для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| «театр — ужасно несправедливое место» |

«Театр — ужасно несправедливое место»

Известия, 14.01.2019
Анна Позина

В МХТ им. А. П. Чехова продолжаются премьерные показы спектакля «Офелия боится воды». Современная трагикомедия не лишена шекспировских страстей. Одну из главных ролей исполняет ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий. В беседе с «Известиями» заслуженный артист России поделился мыслями об актуальной драматургии, ненормативной лексике и талантливых студентах.

— Чем вас привлекла пьеса и роль отца семейства на грани развода?

— Решающим фактором для меня стала режиссер спектакля Марина Брусникина. Мы всю жизнь вместе, это наша компашка. К сожалению, недавно так трагически ушел из жизни супруг Марины, Дима Брусникин…

Мы дружим с 1979 года, на моих глазах Марина стала режиссером, более того — есть театр Марины Брусникиной, узнаваемый, харизматичный. Она, как никто другой, чувствует современную драматургию, сегодняшнюю интонацию. Поэтому я всегда с удовольствием соглашаюсь с ней работать еще до того, как прочту пьесу.

В этом смысле я везучий человек: мне выпала удача работать как минимум с единомышленниками, как максимум с прекрасными друзьями. Чаще всего я выбираю роль не по материалу, а по людям. Поэтому и на этот раз трудности выбора не было. Хотя не могу сказать, что у меня лично всё совпало с драматургией Юлии Тупикиной.

— Критически относитесь к современным авторам?

— Я не считаю себя специалистом по современной драматургии, не всегда успеваю за ее содержанием, для меня она немного эсэмэсная, быстрая, сжатая. Не всегда улавливаю содержание и глубину современных пьес. Поэтому часто не понимаю, про что они. Хотя продираться сквозь драматургию — в традициях русского театра. В конечном итоге время расставит все точки над i и, возможно, современные драматурги станут классиками.

— В пьесе «Офелия боится воды» есть нецензурная лексика. Для слияния с сегодняшним днем можно допускать мат на мхатовскую сцену?

— Разговоры о допустимости ненормативной лексики начались не сегодня, но я считаю, что если талантливо, то можно всё. Если это не оскорбляет, не звучит пошло и гадко и если вам как художнику не перечит совесть, можно.

В спектакле «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева я отказывался играть — там все говорили матом. Но Дима Брусникин уговорил меня остаться, потому что в пьесе заложена прекрасная идея и история. В конце концов у режиссера Виктора Рыжакова хватило мудрости заменить мат другими словами, содержание спектакля от этого не пострадало, а мы, наоборот, что-то приобрели. И вот уже пятый год играем без мата. Значит, он был лишним. 

Лично я не люблю на сцене необоснованный мат и грязь. В то же время мне не нравится, когда говорят «это нельзя», особенно в творчестве. Как только что-то запрещают, запретное сразу начинают показывать в подвалах и говорить при этом: а не хотите ли посмотреть новый спектакль, там ребята так матерятся, такая откровенность… Мы уже это проходили в недавнем прошлом.

Как говорил Олег Павлович Табаков, зритель голосует ногами. Если не нравится — не пойдут, мат или не мат, ничем не завлечешь. Если постановка будет бездарной, пошлой — не ходите, я тоже не всеядный, мне и в родном МХТ им. А. П. Чехова не все спектакли нравятся. Это нормально.

— Возможно ли привлечь новую аудиторию коллаборациями с модными драматургами и злободневной тематикой?

— Я не думаю, что авторы пытаются потакать молодежи или заигрывать с ней, такая цель вряд ли стоит. Театр должен искать новые интонации, формы. Вот Олег Павлович отвечал за всё происходящее лично, мог закрыть спектакль, который в перспективе пользовался бы успехом у зрителей, что было понятно даже на премьерных прогонах. Говорил: мне не нравится, у меня такой постановки не будет.

Лично я не люблю на сцене провокацию ради провокации. Даже в трагедии, мне кажется, у зрителя должно быть очищение. Хочу, чтобы сегодняшний театр нес свет, добро. Пусть для кого-то эти слова звучат пафосно. Я оптимист по жизни, считаю, что театр победит все гаджеты, что к Москве подойдет океан и будет всегда 30 градусов тепла, бананы вырастут!

— Школа-студия МХАТ под вашим руководством отметила юбилей. Тяжела ли ответственность за это учебное заведение, по сути, за будущее Художественного театра?

