для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| марина васильева и алексей розин: «у нас нет декораций: если я плохо сыграю, зрители запомнят только мою отвратительную игру» |

Марина Васильева и Алексей Розин: «У нас нет декораций: если я плохо сыграю, зрители запомнят только мою отвратительную игру»

Harpers' Bazaar, 20.10.2018
Марина Васильева и Алексей Розин — актерский дуэт из «Нелюбви» Андрея Звягинцева, выпускники Мастерской Дмитрия Брусникина, а с недавних пор еще и создатели спектакля «Кто убил Анну?», где Розин — режиссер, а Васильева — исполнительница главной и единственной роли. Сторителлинг (от английского «рассказывать истории») по роману Толстого раскрывает новые грани персонажей «Анны Карениной», проецирует ситуации давно минувших дней на современные реалии и анализирует природу женской истерики. Как все это возможно без помощи декораций, костюмов и прочих вспомогательных элементов, не свойственных сторителлингу, рассказали сами создатели спектакля «Кто убил Анну?», увидеть который в следующий раз можно уже 23 октября.

Почему именно Толстой и «Анна Каренина»?

Алексей: Если честно, Толстой не относится к числу моих самых любимых авторов, и просто так я вряд ли взялся бы за него. Но мне позвонили организаторы «Толстой Weekend», у которых мы год назад выступали со спектаклем «Истории об истории», и предложили еще раз принять участие в фестивале, но на этот раз попросили взять «что-то поближе к Толстому». Я в ответ пошутил про «Каренину», но шутку не поняли, сказали: «Нам подходит, высылайте технический райдер». Тогда я решил, пусть это будет творческий вызов. Просто так прочитать «Каренину» еще раз и разобраться в этом огромном романе я вряд ли соберусь, а тут отличный повод. Идея взять девушку, а не парня, тоже возникла почти сразу. С артисткой Васильевой мне давно хотелось поработать, потому что потенциал у нее громадный. К тому же мы с ней прошлой зимой поставили студенческий спектакль «П. и Н.» по роману Достоевского «Преступление и наказание» (идет в учебном театре Школы-студии МХАТ — прим. ред.), который, как и «Кто убил Анну?», сделан через сторителлинг, и Марина тогда весь этот метод изучила изнутри.

Марина: Пока перечитывала «Каренину», каждый день задавала себе этот вопрос: «Ну почему, Господи? Почему я? Почему Толстой?» Посмотрите stand up Вани Усовича о чтении классики. Это дико смешно, потому что правда. Описание природы на 10 страниц?! Серьезно? Все люди, по‑моему, делятся на две категории: кто любит Толстого и кто любит Достоевского. Так вот я отношусь ко второй категории. А Достоевский писал, что «Каренина» — шедевр. Ну, знаете, с ним особо не поспоришь. Мнение Федора Михайловича очень уважаю, да и выбора особо не было.


Сторителлинг — формат, который не предполагает декораций, костюмов — того, что многие люди ждут от театра. Как не разочаровать такого зрителя?

Марина: Я, кстати, в начале спектакля предупреждаю зрителей: если вы пришли посмотреть на декорации, то лучше уйти, пока мы не начали. Декораций не будет. Обычно в зале после этого смех. И еще ни разу никто после этой фразы не вышел. Поэтому я делаю вывод, что люди приходят смотреть не на это. Конечно, я сама очень ценю крутую сценографию, но без хорошей актерской игры это все не имеет смысла. Грустно, если, выйдя со спектакля, все, что запоминает зритель, — это хорошая работа художника. У нас нет декораций, и проблемы такой, соответственно, нет: если я плохо сыграю, зрители запомнят только мою отвратительную игру! (Смеется.)

Алексей: Зрители приходят в театр в первую очередь за эмоцией. Человек нуждается в том, чтобы его увели ненадолго из обыденности, чтобы он мог попасть на территорию мечты, фантазии, вымысла. Через образы, аллегории мы находим ответы на вопросы, которые волнуют именно нас. Или формулируем эти вопросы. Фокус сторителлинга в том, что он построен на прямом ментальном взаимодействии актера и зрителя. Это значит, что актер заставляет работать твою собственную фантазию, и дальше он только направляет ее, поддерживает, подбрасывает в топку воображения уголь вымысла. Убедительнее того, что человек сам себе может вообразить, нет ничего. Да, внешне все выглядит очень просто, иногда даже бедно — ни света, ни декорации, ни костюмов. Но рассказывать истории — это особое мастерство, не у всех получается. В этом жанре актер раскрывается полностью, ему не за что спрятаться, потому что только содержанием можно увлечь зрителя и завоевать его доверие. 


