для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| инфаркт на сцене, тайный любовник и главная встреча: красноярцам рассказали о жизни «до и после» славы |

Инфаркт на сцене, тайный любовник и главная встреча: красноярцам рассказали о жизни «До и после» славы

Newslab.ru, 17.09.2018
В рамках фестиваля «Территория. Красноярск» за минувшую неделю прошли сразу несколько эксклюзивных для города театральных постановок, каждая из которых удивила зрителя по-своему. И будто на самое «сладкое» организаторы приготовили спектакль «До и после». Это документальный проект о пожилых артистах и работниках театра, для которых он стал больше, чем сама жизнь.

Премьера спектакля «До и после» Мастерской Дмитрия Брусникина состоялась в 2016 году и стала одним из главных событий XI фестиваля-школы современного искусства «Территория». Молодые актеры, студенты Школы-студии МХАТ несколько месяцев навещали пожилых деятелей театра старше 70 лет, помогали им по дому и узнавали ближе из разговоров. Так получились 15 живых историй, пропущенных через призму нового восприятия актёрства и современную жизнь. Красноярцы познакомились с ними на фестивале «Территория. Красноярск», который проходил в городе с 10 по 16 сентября при поддержке золотодобывающей компании «Полюс».

Спектакль построен на приёме зритель-гость. В музейном центре «Площадь Мира» организаторы с самого начала всех встречали по-домашнему:

Спектакль «До и после» в Красноярске

Далее зрителей провожают в зал, где вместо декораций несколько небольших «квартир» — фанерных домиков с дверьми и настоящими звонками. А внутри живут пожилые артисты и работники театра.
Про птенцов, узкую талию и бунтарское детство

Нина Тирская — заслуженная артистка, солистка театра Оперетты в Магадане (ее играла студентка Школы-студии МХАТ Ясмина Омерович) — встречает гостей с особой напористостью. Энергия бьёт из актрисы ключом, она рассказывает о том, как росла пацанкой, лазила по деревьям, держала птенца вместо игрушки и вдобавок ко всему чудесно пела, так чудесно, что срывала школьные уроки и злила этим преподавателя.

Артистка несколько раз подмечает, что никогда не считала себя красивой, была даже «страшненькой, но хитренькой» — знала, как выгодно себя подать. Надеть каблук повыше, чтобы талия казалась уже на фоне плеч, накрутить волосы «на тряпочки», чтобы сделать кудри.

В конце встречи Нина Тирская делится с гостями, что буквально недавно решила посадить во дворе липы, «ведь деревья живут дольше людей и оставляют за собой память», но они не прижились. Артистка скончалась в 2017 году.

Настоящее удовольствие — наблюдать за семейными парами артистов. Андрей Майоров (в его образе выступил Богдан Кибалюк), который всю жизнь прослужил в Театре Российской армии, и его супруга, артистка Москонцерта Марина Смирнова (ее играла Эва Мильграм), радушно встречают гостей в своей квартире. Немного препираются друг с другом и рассказывают истории про авантюрное знакомство, про то, что быть актёром — не мёд, всё решает случай:

«Я считаю, что артистам нельзя научиться. Это всё зависит именно от вас. От вас и от удачи. Удача — это колоссальная вещь. Как начнёте, так и пойдёт. Я вам не завидую, надо сказать», — сурово подмечает молодой актёр от лица заслуженного артиста Российской Федерации. 

Андрей Майоров всегда играл самоотверженно, как он говорит, «сердцем», даже получил инфаркт прямо на сцене. Сейчас плохо ходит. 

Его супруга просит не смущать молодых заранее, ведь к ним судьба может быть благосклонней. От себя добавляет, что стареть гораздо страшнее, чем потерпеть неудачу в карьере. Когда болезни подступают, когда ещё хочется посмотреть мир, что-то успеть сделать, а пенсии хватает лишь на то, чтобы «один раз за лето съездить на ту сторону бульвара»:

«Мы все обременены в любом возрасте, всю жизнь терпим. Напрасно думают, что старикам ничего не нужно, им очень много нужно. Вот всё, что у нас есть — это мы, живём вместе, любим друг друга», — добавляет Марина Смирнова.

Про парики и тайного любовника

В соседней «квартире» живёт утончённая Татьяна Муратова, сейчас ей уже 85 лет (ее роль исполнила Яна Зобкова). Почти всю свою жизнь она проработала в пошивочном цехе московского Театра оперетты. С порога дама встречает гостей фразой: «Знаете, я когда в санатории езжу, сразу говорю своим соседкам — вы отдельно, я отдельно. Не нужно мне это — про их болезни выслушивать».

Женщина в элегантном костюме и в украшениях рассказывает, что театра создан, чтобы люди смотрели красоту. Татьяна делится историями, как на своём веку повидала множество известных людей, попадала в курьёзные случаи, наскоро штопала Леонтьеву кожаные брюки, видела, как звёзды прячут настоящие волосы под парики.

Много лет назад ей поставили инвалидность, пришлось расстаться с театром:

«С мужем мы развелись давно, детей у нас не было. Доктор сказал, что мне нужно завести собаку, а лучше мужчину. Я завела и то, и другое», — Татьяна не стесняясь рассказывает молодёжи, что уже много лет состоит в любовной связи с женатым мужчиной.

Каждому зрителю хотелось заглянуть во все квартиры и поговорить с каждым актёром, но время спектакля позволяет познакомиться лишь с частью историй. И этого достаточно для новых размышлений. 

Истины от опытных артистов:

жить нужно по-честному;
лучше ничего и ни у кого не просить;
важно уважать чувства других, никогда не терять самообладания;
найти для себя самое ценное и не бояться рисковать ради мечты.

Следуя этим принципам, есть шанс оставить после себя след в сердцах других людей. Но самый главный совет всем дают ещё в начале спектакля: «не торопитесь, вы можете самую главную встречу пропустить».

Анастасия Щепетова
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015