для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| ужас обернули мехом |

Ужас обернули мехом

КоммерсантЪ, 4.04.2019
Фестиваль «Территория» совместно со Школой-студией МХАТ и Мастерской Брусникина выпустил спектакль на Новой сцене МХТ. Режиссер и создатель перформансов Филипп Григорьян поставил «Пушечное мясо», в котором мало музыки и много слов. Но, как считает Алла Шендерова, спектакль вышел очень музыкальным.

Если вы видели пьесы Пряжко, то знаете, что они могут состоять из 500 фотографий и нескольких к ним подписей («Я свободен») или из двух фраз: «Солдат пришел в увольнительную. Когда надо было идти обратно в армию, он в армию не пошел» («Солдат»). В этом смысле «Пушечное мясо» традиционно: в нем есть ремарки автора и реплики героинь. Их три: художница Алина, галеристка Марина и их общая подруга Оля, тоже вроде галеристка. Но происходит с героинями совсем не то, о чем они говорят. Это тоже вполне старый прием, найденный еще Чеховым, и, кстати, как и у Чехова, реплики в «Пушечном мясе» имеют особый ритм.

Филипп Григорьян не раз ставил тексты Пряжко и знает, что слова могут быть ширмами. Он сохраняет ритм, прослаивая действие минималистской музыкой, иногда это просто удар пальцем по клавише, реже — целый аккорд (композитор Андрей Борисов). Авторские ремарки озвучены в микрофон тихим мужским голосом — актер Никита Ковтунов в концертном пиджаке и с бабочкой растянулся фактически у ног первого ряда (никаких подмостков тут нет). Поскольку все предметы — кровать, пустая рама вместо зеркала, к которой часто подходит Оля, и маленький стол со стульями — обшиты белым мехом (авторы оформления Филипп Григорьян и Влада Помиркованая), можно решить, что вы в тон-студии, где среда глушит лишние звуки. И лишние эмоции. Потому никто не говорит прямо о том, что болит. 

Строгий куратор Марина (Ясмина Омерович) приходит к Алине (Эва Мильграм), чтобы посмотреть ее картины. Алина ей не нравится, а картины потрясают. Ей дурно: то ли от этого контраста, то ли от духоты — разговоры о жарком лете повторяются и намеренно оттенены, вернее сюрреалистически остранены мехом. Алина говорит, что способна на «простой человеческий жест» и приносит воды. Также спокойно она описывает ситуации, толкнувшие ее на создание картин. И вот уже неясно: перед вами ожившая картина или новая сцена? Действие движется вперед или назад? Алина встречается в парке с Олей (Мария Лапшина). Оля уходит, но сразу возвращается, в репликах мелькает «ужас в дальнем конце парка».

Три актрисы-четверокурсницы Школы-студии очень музыкальны и тактичны. Они в белом, но одеты в разных стилях. Лицо каждой достойно портрета, но их лица, как и речь, утаивают больше, чем открывают. Вы не узнаете, что происходит на самом деле. Почему Оля все время боится за отца, хотя в первом эпизоде старый отец был у Алины. Что за обколотых парней видит Оля то в транспорте, то в парке — сила ее дыхания на секунду заставит обоих очнуться и стать неотразимо прекрасными. По белому ковру слева направо движутся Никита Ковтунов (отец) и Кирилл Одоевский (парень) и, сделав круг, застывают. Образы и ситуации, послужившие для картин Алины, повторяются.

Любопытно, что этот современный, во многом радикальный спектакль глубоко укоренен в традиции. Пьесу «Пушечное мясо» опубликовал в 2015-м журнал «Искусство кино», оформив ее титульный лист репродукцией «Одиночества» Борисова-Мусатова. На спектакле тоже думаешь о символистах — о картинах, где изображение одной женщины повторялось трижды в разных ракурсах, а зрителю оставалось гадать: это три ипостаси одного лица или три сестры. «В третьем акте на фоне глупого топотанья входит ужас»,— слова Мейерхольда о «Вишневом саде» Чехова на спектакле Григорьяна тоже всплывают сами собой.

Ведь на самом деле есть только Оля и ее застарелый ужас: по Пряжко, «ужас похож на мокрый заплесневелый хлеб». Может быть, отец умер, а парень передознул. Этот спрятанный приглушенный ужас и движет «Пушечным мясом», о нем Оля не может говорить даже с Алиной и Мариной, которые, впрочем, тоже ее вымысел. Хотя, может, все и не так — спектакль дает свободу фантазии. Есть в нем, несмотря на разлитую во всем меланхолию, и весьма едкий юмор: заметив колебания Марины при виде картины с лесбийским сюжетом, Алина вручает ей «книгу в виде брошюры», то бишь Конституцию — намек на свободу творчества, прописанную в Основном законе.
Эмилю Вернику — 95, Московский комсомолец, 4.09.2019
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, 1.09.2019
Памяти Аллы Покровской, Петербургский театральный журнал, 26.06.2019
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, 26.06.2019
Вспоминая Аллу Покровскую, Канал Культура, 26.06.2019
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, 25.06.2019
Школа Аллы Покровской, Известия, 25.06.2019
Беседа с Андреем Воробьевым, Инстаграмм Школы-студии МХАТ, 20.05.2019
«Чуш» и «Оттепель» в Новокузнецке, 10 канал (Новокузнецк), 20.05.2019
Дней связующая нить, Ревизор, 16.05.2019
Сюжет картин, MuseCube, 25.04.2019
«Школа для дураков»: упорядоченность иррационального, Известия. Саратов и регионы, 18.04.2019
«Уроки Табакова: начало положено, Известия. Саратов и регионы, 15.04.2019
Новости культуры, Канал «Культура», 12.04.2019
Ужас обернули мехом, КоммерсантЪ, 4.04.2019
«Пушечное мясо» Филиппа Григорьяна: не будить до весны!, Кристина Матвиенко, журнал Театр, 30.03.2019
Don’t Grow up it’s a trap, MuseCube, 28.02.2019
Не такой, как все, Театральная афиша столицы, 29.01.2019
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015