для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| театральный роман маргариты анастасьевой: «были как у христа за пазухой» |

Театральный роман Маргариты Анастасьевой: «Были как у Христа за пазухой»

Марина Райкина, Московский комсомолец, 12.11.2018
12 ноября Школа-студия МХТ им. Чехова, эта кузница актерских кадров, отмечает 75-летие. И одной из главных фигур юбилейного вечера, без сомнения, станет обладательница студенческого билета № 1, выданного 75 лет назад, Маргарита Анастасьева. Она единственная из всего курса, кто до сих пор живет и здравствует. Остальных уже нет. А ей 93. Но, глядя на эту даму, сам основатель Художественного Константин Станиславский точно воскликнул бы: «Не верю!» Маргарита Анастасьева в эксклюзивном интервью обозревателю «МК» — о первом наборе студийцев, о великих мхатовских стариках и о себе.

Театральный роман Маргариты Анастасьевой:

Ее билет за номером один действительно оказался счастливым. Дочь врага народа (отец расстрелян в 1938-м) зачислили в первый набор школы при правительственном (таким неофициально считался МХАТ) театре. По окончании взяли в труппу, где она много и с успехом играла. А мужем ее стал первый мхатовский красавец Владлен Давыдов, с которым она счастливо прожила 67 лет. В МХТ работает и сын — Андрей Давыдов. До сих пор она сохраняет невероятную витальность. У Маргариты Викторовны огромные голубые глаза, она хохочет звонким смехом, улыбчива и абсолютно самостоятельна. Браво!!!

— Во время войны мы никуда с мамой не уезжали, жили в Москве, — рассказывает мне Маргарита Викторовна. — А Москва темная, вся Садовая в противотанковых ежах, а рядом с Эрмитажем, где мы жили, зенитка стреляла, если объявляли тревогу. Короче говоря, в такой обстановке я иду мимо Художественного театра, и при мне в витрине с той стороны вывешивают объявление: «Набор в Школу-студию Художественного театра». Боже мой! Я же мечтала о театре! На следующий же день побежала, сдала документы. Первым шло собеседование, на котором жестко отсеивали: из тысячи оставили триста. И в конечном счете к третьему туру из 300 нас осталось 18 восемнадцатилетних птенцов. Экзамены проходили в фойе театра, Москвин во главе комиссии. Было страшно, боязно, но, когда я увидела свою фамилию в списке принятых, ничего более радостного в своей жизни не испытывала.

— Интересно, по каким критериям раньше отбирали в актеры?

— Грубо говоря, как лошадей: чтобы были рост, стать, голос. И обязательно обаяние: Станиславский говорил Качалову, что обаяние для актера — это стопроцентный успех. Дар — как блондин ты или брюнет, как дыхание. Обаяние — это душа. Вот Василий Иванович Качалов был необыкновенно обаятельным. И потом, наш выпуск набирали с учетом классического репертуара. То есть чтоб женщины могли аристократок играть, двигаться, перчатки носить. А вы знаете, что труппу, причем любую, набирают по пьесе «Горе от ума»? Там же все персонажи есть — вот тебе и труппа сформирована.

Немирович, к сожалению, до открытия студии не дожил, хотя это была его идея — воспитать новое поколение артистов Художественного театра. За студию были Хмелев, Москвин, Качалов — старики, а среднее поколение не очень-то этого хотело. И, забегая вперед, скажу, что за четыре года, что учились, мы всех стариков перехоронили, всех, кто нас любил и пестовал. И мы попали в лапы к тем, кто, конечно, с почтением, с уважением к нам, но не так, как хотел того Немирович. 

Когда нас приняли, мы оказались в раю. Кругом-то ой-ой-ой что творится, а мы при театре. Нас любили, лелеяли, воспитывали. У нас бывали Ольга Книппер-Чехова, Анна Ахматова, Пастернак, Рихтер, даже Пристли (когда был в СССР, приходил). Раз в неделю обязательно Третьяковская галерея, мы ее наизусть знали. Нас старались сделать культурными, интеллигентными людьми.

— А стипендию платили или только кормили в то время?

— На втором курсе после экзамена я первая получила чеховскую стипендию — 400 рублей (старыми), а до этого совсем мало было. Талоны — да, давали на обед УДП, то есть усиленное диетическое питание, мы называли их «умрешь днем позже». В сравнении со всеми мы в студии были как у Христа за пазухой. Красивые девочки — локоны, вот такие ресницы… Но скромные были, зажатые все, и для педагогов стояла задача нас разжать. Это сейчас, говорят, не знают, как нынешних обратно зажать.

Фото предоставлено музеем МХТ им. Чехова.

— А как получилось, что ваш билет № 1?

— Я полагаю, что по алфавиту — фамилия Анастасьева шла первой. Билеты подписывал Качалов. А сейчас вообще получилось уникально, потому что я осталась одна со всего курса — вот какое завершение. Да, все умерли, я одна, как последний листок, на дереве болтаюсь. Знаете, я себя ощущаю крестом.

— Что вы имеете в виду?

— Это (показывает на левую руку) — ХХ век, правая — XIX, а здесь (голова) — ХХI. Я же родилась в 25-м году и ХIX век ощущаю через деда.

