для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| «человек размером с дом»: в ммома открылась выставка о дмитрии брусникине |

«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине

TheCity, 23.10.2019
В образовательном центре ММОМА открылась выставка, посвященная памяти актера и режиссера Дмитрия Брусникина. Ее подготовила спустя год после смерти наставника Мастерская Брусникина в рамках фестиваля современного искусства «Территория». Рассказываем, как устроена экспозиция. 

Здание Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке – пятиэтажный особняк, с помощью которого реализована метафора «человек размером с дом». Каждый этаж – часть Брусникина, по ним, как по телу великана, могут прогуляться посетители. Сравнение с великаном неслучайно – актер, режиссер, педагог, популяризатор современного театра – за 60 лет жизни успел сделать действительно много: он был связующим звеном традиционалистского и новаторского искусства, воспитал несколько поколений актеров и режиссеров, а его Мастерская Брусникина стала одним из самых популярных московских коллективов.

На сцене он никогда не переставал быть Димой Брусникиным. Нельзя сказать, что это не была профессия, но профессия не была первичной. В нем первичен был человек. Он обладал внутренним стержнем, его было не сломить – ни костюмом, ни характером, ни маской, ни приспособлением.
Те, кто плохо знаком с биографией режиссера, смогут прочесть факты из его жизни на одном из этажей. Но авторы проекта не хотели ограничиваться сухими фактами и датами. Помимо официальной биографии, во время выставки будет формироваться и другая история режиссера, созданная из интервью, его рассказов и историй о нем.

Куратор проекта – театральный художник Ксения Перетрухина, которая много работала с Брусникиным, постаралась через пространство показать, каким человеком он был. Любимая еда, книги, игры, люди – всем составляющим жизни нашлось здесь место. И каждый день эта «субъективная» биография будет разрастаться, а выставка – меняться. На втором этаже, в библиотеке ММОМА, брусникинцы нескольких поколений по вечерам будут читать любимое произведение мастера – «Три мушкетера». На третьем расположилось маленькое футбольное поле (Брусникин обожал эту игру), усеянное мячами с подписями «Дима», «Димуля», «Демьян Борисович». Последнее – прозвище, которое Брусникину дал актер Сергей Гармаш.

Играл во все – шашки, шахматы, домино, покер преферанс… И всегда выигрывал. И по жизни был невероятно везучий, ему все доставалось легко, все само в руки шло.
Он играл очень красиво. Только футболист футболиста может понять – кажется, что он сейчас будет бить головой, мяч летит, а он такой красивый, высокий, стройный, он пролетает и бьет ногой. Это очень круто, это искусство. Он так же играл на сцене – ты ждешь одного хода, ты думаешь, что он сейчас будет бить головой, а он бьет ногой. И ты понимаешь – он прав, так более красиво.

Четвертый этаж построен как декорация к спектаклю «До и после». Мультижанровый проект о пожилых актерах, посвятивших свою жизнь театру, Мастерская Брусникина поставила еще в 2016 году и даже съездила с ним на гастроли. Ксения Перетрухина, которая была сценографом «До и после», придумала в той же визуальной форме новую историю – про Брусникина. Получилась огромная деревянная конструкция со множеством дверей и дверок. Каждую из них стоит открыть – за ними скрываются вещи режиссера, экраны с фрагментами фильмов и спектаклей и множество текстов с веселыми, трогательными и поучительными историями. Одну из них, например, Дмитрий Брусникин рассказывал своим студентам (особенно тем, кто исполнял бессловесные роли) во время гастролей в Екатеринбурге: «В 60-х в Свердловском драмтеатре был один актер массовки. Как говорилось, играл все, что могло держать алебарду, и все, что приклеивалось к бороде. Но относился к своей профессии очень серьезно, каждый день на два часа раньше приходил в театр и репетировал. Поскольку никто из актеров его серьезно не воспринимал, он просил гардеробщиков и вахтеров кидать ему реплики. Все в театре считали его за дурачка. Но когда его позвал Тарковский – он был готов. Это был его Солоницын».

Бездонный брусникинский багажник стал притчей в языцех – если вдруг возникала надобность, Дмитрий Владимирович шел к машине и доставал оттуда что-то дурацкое – старый свитер или шапку, сломанную видеокамеру, неработающую зажигалку – держи, с днем рождения!
«Мое убеждение, что главная память о нем именно в этом рассыпанном в людях пазле», – оставляет послание куратор на стене перед одним из залов. Вставка не будет статичной, она будет жить и развиваться: на протяжении четырех недель по вечерам будут проходить чтения, лекции, показы спектаклей, а на стенах появятся новые тексты веселых историй и трогательных воспоминаний – все вместе и составит наиболее полный и точный портрет человека размером с дом. Завершится выставка 17 ноября – в день рождения Дмитрия Брусникина.
Театр – он для людей, Brusfest, блог, 13.11.2019
Буквы на бумажных простынях, Старт Ап СТД РФ, 31.10.2019
Скрестите шпаги, господа артисты, газета Культура, 17.10.2019
«Если смерти, то мгновенной…», Игорь Шевелев, Российская газета, 15.10.2019
10 минут с юбилея Анны Петровой, Пресс-служба ТЦ «На Страстном», 24.09.2019
Эмилю Вернику — 95, Московский комсомолец, 4.09.2019
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, 1.09.2019
Памяти Аллы Покровской, Петербургский театральный журнал, 26.06.2019
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, 26.06.2019
Вспоминая Аллу Покровскую, Канал Культура, 26.06.2019
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, 25.06.2019
Школа Аллы Покровской, Известия, 25.06.2019
Беседа с Андреем Воробьевым, Инстаграмм Школы-студии МХАТ, 20.05.2019
«Чуш» и «Оттепель» в Новокузнецке, 10 канал (Новокузнецк), 20.05.2019
Дней связующая нить, Ревизор, 16.05.2019
Сюжет картин, MuseCube, 25.04.2019
«Школа для дураков»: упорядоченность иррационального, Известия. Саратов и регионы, 18.04.2019
«Уроки Табакова: начало положено, Известия. Саратов и регионы, 15.04.2019
Новости культуры, Канал «Культура», 12.04.2019
Ужас обернули мехом, КоммерсантЪ, 4.04.2019
«Пушечное мясо» Филиппа Григорьяна: не будить до весны!, Кристина Матвиенко, журнал Театр, 30.03.2019
Don’t Grow up it’s a trap, MuseCube, 28.02.2019
Не такой, как все, Театральная афиша столицы, 29.01.2019
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015