для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| скрестите шпаги, господа артисты |

Скрестите шпаги, господа артисты

газета Культура, 17.10.2019
Мушкетеры короля и гвардейцы кардинала, герои Шекспира и Ростана, Стивенсона, Сабатини и Вальтера Скотта — когда на сцене или на экране они вытаскивают из ножен шпаги, мечи или абордажные сабли, зритель забывает, что перед ним артисты. Или — не поддается иллюзии. Это целиком зависит от того, насколько постановщик боя справился со своей задачей. Рассказывая о театральных профессиях, «Культура» не могла обойти вниманием мастеров клинка.


Есть вдохновение в бою

Истории, в которых героям приходится выяснять отношения с помощью холодного оружия, разыгрываются на подмостках как минимум с середины XVI века. Казалось бы, обучать актеров искусству владения клинком должны уже больше четырех столетий. В противном случае как представить почтеннейшей публике схватку того же Гамлета с Лаэртом или Тибальда с Ромео? Однако, согласно свидетельствам, и во времена Шекспира, и много позже поединок на сцене изображался весьма и весьма условно. Театр, в те поры еще не стремившийся утвердить «правду жизни», мог себе это позволить. Подобный подход — разумеется, с поправкой на восточную традицию — показан в фильме «Мастер меча», снятом в 1962 году режиссером Харуми Мизухо по сценарию Акиры Куросавы.


Сценическое фехтование как строгая дисциплина, необходимая любому артисту, появилась на свет чуть более ста лет тому назад и является российским ноу-хау. Основоположником считается Александр Иванович Люгар, и пусть никого не смущает его французское происхождение — он из тех «иностранцев», к числу которых принадлежали Пушкины, Лермонтовы, Фонвизины. Жан Люгар, приехавший в Россию где-то в конце XIX века, был фехтмейстером и, вероятнее всего, получил образование в знаменитой на всю Европу Академии военной физической подготовки в Жуанвиль-ле-Пон, где особое внимание уделяли не только обучению бранному делу, но и физическому воспитанию будущих воинов.

Не исключено, что и его сыновья, продолжившие династию, прошли эту школу. Во всяком случае, в преподавании они придерживались именно жуанвильской системы. Старший, Исидор, одно время обучал фехтованию господ офицеров 15-й пехотной дивизии, расквартированной в Одессе. Младший же, Александр, преподавал «шпажную науку» в Первопрестольной — в Александровском военном училище, на офицерских курсах Московского гренадерского корпуса и даже в Московском университете. Мастер такого класса оказался на театральных подмостках благодаря выдающемуся русскому импресарио Сергею Зимину, создавшему в 1904 году частную оперную труппу, которой суждено было стать не просто знаменитой, но легендарной.

Люгар время от времени проводил показательные поединки на рапирах, восхищавшие всех легкостью, эффектностью и изяществом. Видимо, на одном из таких публичных выступлений побывал и Зимин. Обладавший способностью вовлекать в свою орбиту яркие и неординарные таланты, Сергей Иванович решил: никто лучше Люгара с батальными сценами — они тогда были в большой моде в оперных постановках — не справится. Маэстро начал работать с артистами зиминской труппы примерно в 1906-м. Дальновидный «продюсер» оказался прав — всякий раз Александр Иванович создавал зрелище не просто впечатляющее, но и предельно достоверное, независимо от количества действующих лиц. В 1910 году один из современников под впечатлением от постановки оперы французского композитора Жана Нугеса «Камо грядеши?» писал: «Мсье Люгар, обладавший несомненным режиссерским талантом, был своеобразным батальным балетмейстером, обучая не столько бою, который в натуральном виде на сцене маловыразителен, сколько динамичной смене эффектных боевых поз».

