для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| метод силюнаса |

Метод Силюнаса

Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
4 сентября исполняется 80 лет выдающемуся театроведу и педагогу Видасу Силюнасу, а весной в издательской группе “Navona” при участии Государственного института искусствознания вышла его новая книга «Тайны сценического языка испанского классического театра». Чем поздравлять ученого, как не рецензией на его последнюю книгу?

Редакция «Экрана и сцены» присоединяется к поздравлениям и гордится тем, что Видас Юргевич давно и надежно в числе наших авторов!

Держа в руках третий за последние годы труд Силюнаса об испанском театре, понимаешь, что не только электрон, но и Золотой век так же неисчерпаем, как атом. Удивительным образом книга обращена и к тем, кто давно знаком с испанским классическим театром, и к тем, кто впервые захотел о нем узнать: она рассказывает о «фундаменте» театра Золотого века и щедро делится недавними искусствоведческими открытиями.

С одной стороны, в «Тайнах сценического языка…» продолжается большой разговор о поэтике испанского театра, начатый Силюнасом в книге «Стиль жизни и стили искусства». С другой, автор расширяет палитру исследуемых жанров и вводит в научный оборот малоизвестные в России интермедии и совершенно не известные мохиганги (короткие представления шутовского характера с переодеваниями, масками, пением и танцами). К тому же самым пристальным образом вглядывается в важнейший для испанского театра образ грасьосо.

История испанского театра раскрывается как история праздника. Но праздничное мироощущение в данном случае не всегда синоним веселья и беззаботности. В нем часто таятся и гротеск, и даже горечь. Ведь уже в барокко «между идеалом и реальностью разверзлась пропасть или пролегло такое расстояние, что его дано преодолеть далеко не каждому».

В новой книге отчетливо звучит давно занимающая Силюнаса тема смены стилей, изменений в миро- и театропонимании эпохи Золотого века. И вроде бы невзначай даются ключевые приметы стилей (например, «в барочном театре интригует соотношение того, что человек творит, и того, что с ним творится, того, что он делает, и того, что с ним делается») и «формулы» художественных направлений: «Маньеризм предастся игре в формотворчество; барокко, подмечая иллюзорное, стремилось постичь истинное, показать, как сквозь кажущееся проступает подлинное». Кроме того, к каждой из увлекающих тем (будь то рождение режиссуры в европейском театре или образ сна в мировой культуре) Силюнас подходит, вводя обширнейший фактологический материал и культурно-исторический контекст.

Устройство книги – от «Театрального манифеста Лопе де Веги» и «Символического языка спектаклей» к «Становлению нового художественного сознания в придворном театре» и «Спектаклю как целому» – подобно устройству самого испанского классического театра: ясность изложения не отменяет многомерности задач. Один из главных сюжетов «Тайн сценического языка…» – соотношение в одном театральном представлении элитарного и народного, а также возникновение и расцвет испанского придворного театра. Видас Силюнас пишет: «В придворном театре действующие лица будут помещены в своего рода огромную волшебную шкатулку, хранящую эстетизированные модели мира. Мир сведется к зримым сценическим образам, сценический образ расширится до размеров мира». И чуть дальше: «Это рефлексия культуры, достигшей высокого уровня развития, любующейся богатством своих средств, возможностью строить сложные, порой причудливые конструкции». Сравнивая спектакли публичного и придворного театра, Силюнас подводит к неочевидной мысли о том, что спектакли, разыгрываемые перед отборной публикой, были от нее более независимыми, чем те, которые исполнялись перед народной массой: «Театр укреплял свою автономность, подчиняясь не отклику – рыку грозной толпы или ее шумному одобрению, а собственному замыслу глубоко продуманного броского зрелища».

Придворный спектакль и его изысканная сложность осмысляются Силюнасом как одна из первых (и очень успешных) попыток создания целостного сценического произведения. В книге цитируется уникальный документ – письмо Педро Кальдерона самому Филиппу IV, в котором он выражает озабоченность возможным нарушением целостности готовящейся по его произведению постановки и просит повлиять на декоратора сцены, сосредоточенного исключительно на внешних эффектах.

Еще один лейтмотив книги – проблема правдоподобия в искусстве, создания иллюзорной действительности. Видас Силюнас подробнейшим образом описывает десятки испанских праздничных процессий XVII века, сцены из придворных спектаклей и ауто сакраменталь. Утверждая важность зримых образов, он сам эти образы мастерски живописует на бумаге. Рассказывая о постановках придворного театра, Силюнас говорит в том числе о торжестве изощренной люминотехники. Афористичность его вывода оказывается вполне в духе художников слова Золотого века: «Театр тяготел к тому, чтобы искусственное освещение стало как можно более искусным».

Если первая часть книги посвящена «волшебной шкатулке» придворного театра, то вторая раскрывает поэтику (и поэзию) низовых жанров, реконструируя не только фарсовые сценки, но и эмоции зрителей. Силюнас пишет о природе актерской игры в интермедиях и мохигангах, требующих часто более виртуозного исполнения, чем драмы и комедии, а также настаивает на их животворящей природе: «Каскады жестов, мимики и прочих средств выразительности привлекали не только сами по себе – актеры передавали неугомонность жизни».

О театре барокко Видас Силюнас рассказывает как гуманист эпохи Ренессанса – с упоением красотой мира и восхищением возможностями человека. Театр же представлен как искусство тотальной символики, вписанное в контекст живописи, религии, литературы.

По сути «Тайны сценического языка…» – это книга о самосознании испанского барочного театра, в центре внимания которого – перекличка социума и космоса. Ведь помимо прочего у этого театра имелась благородная терапевтическая цель – гармонизировать разные стороны человеческой жизни и «сообщить драматизму бытия прекрасные черты». Ауто, комедии и драмы утверждали вечность духа, а интермедии и мохиганги – бессмертие природы, культивируя интенсивность переживаний: если радость – то вселенская, если пир – то на весь мир. Что в преддверии юбилея автора особенно актуально. С днем рождения, любимый мастер!
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015