для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| виктор рыжаков: «театр – это не то, что мы сделали вчера, а то, что происходит сегодня» |

Виктор Рыжаков: «Театр – это не то, что мы сделали вчера, а то, что происходит сегодня»

Театрал, 26.08.2018
Мария Михайлова

Худрук Центра им. Мейерхольда, режиссер и педагог Виктор РЫЖАКОВ рассказал «Театралу» о том, как строится работа ЦИМа, о со-творчестве артистов со зрителями и о непрерывном поиске современного театра.

 — Виктор Анатольевич, Центр Мейерхольда – одна из немногих в Москве «открытых» площадок. Расскажите о том, чем сейчас живет ЦИМ, ведь в нем находят пристанище совершенно разные творческие коллективы.
 — Сегодняшний ЦИМ, это, скорее, научно-исследовательский институт, который выполняет функции медиации между представлением человека о театре и тем, чем на самом деле настоящий современный театр является.

 — А чем современный театр является и как к нему пробиться «традиционному» зрителю?
 — Театр – искусство, существующее во времени и, соответственно, требующее бесконечного обновления. Вот именно здесь, в Центре, и происходят процессы перезагрузки, переосмысления, расширения сознания и представления о новых возможностях развития театрального искусства всех специалистов нашего дела, какие бы функции в театре они ни выполняли.

Здесь собираются представители всех театральных профессий: драматурги, артисты, театроведы и театральные критики, режиссеры, композиторы, сценографы, художники по свету, видеографы, звукорежиссеры и саунддизайнеры, дизайнеры костюма, дизайнеры плаката, визажисты, менеджеры театрального дела, пиарщики и айтишники, маркетологи и театральные блогеры… и, конечно же, зрители, прежде всего те, которые хотят быть «продвинутыми пользователями» театрального искусства.

Все здесь скорее пытаются «выпасть» из привычного понимания театра и, не для того, чтобы казаться оригинальным, а для того, чтобы сохранить за театром территорию бесконечной свободы творчества.

 — Значит, у вас в Центре особый зритель?
 — Сегодняшний наш зритель приходит в театр не для того, чтобы развлечься, а скорее, реализовать свою потребность в творчестве и, если хотите, в сотворчестве. Да-да, именно это уникальное желание заставляет человека приходить в театральный зал. Желание со-творчества. Вместе создавать спектакль или вместе его смотреть, разбирать и обсуждать. Вместе придумывать стратегии развития театрального дела. Пытаться вместе формулировать его цели и художественную программу. Обязательно вместе. «Театр — искусство коллективное», — когда-то красной строкой записал К. С. Станиславский в своем бесценном учении, предупреждая каждого, входящего в это пространство: театр – это иная реальность, здесь царствует не правда жизни, а другая – правда художественная! Вот нам и досталась важная миссия соединять традицию и новацию, формулируя для каждого сотрудника-исследователя новую человеческую и художественную мотивацию. Неслучайно и то, что все наши образовательные программы, в том числе и совместная режиссерская мастерская (магистратура) ЦИМа и Школы-Студии МХАТ, на территории Центра имеют совершенно уникальные возможности.

 — В чем они заключаются?
 — Режиссеры становятся на два года не только студентами магистратуры, но и отчасти сотрудниками Института Театра, которым для нас и является ЦИМ. Я счастлив, что у созданной нами два года назад, негосударственной компании «Июльансамбль», рождающейся по законам студийности, есть возможность ежедневно участвовать в бесценном опыте и бесчисленном количестве творческих коллабораций, придуманных и реализуемых мощной цимовской командой в Центре. А молодой актерской компании (9 студии МХТ) важнее продолжать учиться, подрастать и развиваться дальше в ногу с изменяющимся временем. Стоит ли торопиться стать отдельной театральной колонией (в государственной театральной системе)?!