А дед Маргариты Анастасьевой — великий пианист, дирижер, педагог Феликс Блуменфельд. Среди его учеников — Горовиц, Нейгауз. В дом к ним приходил Борис Пастернак, и именно он спас маленькую Маргошу с матерью, когда арестовали отца. Пастернак умер, многие боялись приходить на похороны, но среди немногочисленных провожатых шел мхатовец Борис Ливанов. За это ему досталось от министра культуры Фурцевой.

— А Ливанов не испугался и сказал ей: «Пастернак мой друг, и я не мог не пойти».

— Запрещать хоронить близких. .. Ужаснейшее проявление советской власти.

— Ну как вам сказать… Ко всему привыкаешь. Ливанов вообще был удивительной личностью. Первый фильм, который я с ним увидела в детстве, был «Дубровский». И когда его убили, я пришла домой и рыдала. «Ну что ты плачешь? Это же актер, — говорила мне мама. — Он жив». И когда я поступила в театр, первым, кого там встретила, был Ливанов. Я с ним играла в своем первом спектакле «Чужая тень» по Симонову. Он по телефону разговаривал с товарищем Сталиным. А вот потом были «Кремлевские куранты». Тяжело репетировали, и меня с Левкой Золотухиным уже подсиживали дублеры. Нас с ним даже хотели снять с ролей. Тогда позвали автора — Погодина, показали, как играем, и он сказал: «Оставить. Верится, что она читает Блока».

А тут еще вот что. Играем один из спектаклей. Приезжают Булганин и Хрущев, сидят в левой, правительственной, ложе. И когда первый акт кончается нашей с Левкой сценой, вдруг Булганин с Хрущевым аплодируют. Не успели мы выйти со сцены, директор прибежал, все довольны, то есть нас утвердили. И на следующий день выходит «Правда», на первой странице статья, что МХАТ посетили Булганин и Хрущев. Так мы вчетвером — Смирнов, Ливанов, я и Золотухин — попали в «Правду». Все! Судьба была решена! И поехали мы по всему миру с этими «Курантами». Я играла и в «Третьей патетической», и в «Залпе Авроры» — все про дедушку Ленина. Перед Сталиным играла, перед Молотовым, Хрущевым.

— Вот ведь актерская судьба — вы из благородных, пострадавших от советской власти, а роли доставались…

— Время такое было. Когда я поступала в театр, первый раз соврала: в анкете про отца расстрелянного написала, что он умер. Меня поэтому и взяли в театр, а Юра Пузырев (помните такого артиста?) — у него такая же, как у меня, история. Он все честно написал, и его не взяли в МХАТ. Это же правительственный театр был.

— 93 года в паспорте. Как вам удалось себя сохранить такой витальной?

— За счет внутреннего состояния. Я по своей природе оптимист. Не собираюсь себя хвалить, но я не злая, не завистливая, оптимистичная, доброжелательная. Понимаете, нужно быть человеком незлобным. Если крутили за моей спиной, то я все узнавала последней.

— В театре непросто сохраниться.

— А может, я сохранилась, потому что Олег Николаевич (Ефремов. — М. Р. )… Ладно, не буду говорить… Он меня по существу… В общем, на пенсию перевел. Но, вот видите, пути Господни неисповедимы — я одна осталась, первая с курса пенсионерка, самая юная. Я уже 30 лет как пенсионерка. Что, я не могла играть?

Маргарита Анастасьева с мужем Владленом Давыдовым. Фото предоставлено музеем МХТ им. Чехова.

— Думаю, что очень даже могли.

— А чего он меня выгнал? Ну выгнал — и хорошо. А я в полном соку была. И если я сейчас прилично выгляжу, то 30 лет назад уж не хуже.

— Вы не простили его?

— Конечно, простила. Мне Владлен мой говорил: «Мой дом — моя крепость. А жена — крепостная актриса». (Смеется.) 67 лет прожили с ним, но это, между прочим, моя заслуга: баб-то сколько за ним бегало! И вот сейчас я имею право со стороны смотреть на свою жизнь, как в кино или в компьютере. К чему я это говорю? У меня события жизни все всполохами: вот я поступила в Школу-студию, вдруг получила роль, вдруг нашла дедовский архив и из него выяснила, что когда 50 лет было Дягилевским сезонам, с которыми работал мой дед, в этот момент я в Париже почти там же играла Елену Андреевну в «Дяде Ване».

— Как вы сейчас живете?

— Я вам скажу: сейчас как-то не очень интересно кругом, и я предпочитаю общаться с Рахманиновым, Чайковским, Микеланджело — у меня прекрасные альбомы его. Вот на кого надо равняться и брать все для души. И раньше МХАТ такой был.

— Вы не чувствуете себя одинокой?

— Нет, никогда. Это я от мамы унаследовала. Правда, сейчас тяжелый период в жизни, потому что уходят друзья. А их много не бывает.

— Как не пасть духом, когда все уходят?

— Мне Бог в помощь. У меня есть большой друг — митрополит. Я недавно была у него в Орле, он меня благословил на выступление на юбилее Школы-студии, я буду 12 ноября там речь говорить.
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015