И до Люгара сражения на сцене ставили мастера, преподававшие у военных, но они с разной степенью успешности пытались перенести в театр принципы, действовавшие на поле брани. Он первым понял, что ставить бой на сцене один в один с тем, как тот происходит в реальности, неправильно, поскольку на подмостках свои законы. В настоящем сражении твоя задача — поразить противника, и как это выглядит со стороны — дело десятое. В свете рампы все с точностью до наоборот: «противник» должен остаться цел и невредим, будучи «убитым» и красиво, и убедительно.

Секрет, открытый выдающимся фехтмейстером, был прост. Он смог «обосновать свои положения и свои методы только на свойствах и стремлении сцены изображать жизнь, но никак не быть ей самою». По мнению Люгара, «было бы большим недоразумением, если бы кто стал видеть в преподавании и в знакомстве со сценическим фехтованием средство сделать из артиста профессионала-бойца. Дать возможность артисту представить лицо, владеющее оружием, — вот что преследуется школой сценического фехтования».



Постепенно у маэстро сложилась целая система обучения сценическому бою, которую он и изложил в учебнике, увидевшем свет в 1908 году. Тираж раскупили практически мгновенно, интерес к книге был так высок, что в 1910-м вышло второе издание, исправленное и дополненное. Это было первое в истории руководство, предназначенное именно для актеров, и его довольно быстро взяли на вооружение практически все ведущие театральные школы, существовавшие в Москве, а потом и в Петербурге.

Поэтому сценическое фехтование — один из самых старых предметов в русской театральной школе. Старше только танец, ему будущих артистов обучают уже два столетия. 

Властвовать собою

Шекспир и Ростан, Шиллер и Мериме, Лопе де Вега, Стивенсон и Дюма — желанные гости на любой драматической сцене, однако пьес, в сюжет которых вплетен хотя бы один поединок, не так много. Может, и необязательно обучать студентов театральных вузов сценическому бою? Ведь большинству из них вряд ли доведется сыграть д’Артаньяна или Сирано де Бержерака, не говоря уж о Гамлете. А в кино все сделают профессиональные спортсмены или каскадеры, благо техника позволяет.

Андрей УраевНо без этой дисциплины артисту никак не обойтись, доказывает член Российской гильдии режиссеров и педагогов по пластике, доцент Школы-студии МХАТ Андрей Ураев. На его счету немало масштабных проектов. Андрей Викторович работал с Юрием Любимовым на опере «Князь Игорь» в Большом театре и с Владимиром Хотиненко на картине «1612: Хроники Смутного времени», ставил фехтование в шоу Viva Zorro конного цирка Тамерлана Нугзарова и в ледовом представлении по мотивам «Трех мушкетеров» компании Stage Entertainment. И персонажи «Влюбленного Шекспира» в Театре им. Пушкина сражаются, руководствуясь его наставлениями.

— Главная заслуга Люгара в том, — уверен Андрей Ураев, — что он первым установил взаимосвязь между освоением искусства владения холодным оружием и воспитанием целого ряда необходимых актеру качеств, не только телесных. Первое издание его книги мне, к сожалению, найти пока и не удалось, но второе в моей библиотеке есть. И каждый раз, когда его открываю, не могу не восхититься глубиной подхода маэстро к любимому делу: «Фехтование, как известно, развивает в человеке пластику, свободу и легкость движений и искореняет дурные привычки в жестах и манере держать себя». С ним согласились не сразу, но постепенно предмет стали включать в программу обучения многие выдающиеся деятели театра, открывавшие свои школы; необходимость признавали, например, Мейерхольд и Станиславский. У Константина Сергеевича была даже небольшая коллекция, собранная, чтобы лучше понимать, какой вид оружия целесообразнее использовать в той или иной постановке.