Всему свое время. Обычных репертуарных театров с труппой, достаточно, а вот процессы серьезные-настоящие сегодня не в каждом театре происходят. Резиденция в ЦИМе – это счастливое достояние для каждой молодой независимой труппы, начинающей свою творческую жизнь. Возможность, прежде всего, полноценно сформулировать свою художественную программу и выработать собственную организационную модель. А для Центра – возможность разрабатывать оригинальные образовательные методологии, развивать и наращивать свой уникальный профессиональный опыт. Как организовать процесс творческого организма, не имеющего государственную финансовую поддержку, какие преимущества есть у независимого театра, как сформулировать и запустить модель новой театральной практики, из чего складываются механизмы организационной модели театра без постоянной труппы и так далее. Наша задача изучать театр и искать ответы на эти насущные вопросы, а не противопоставлять одну модель театрального бытия другой, находить способы взаимодействия и взаимообогащения. Да!

Искать «новые формы», расширять возможности междисциплинарного пространства театра и безусловно формировать новый язык театральной коммуникации. 
Тесное сотрудничество, совместная исследовательская деятельность и практическая помощь негосударственным театрам не будущее ЦИМа, а его настоящее. У нас очень сильная команда, готовая к исполнению серьезных и, несомненно, самых насущных профессиональных задач.

Новому ЦИМу пять лет, но мы по-прежнему в поиске. А «Июльансамбль», как и подобает новой молодой театральной компании, — в нелегком, но невероятно интересном Пути.


 — Весной на Молодежном театральном форуме в Ереване вы вели совместную лабораторию для молодых режиссеров и драматургов, в чем заключалась главная задача этого мастер-класса?
– Каждый человек, приезжая на фестиваль, ставит перед собой разные задачи: представить свою работу, поучаствовать в диалоге о профессии в рамках лаборатории, посмотреть спектакли своих коллег. Но всё это про искусство театра, про то, каким театр будет завтра, в 20- е годы XXI века. Вот и мне, бесконечно любопытно такое соединение представителей различных стран, разных театральных традиций, носителей разных культур. Это дает возможность, как бы ощутить большее пространство, дает что ли более объемную картину нашего театрального ландшафта. Ведь мир – это не там, где ты что-то сам придумал, а там, где ты можешь вступить в коммуникацию и открыть что-то еще, что от тебя было скрыто, то что тобою еще не осознано не прочувствовано. Наша жизнь – это бесконечная череда встреч и открытий, бесконечный процесс познания. И этот Форум – это, прежде всего, возможность обменяться творческими энергиями, а возможно и найти какие-то новые смыслы, то чего так часто по-настоящему не хватает, в этом стремительно изменяющемся и трагическом мире. Именно во время таких международных калабораций концентрируется особенная энергия, большая, чем в обычной повседневной жизни. Форум молодой режиссуры — это своеобразные олимпийские игры. Здесь встречается новое поколение действующих в этом процессе людей, объединяющих огромную территорию, и Россию, и Грузию, и Балтию, и Белоруссию, и Украину, Кавказские и азиатские страны. И конечно же, это уже совершенно иное ощущение, ты попадаешь в совершенно новый для себя контекст, прежде всего, дающий почувствовать единство громадного театрального сообщества.

 — А что на этой встрече с театральной молодежью вы открыли для себя?
 — Впечатлений много, нужно еще время, чтобы осознать произошедшее. На фестивале был представлен спектакль армянского театра под названием «Я здесь». Эти два простых слова, как-то особенно попали в меня… как будто собрали для меня что-то главное, как будто именно этого мне и не хватало… для меня тоже очень важно было ощутить это ПРИСУТСТВИЕ. Я здесь. Не в Цюрихе, не в Москве, не в Копенгагене, и не потому что мне не хочется там быть, а именно потому что, я здесь и не просто так. Мы театральная братия разных стран, настолько сильно взаимовлияемы, и не только из-за того, что связаны невероятной и трагической историей всего XX века. Но и тем, что у нас проживших вместе такой большой отрезок Истории, есть шанс вновь обрести важные человеческие смыслы, которые за последние годы казалось были безвозвратно утеряны и которые прежде так безусловно существовали и объединял нас, жителей это громадной территории. Именно молодое поколение режиссеров, актеров и драматургов, собирающиеся здесь для профессиональной дискуссии, способны наладить эти такие важные настоящие нити хрупкой человеческой коммуникации. 

