Аладова сидит на кубе, под платьем – «живот» из простыни, изнеможённая, напуганная Берггольц, выпаливает текст кусками. Каждый удар следователя – сама бьет себя кулаком по животу. Корчится и падает с этого куба на пол. Крик, страх, боль. А дальше… тишина. Молча достает из-под платья простынь. Выкидыш.

Ангелина Куликова – студентка 2 курса Продюсерского факультета Школы-студии МХАТ (мастер – Марк Литвак).
Театр – он для людей, Brusfest, блог, 13.11.2019
Буквы на бумажных простынях, Старт Ап СТД РФ, 31.10.2019
Скрестите шпаги, господа артисты, газета Культура, 17.10.2019
«Если смерти, то мгновенной…», Игорь Шевелев, Российская газета, 15.10.2019
10 минут с юбилея Анны Петровой, Пресс-служба ТЦ «На Страстном», 24.09.2019
Эмилю Вернику — 95, Московский комсомолец, 4.09.2019
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, 1.09.2019
Памяти Аллы Покровской, Петербургский театральный журнал, 26.06.2019
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, 26.06.2019
Вспоминая Аллу Покровскую, Канал Культура, 26.06.2019
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, 25.06.2019
Школа Аллы Покровской, Известия, 25.06.2019
Беседа с Андреем Воробьевым, Инстаграмм Школы-студии МХАТ, 20.05.2019
«Чуш» и «Оттепель» в Новокузнецке, 10 канал (Новокузнецк), 20.05.2019
Дней связующая нить, Ревизор, 16.05.2019
Сюжет картин, MuseCube, 25.04.2019
«Школа для дураков»: упорядоченность иррационального, Известия. Саратов и регионы, 18.04.2019
«Уроки Табакова: начало положено, Известия. Саратов и регионы, 15.04.2019
Новости культуры, Канал «Культура», 12.04.2019
Ужас обернули мехом, КоммерсантЪ, 4.04.2019
«Пушечное мясо» Филиппа Григорьяна: не будить до весны!, Кристина Матвиенко, журнал Театр, 30.03.2019
Don’t Grow up it’s a trap, MuseCube, 28.02.2019
Не такой, как все, Театральная афиша столицы, 29.01.2019
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015