для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| дней связующая нить |

Дней связующая нить

Ревизор, 16.05.2019
В ШДИ состоялась премьера «Школы для дураков» по роману Саши Соколова
Автор: Павел Подкладов

Замечательная актриса театра «Школа драматического искусства» и педагог Школы-студии МХАТ заслуженная артистка России Мария Зайкова подготовила со студентами выпускного курса мастерский Дмитрия Брусникина для зачета по сценической речи отрывок из «Школы для дураков» Саши Соколова. Неожиданно для Марии мастер предложил ей сделать из этого отрывка спектакль. И сказал: «Этот материал — про них, это для них близко, мне кажется, они его слышат. Делайте!» Возражения на тему: «Я ведь не режиссер!» — он категорически отверг. «Надо когда-нибудь начинать», — таков был его вердикт. И даже предложил вариант театральной площадки для реализации этой затеи — родной театр Марии Зайковой.

(В самом деле: где еще играть «Школу для дураков» студентам Школы-студии МХАТ, как не в «Школе драматического искусства»!?) Директор театра О. Э. Соколова (честь ей и хвала!), несмотря на обилие проектов во вверенном ей учреждении культуры, после некоторых раздумий приняла предложение Марии. Но Дмитрий Брусникин (светлая ему память!), увы, премьеру в ШДИ не увидел…

Что же такое эта брусникинско-зайковская «Школа для дураков»? Легкое, мимолетное, нежное прикосновение к потрясающему тексту и героям любимого романа. Взгляд на них сквозь магический кристалл из сегодняшнего дня и на себя — их глазами. Попытка понять природу чистоты их душ и помыслов и хоть немного соскрести с себя накипь нынешней «злобы дня». Поиграть с воображаемой машиной времени, ничего не играя и не изображая. Поклониться удивительному автору и своему не менее удивительному и так несправедливо рано ушедшему Мастеру…

Семь юных солнечных человек: четверо симпатичных, но очень разных парня — Александр Золотовицкий, Федор Левин, Кирилл Одоевский, Леонид Саморуков — и трое дивных, ослепительно красивых девочек — Анжелика Катышева, Юлия Разумовская и Тасо Плетнер — по воле режиссера и автора инсценировки особо не озабочиваются последовательностью сюжетной линии романа. Они как бы выхватывают из него фрагменты авторского текста, эпизоды, реплики, междометия и даже вздохи героев и создают немного иллюзорное, зыбкое, но очень живое и захватывающее зрелище, вызывающее аллюзии с полотнами импрессионистов. Или с милыми детскими рисунками. И поэтому обозначенная лишь несколькими изысканными черными линиями ботичеллиевская Венера на одной из белоснежных занавесок кажется наброском в альбоме способного ученика на уроке рисования. 

Эти прелестные, похожие на облака занавески (поклон художнику Анне Шароновой) периодически сдвигаются, напоминая нам о Его Величестве Театре. И вдруг, внезапно открываясь, погружают нас в музыкальный водоворот песен Pink Floyd, Bobby McFerrin’а и даже Алексея Хвостенко, которые участники исполняют под собственный аккомпанемент. Надо отдать должное актерской рок-группе: играют они очень даже неплохо и вполне могли бы составить отличную музыкальную команду. (Музыкальное оформление Александра Золотовицкого, педагог по вокалу — Алена Хованская). Наверное, кому-то это может показаться режиссерской причудой. Но, на мой взгляд, такой прием не просто разнообразит действие. Он очень важен по смыслу: не произнося высоких слов, юные артисты как бы исподволь пытаются напомнить людям о той пресловутой шекспировской «дней связующей нити»…