А кто обычно ходит на сторителлинги?

Марина: Да все ходят. И «свои», и те, кто никогда на спектакли Мастерской раньше не ходил, и подростки, и взрослые. Сторителлинги всегда пытаются выделить, но с актерской точки зрения «Кто убил Анну?» ничем не отличается, например, от «Чапаева и пустоты», где декорации меняются трижды за спектакль. Выкладываюсь я и там, и там одинаково. Если нет прямого партнера, это не значит, что его нет совсем. Он есть — в зале. Я работаю со зрителем, а это совсем не просто.

Алексей: Я думаю, к нам ходят все, кроме конченых зануд и людей без фантазии и чувства юмора. В основном наши зрители — это люди, которые ищут живого контакта. Тут как Томи Дюар говорил: «Сознание как парашют — работает только в раскрытом виде». Важна способность довериться.


Вдруг все-таки есть те, кому вы не рекомендуете этот жанр театра к просмотру?

Марина: Если вы хотите, например, оперу или балет и выбрали спектакль-сторителлинг, то, скорее всего, вы будете разочарованы. Или если хотите посмотреть на красивые костюмы — тоже мимо. С другой стороны, можно посмотреть на красивых актеров — они чаще всего все красивые.


Ваш «творческий союз» образовался после «Нелюбви» или раньше?

Марина: Забавно, что все вокруг называют это «творческим союзом». Но мы, правда, хорошо понимаем друг друга и думаем в одном направлении. До «Нелюбви» Леша был моим педагогом в Школе-студии МХАТ. Странно работать на съемочной площадке с педагогом, но ощущения очень крутые. И, конечно, это уже другие взаимоотношения — партнерские. После съемок Леша взял меня в подмастерья делать спектакль со студентами Дмитрия Владимировича, а потом уже случился спектакль «Кто убил Анну?».


В чем особенность Мастерской Брусникина? Как вышло, что выпускники Дмитрия Владимировича развиваются и каждый сам по себе и вместе с этим держатся друг друга?

Алексей: В названии Школы-студии МХАТ прямо заложен один из основных принципов — студийность. У нас говорят: плох тот курс, который не хочет стать театром. Конечно, для этого должна совпасть туча факторов, поэтому получается не у всех и далеко не всегда. Когда я учился на курсе у Брусникина и Козака (Алексей Розин — выпускник 2003 года Мастерской Романа Козака и Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ — прим. ред.), нам удалось сколотить небольшую шайку, которую мы назвали «Цирк шарлатанов» (Le Cirque De Сharles La Tannes — прим. ред.). Она независимая, потому что мы действительно не зависим ни от кого, а на бумагах нас даже не существует. Мы что-то делаем вместе, что-то — по отдельности, но тем не менее мы есть и все время что-то выпускаем. Юра Квятковский уже стал известным режиссером, Саша Пас придумал Playtronica, с которой объехал весь мир, Илья Барабанов — один из лучших современных актеров, играющий в моднейших иммерсивах, Сергей Щедрин — уважаемый театральный педагог и самостоятельный режиссер. Но мы же не одни, театр — игра командная, поэтому мы все время втягиваем в свои шарлатанства разных людей, и люди знают, что с нами интересно. Может, не всегда денежно, но не скучно точно! И конечно, мы с особым удовольствием привлекаем своих «братьев» по Мастерской — тех, кто учился у Брусникина. Марина училась на курсе, из которого удалось сделать настоящую труппу, театр — это наша педагогическая и организаторская гордость.

Марина: Как-то мы ездили с Брюсом (Дмитрий Владимирович Брусникин — прим. ред.) на гастроли, там была творческая встреча, и его спросили, в чем феномен Мастерской? И он такой говорит: «Какой феномен?» Нас как-то выделяют, но как именно — мы сами не понимаем. Мастер у нас был хороший. Воспитал хороших людей, надеюсь, хороших сознательных артистов. Просто всему свое время. Может, сейчас как раз наше время?


Если посмотреть на афишу Мастерской, спектакли на разных площадках Москвы идут почти каждый день. На кино вообще остается время?

Марина: Нас сложно «выцепить» для съемок, это правда. Но главное, чтобы желание было. Часто думаю, что не хватает все-таки в сутках еще 3−4 часов. Но мне все в кайф. Я люблю работать над интересными проектами, а неинтересных у меня и нет. Приезжаю к родителям, они садятся за стол: «Ну, рассказывай, как дела?» Слушают, слушают, слушают, потом отвечают: «Как хорошо, что ты занимаешься любимым делом!»
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015