— Я бы хотел, чтобы мое ректорство вспоминалось как этап развития Школы-студии. Не потому, что мне хочется оставить память о себе. Школа должна развиваться, но в какой-то степени она должна быть консервативной, без таблицы умножения высшую математику не поймешь.

Камергерский переулок — намоленное пространство. Я уже почти 40 лет работаю здесь. Сначала был студентом, потом актером, ректором. Если бы меня спросили, как Олега Павловича, что для вас самое главное, я бы, как он, ответил: самое главное — актерство и выходить на сцену.

— Какие проблемы сегодня у Школы-студии и как вы их решаете?

— Школа нуждается в реконструкции. Для этого нужны вложения, надеюсь, меня услышат. Я бы хотел, чтобы аудитории и кабинеты были отремонтированы в стиле сегодняшнего дня. Необходим новый учебный театр, который вроде есть, но на самом деле мало чему соответствует. Он находится в Старом здании, наверху ресторан, слышно все, пахнет.

У нас есть уникальный факультет художников, продюсеров. Мы первые в стране, кто выпускает художников-технологов. Звучит абстрактно для читателей и журналистов, а это люди, которые обеспечивают на сцене безопасность. Дефицитная профессия. Их аудитории следует обновить, нужны мультимедийные классы. Могу порадоваться за наше общежитие, мне кажется, оно одно из лучших в Москве. Хочется, чтобы ребята жили комфортно и чувствовали себя как дома.

— Хозяйственные проблемы отражаются на обучении?

— Нет, у нас потрясающий коллектив. На всех факультетах, кафедрах работают действующие режиссеры, художники, сценографы, продюсеры. Одной из наших кафедр заведует директор Большого театра, профессор Владимир Георгиевич Урин, гордимся, что он не покинул нас, будучи таким занятым человеком.

— Вы выпустили четыре актерских курса, весной будет пятый. Чем отличаются нынешние студенты от вашего первого выпуска?

— Принято говорить: «А вот в наше время…», а я скажу наоборот: с каждым набором ребята все лучше и лучше. Они свободные и независимые, я не об анархии и вседозволенности: у них свободные мозги.

— Раньше, скажем, в «Щуке» готовили пополнение для Вахтанговского театра, в Школе-студии МХАТ — для Художественного. Сегодня все играют везде. Значит, нет особых систем обучения, есть просто российский театр?

— Раньше, когда набирали студентов, учитывали амплуа: комик, инженю-кокет, героиня, герой, резонер… В этом смысле театр стал либеральнее. Мы можем только предполагать, в каком направлении будет развиваться тот или иной студент. Раньше была мхатовская школа переживания, вахтанговская — представления, школа Малого театра придерживалась консервативного, классического направления. Сегодня такой тенденции нет.

Я пришел в МХАТ в 1983 году при Олеге Николаевиче Ефремове. Уже тогда была сборная труппа, театр не варился в собственном соку. Великие актеры, которые в то время определяли сущность МХАТа, были выпускниками разных школ. Калягин — щукинской, Любшин — щепкинской, Катя Васильева окончила ВГИК. 

Ефремов и Табаков коллекционировали таланты вне зависимости от принадлежности к какой-то школе. Хотя, конечно, выпускники Школы-студии всегда были в приоритете. Мы продолжаем выпускать курсы, которые становятся театрами, хотя это сложно сейчас. Мне нравится, что в обучении на актерском факультете разные подходы, нет одного лекала. Хочется, чтобы мы разглядели главное в студенте и помогли ему нажимать кнопочки, которые у него внутри. О них еще Гамлет говорил…

— Считаете ли вы, что будущее за проектным, а не репертуарным театром?

— Нет. Одно из достижений советской власти — репертуарные государственные театры. Проектный или антрепризный театр — прекрасно, но это значит: собрались, отрепетировали, показали и закрыли…

Приезжают американские, английские, французские студенты на наши международные программы — они в восторге. Удивляются, как мы один спектакль 12 лет играем. Не могут поверить, что у меня семь названий и я через день играю разные спектакли. Это невероятная школа, разнообразие ролей. Для меня в этом и заключается профессия актера.

— Какое напутствие вы даете своим ученикам?