Понятно, что за такое короткие сроки, никакой профессии научиться невозможно. И как бы это не называлось мастер-класс или лаборатория, самое большое, что мы сможем сделать — это собрать внимание вокруг нашего общего предмета для диалога — об искусстве театра.

Ведь именно театр, сегодня, как никогда, остаётся важнейшим институтом человеколюбия. И может быть именно потому, что искусство театра, прежде всего — коллективное. Особенно, если не побояться и все-таки признать, что ТЕАТР и есть маленькая модель нашего огромного МИРА. 


 — Даже если это «театр одного актера»?
 — Безусловно. Театр это ведь не только артисты и художники придумывающие сценическое действо, театр искусство коллективное, потому что оно объединяет два пространства: играющих и смотрящих, помните, как все происходит в шекспировском «Гамлете»… именно разбираясь в театральных историях, ты находишь ответы на важные вопросы и, самое главное – научаешься жить в этом всегда не простом человеческом мире. Создавая эту модель, пытаясь по-настоящему в этом существовать, принимая все конвенции и законы записанные Станиславским в его величайшем труде «Этика», вдруг начинаешь осознавать, как не просто устроен этот наш человеческий мир. Новые мысли появляются по-поводу, прежде всего, самого себя, своих неразрешенных вопросов. В театре можно пробовать, учиться жить против течения обезумевшего мира, можно вопреки всей общепринятой логике, создать совершенно иное пространство человеческого бытия, другую реальность. В театре можно быть свободным, даже можно приблизиться к мечте об идеальном человеческом мире. Ведь ТЕАТР у тебя никто не может отнять, он всего лишь наша фантазия и вымысел, это совсем что-то не материальное, театр – это территория мечты. И когда-нибудь, этот мир действительно будет счастливым. Удивительная рифма, — театр в театре, — представленный в его идеальном виде, с его истинной миссией. Театр в буквальном смысле можно обрести спасение. Отношения Гамлета с его давними друзьями актерами, как-будто срисованы с шекспировской труппы, где правили особенные художественные и человеческие законы.

 — В лаборатории вы с ребятами говорили буквально о тех днях, в которые проходил фестиваль, какие-то «рифмы» сложились между режиссерами и драматургами?
 — Думаю, конечно… Вообще все пьесы, написанные в рамках лаборатории, совместно сочиненные режиссерами и драматургами, имеют особую ценность. Для многих это первый опыт творческого единения, театрального соавторства. Мы попытались спровоцировать друг друга на совместную работу на, казалось бы, простую тему: «18 мая 2018 года». День, когда мы встретились, и это стал отправной точкой нашей истории, предметом нашего изучения и предметом нашей фантазии. В этот день происходили протестные события в Ереване. И это стало таким мощным контекстом, мироощущение свободолюбивой нации «витало в воздухе». Всех приехавших поразил способ, которым в Армении добиваются своих прав, неагрессивность, которой проникнута атмосфера этого города и дух свободолюбия. .. То, что происходило в жизни каждого участника нашей лаборатории в этот день на фоне каких-то «мировых» масштабных событий, все должно было свариться в одном котле, и воплотиться в маленькую историю-пьесу. Принять и понять — я здесь и сейчас, именно в этом пространстве, в это самое время и именно с этими самыми людьми. Человек про человека в этом сегодняшнем мире. Мне вообще кажется, что вот это столкновение со временем, это и есть секунда истины, в которой заключается весь театр. Потому что театр – это не то, что мы пытались осмыслить вчера, а то, в чем мы пытаемся разобраться в эту самую минуту.
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015