— Человек непосвященный, — продолжает Андрей Викторович, — обычно ужасается количеству текста, который актер должен держать в голове. На самом же деле гораздо сложнее распределить силы, чтобы их хватило до конца спектакля. В кино ситуация аналогичная — съемочная смена может длиться много часов, а в кадре требуется быть собранным, бодрым и подтянутым. Физическая форма для артиста — качество не менее важное, чем собственно актерские данные. Фехтование, если можно так выразиться, вершина пирамиды обучения пластике. Поединок — не просто обмен ударами. Необходимо произвести впечатление на зрителя и одновременно содействовать раскрытию характеров персонажей. Гамлет, между прочим, в финале умирает, и сцена боя должна отражать испытанное им в последние мгновения жизни. Поэтому ставить ее нужно не только в физическом плане, но и в психологическом. Если в спектакле таких сцен несколько — мушкетеры, к примеру, постоянно с кем-то сражаются — задача еще сложнее. Ведь что такое бой в реальности? Противники концентрируются, за достаточно короткое время выкладываются полностью, и на этом все, а артист, если его не «убили», должен еще доиграть спектакль. Вот это и учел Александр Иванович Люгар. А вслед за ним и великие продолжатели нашего дела Иван Эдмундович Кох, благодаря которому система Люгара была извлечена на свет Божий после многих лет забвения, и его ученица и ближайший сподвижник Галина Викторовна Морозова, мой учитель.

«Мушкетеры» против гаджетов

Сценическое фехтование — термин, так сказать, внутрицеховой, понятный тем, кто создает фильм или спектакль. Зритель должен пребывать в уверенности, что все увиденное происходит взаправду. Когда у Григория Козинцева, яростно звеня клинками, бросаются друг на друга Гамлет-Смоктуновский и Лаэрт-Олексенко или Эдмонд-Адомайтис и Эдгар-Мерзин, публика ни секунды не сомневается: это смертельная схватка. И даже когда благородный идальго Дон Кихот в исполнении Николая Черкасова своим заржавленным мечом освобождает пленников, мы верим: он победил в честном поединке. В трех самых известных картинах Козинцева — «Дон Кихоте», «Короле Лире» и «Гамлете» — «батальные» сцены ставил Иван Эдмундович Кох, и до сих пор они считаются у профессионалов эталоном. Довелось маэстро сыграть и фактически самого себя — в картине Николая Калинина «Сотвори бой» (1969), где одну из своих первых ролей исполнил Александр Збруев.

Получается, все, что мы видим на сцене и на экране, — неправда?

— Отнюдь, — настаивает актер, режиссер, постановщик боев и трюков Андрей Рыклин. — Правда, но другая. Студентам на первом же занятии говорю: буду делать из вас «жуликов». Они смеются, чуют подвох, но много позже осознают: в сценическом сражении все заранее придумано, просчитано до миллиметра и отрепетировано едва ли не до автоматизма. В спорте, в историческом или реконструктивном фехтовании соперник — всегда противник и цель — только победа. В кино и на подмостках вы союзники, а задача — заставить зрителя поверить, что деретесь по-настоящему. В реальном поединке нужно наносить удары так, чтобы противник не мог их отразить, а тут ты сам должен уметь остановить свой клинок, не коснувшись тела партнера. Поэтому наше искусство лучше сравнить не со спортом, а с балетом: все позы и движения жестко регламентированы, словно в классической хореографии. Каждый поединок подчиняется законам драматургии, развиваясь от завязки к кульминации, а потом к финалу. И если зрителю драматургия ясна, и увиденное отвечает его представлению о том, «как это должно быть на самом деле», он поддастся силе созданной тобой иллюзии. 

Творческой биографии Андрея Рыклина впору позавидовать — мастер ставил бои в «Гардемаринах III», «Королеве Марго» и «Графине де Монсоро», в «Сатисфакции», «Слуге государевом» и «Записках экспедитора Тайной канцелярии». А началось все еще на первом курсе Театрального училища имени Щепкина.