— Я не Ленин, чтобы давать напутствия (смеется)! Мне было приятно, когда на юбилее Школы-студии МХАТ вышли выпускники мастерской Димы Брусникина и стали вспоминать советы Дмитрия Владимировича: нарезали фразы из его интервью, он как будто им отвечал. До сих пор мурашки, когда вспоминаю это. Последний их вопрос был: ну как же, вы были нашим мастером, мы с вами советовались про жизнь. А он отвечает: да какой я мастер, я просто ваш друг.

Надо найти с учениками правильную интонацию: не должно быть панибратства, должно быть взаимоуважение. Мы у студентов тоже учимся молодому нетерпению, упрямству. И прежде всего мне хочется, чтобы за ребят не было стыдно как за людей. А дальше дело не только в таланте, но и везении, умении не пропить, не разбазарить свой талант, не продаться.

— Театр не то место, где царит справедливость: одному режиссеру вы нравитесь, другой «не видит вас»…

— Ужасно несправедливое место. Каждый по-разному справляется, кто-то уходит после неудачи. Может быть, это правильно. Если я хочу остаться в профессии, то, возможно, надо перейти в другое место, где нет опыта неудач, и там попробовать. Для этого надо иметь много морально-волевых сил и крепкие нервы.

Со многими ребятами мы расставались, чаще всего это происходило не из-за отсутствия таланта, а потому, что не находили общего языка, было непонимание, раздражение. Бывает, что человек не может справиться с одним этюдом и замыкается в себе. Хотя, если брать тех, кого мы отчислили, то почти все из них окончили театральные вузы. Более того, я ими горжусь! Они всё равно добились своего. Надо искать и не сдаваться.

Мы можем дать ребятам из любой социальной среды, любого региона возможность бесплатно учиться. Их много, из 30 студентов на первом курсе 25 живут в общежитии. Такого в мире нет. Да, есть гранты в Европе, когда за тебя платит государство, но это штучная история. А мы выискиваем молодых людей со способностями. Главное — не прозевать, раскрыть талант!

— Как вы относитесь к семейственности в театральной среде? Брали по знакомству отпрысков известных театральных и кинофамилий?

— Как я могу относиться к семейственности, если у меня семья в той или иной степени занимается театром? Прекрасно отношусь! Михаил Ефремов — талантливейший человек, может быть, даже талантливее своего папы. Саша Лазарев, Даша Юрская, с которой я играю в «Офелии», — тоже талантливые люди. Я и своих детей считаю талантливыми, другое дело, как сложится их судьба.

Если говорить про династии, то это 0,2% от общего числа ребят, поступающих в театральный вуз. У нас нет блата. Мы можем кого-то послушать, посмотреть, но это не гарантии поступления и дальнейшего успеха. Даже студенты платного отделения поступают в нашу школу на общих основаниях…
Театр – он для людей, Brusfest, блог, 13.11.2019
Буквы на бумажных простынях, Старт Ап СТД РФ, 31.10.2019
Скрестите шпаги, господа артисты, газета Культура, 17.10.2019
«Если смерти, то мгновенной…», Игорь Шевелев, Российская газета, 15.10.2019
10 минут с юбилея Анны Петровой, Пресс-служба ТЦ «На Страстном», 24.09.2019
Эмилю Вернику — 95, Московский комсомолец, 4.09.2019
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, 1.09.2019
Памяти Аллы Покровской, Петербургский театральный журнал, 26.06.2019
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, 26.06.2019
Вспоминая Аллу Покровскую, Канал Культура, 26.06.2019
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, 25.06.2019
Школа Аллы Покровской, Известия, 25.06.2019
Беседа с Андреем Воробьевым, Инстаграмм Школы-студии МХАТ, 20.05.2019
«Чуш» и «Оттепель» в Новокузнецке, 10 канал (Новокузнецк), 20.05.2019
Дней связующая нить, Ревизор, 16.05.2019
Сюжет картин, MuseCube, 25.04.2019
«Школа для дураков»: упорядоченность иррационального, Известия. Саратов и регионы, 18.04.2019
«Уроки Табакова: начало положено, Известия. Саратов и регионы, 15.04.2019
Новости культуры, Канал «Культура», 12.04.2019
Ужас обернули мехом, КоммерсантЪ, 4.04.2019
«Пушечное мясо» Филиппа Григорьяна: не будить до весны!, Кристина Матвиенко, журнал Театр, 30.03.2019
Don’t Grow up it’s a trap, MuseCube, 28.02.2019
Не такой, как все, Театральная афиша столицы, 29.01.2019
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015