Разбирать по косточкам этот уникальный, как будто сотканный из воздуха спектакль значило бы поверять алгеброй гармонию. Час с небольшим пролетает как одна минута. И нельзя сказать, что темпоритмы спектакля какие-то уж очень стремительные. Напротив: действие развивается неспешно, с достоинством и уважением к автору и к зрителю. В том числе, к тому, который по недоразумению мог и не прочитать роман. Сказать, что юные актеры играют хорошо было бы не вполне верно. Здесь уместно вспомнить парадоксальное высказывание Олега Басилашвили после спектакля, в котором играл Лоуренс Оливье: «Он играет так, что видно, что он хорошо играет. А играть нужно так хорошо, чтобы этого не было видно!». Мне не было видно, что брусникинские выпускники играют хорошо. И все же они играли превосходно! Хотя вовсе не стремились демонстрировать свои таланты. И мастерство, которое, к счастью, им привили превосходные педагоги, работало не на их собственное эго, а исключительно в интересах спектакля.

Это касается всех составляющих актерской техники: и умения простроить роль, и хорошо поставленных голосов, и пластики (превосходная работа хореографа Иры Га). Но, прежде всего, того, как «вкусно» они произносят текст Саши Соколова. Невооруженным глазом было видно, что они восхищаются им сами и призывают зрителей разделить их восхищение. И поэтому дивная проза в их исполнении звучала порой как стихи! А в самом начале своей загадочной мудростью даже напомнила хокку! И мне как зрителю было не важно, является ли это режиссерской задумкой или получилось у них интуитивно. Важно, что юные актеры вместе с режиссером попыталась приподнять нас над бытом, над суетой, над серыми буднями. Чтобы и мы подобно героям романа вспомнили свои первые увлечения, радости и горести, переживания и протесты.

Но, наверное, главное состоит в том, что юные актеры, которым скоро предстоит окунуться в театральное производство, в массовку, в томительное ожидание хороших ролей, излучали какое-то не передаваемое обычными словами, неподдельное наслаждение и счастье от соприкосновения с превосходным текстом, от пребывания на сцене, от общения со зрителем и друг с другом. И когда в небольшом Грот-зале ШДИ по причине наступившей весны открылось окошко и в него прямо со Сретенки влез восторженный паренек с букетом сирени, тебе захотелось воспарить над Землей и вместе с Сашей Соколовым произнести что-то типа: «Так живите по ветру, молодежь, побольше комплиментов дамам, больше музыки, улыбок, лодочных прогулок, домов отдыха, рыцарских турниров, дуэлей, шахматных матчей, дыхательных упражнений и прочей чепухи».

Как бы высокопарно это ни звучало, в тот дивный вечер из-под кожи этих ребят «сочилась душа» необыкновенного человека Дмитрия Владимировича Брусникина. И мне даже почудилось, что в Грот-зале в углу за последним рядом вместе с прекрасной Марией Зайковой стоял и переживал за своих питомцев и он - их Учитель, которому посвящен этот спектакль.
Эмилю Вернику — 95, Московский комсомолец, 4.09.2019
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, 1.09.2019
Памяти Аллы Покровской, Петербургский театральный журнал, 26.06.2019
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, 26.06.2019
Вспоминая Аллу Покровскую, Канал Культура, 26.06.2019
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, 25.06.2019
Школа Аллы Покровской, Известия, 25.06.2019
Беседа с Андреем Воробьевым, Инстаграмм Школы-студии МХАТ, 20.05.2019
«Чуш» и «Оттепель» в Новокузнецке, 10 канал (Новокузнецк), 20.05.2019
Дней связующая нить, Ревизор, 16.05.2019
Сюжет картин, MuseCube, 25.04.2019
«Школа для дураков»: упорядоченность иррационального, Известия. Саратов и регионы, 18.04.2019
«Уроки Табакова: начало положено, Известия. Саратов и регионы, 15.04.2019
Новости культуры, Канал «Культура», 12.04.2019
Ужас обернули мехом, КоммерсантЪ, 4.04.2019
«Пушечное мясо» Филиппа Григорьяна: не будить до весны!, Кристина Матвиенко, журнал Театр, 30.03.2019
Don’t Grow up it’s a trap, MuseCube, 28.02.2019
Не такой, как все, Театральная афиша столицы, 29.01.2019
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015