— Нас, как мушкетеров, — рассказывает Андрей, — было четверо — Максим Дахненко, Виталий Бардачев, Миша Шевчук и я. Фехтование стали изучать только через год, но не терпелось взять в руки шпаги. Мишка был кандидатом в мастера по пятиборью, куда, как известно, входит и фехтование, и мы решили осваивать спортивные азы. Довольно быстро поняли: на сцене это не работает, и начали в меру своего разумения «адаптировать». То есть азартно изобретали велосипед. Когда на втором курсе стартовали занятия по сценбою, оказалось, что мыслили мы в правильном направлении. Вообще людей, увлеченных романтикой в духе Дюма, немало: разумеется, не только среди актеров. Поэтому я лет пятнадцать назад открыл школу, куда может прийти человек с улицы. Артистом он, конечно, не станет, но за два-три года научится прилично фехтовать, если хватит терпения и упорства. Без этих качеств брать в руки шпагу бессмысленно. Ко мне приходят и студенты творческих вузов, и уже состоявшиеся актеры, которые хотят поддержать форму. Шпага, по сути, такой же физкультурный снаряд, как кольца или брусья, — требует тренировки. Но главное — это фундамент, который в тебя заложили в институте. Мы с Максом три года назад дрались в сериале «Анна-детективъ», хотя он давно клинка в руках не держал.

Андрей Рыклин много работает в театре, в одном только РАМТе больше десятка спектаклей, где он ставил поединки, но самым ярким и зрелищным, пожалуй, являются «Мушкетеры». Выпустил их как режиссер — перезвон шпаг практически не стихает два с лишним часа сценического действия. Спектаклю уже больше пяти лет, но зал всегда полон. Старинная романтика плаща и шпаги может быть интересна и юным прагматикам, для которых гаджет — продолжение их самих. И если пробудить интерес, ребята и роман Дюма откроют, а потом могут и за Шекспира взяться.

— К сожалению, — сокрушаются Рыклин и его коллеги, — сценическому движению в театральных вузах уделяют все меньше времени, а фехтование вообще сделали факультативом. Сторонники подобной «экономии» уверены: если надо, постановщик сможет «натаскать» актера на какие-то простые комбинации. Однако за пару репетиций из тюфяка д’Артаньяна не слепишь. За рубежом ничего подобного нет. Там масса любительских студий, регулярно устраивают так называемые «чемпионаты мира» по арт-фехтованию, но то, чем они занимаются, к театру никакого отношения не имеет. Наша актерская школа фехтования — лучшая в мире, вот почему так важно ее сохранить.
Театр – он для людей, Brusfest, блог, 13.11.2019
Буквы на бумажных простынях, Старт Ап СТД РФ, 31.10.2019
Скрестите шпаги, господа артисты, газета Культура, 17.10.2019
«Если смерти, то мгновенной…», Игорь Шевелев, Российская газета, 15.10.2019
10 минут с юбилея Анны Петровой, Пресс-служба ТЦ «На Страстном», 24.09.2019
Эмилю Вернику — 95, Московский комсомолец, 4.09.2019
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, 1.09.2019
Памяти Аллы Покровской, Петербургский театральный журнал, 26.06.2019
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, 26.06.2019
Вспоминая Аллу Покровскую, Канал Культура, 26.06.2019
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, 25.06.2019
Школа Аллы Покровской, Известия, 25.06.2019
Беседа с Андреем Воробьевым, Инстаграмм Школы-студии МХАТ, 20.05.2019
«Чуш» и «Оттепель» в Новокузнецке, 10 канал (Новокузнецк), 20.05.2019
Дней связующая нить, Ревизор, 16.05.2019
Сюжет картин, MuseCube, 25.04.2019
«Школа для дураков»: упорядоченность иррационального, Известия. Саратов и регионы, 18.04.2019
«Уроки Табакова: начало положено, Известия. Саратов и регионы, 15.04.2019
Новости культуры, Канал «Культура», 12.04.2019
Ужас обернули мехом, КоммерсантЪ, 4.04.2019
«Пушечное мясо» Филиппа Григорьяна: не будить до весны!, Кристина Матвиенко, журнал Театр, 30.03.2019
Don’t Grow up it’s a trap, MuseCube, 28.02.2019
Не такой, как все, Театральная афиша столицы, 29.01.2019
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015