для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| смерть — не повод для восторгов |

Смерть — не повод для восторгов

Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Да, повод для восторгов — смерть, черт возьми! Повод…
Давно… Много лет назад… В одной газете, в те годы популярной, редактор — мне: «Не можем вашу статью напечатать: девять дней уже прошло, а сорок — еще не наступило… Давайте подождем сорока дней»… Статья была о замечательном актере.

Сроки… Даты… Поводы… Вот повод — это обязательно. Это уж непременно. Смерть? А что? Чудесный повод для восторгов. Думаю, за всю свою жизнь Дмитрий Владимирович Брусникин не слышал о себе столько справедливо восторженных слов, сколько услышала его душа за несколько дней после смерти.

Хорошие были написаны слова. Искренние. Отчаянные. Ужасно это несправедливо, когда человек — наконец-то! — получает свой театр, и планы есть, и знает, что делать… Практика жизни оказалась трагической. Мечты проиграли.

И хочется — просто. Без повода. О нем.

Мы никогда не были особенно близки. Мы были соседями по этой огромной, вечно коммунальной квартире, которая называется «наше время». Мы сталкивались то в театральных, то в телевизионных «коридорах», выпивали пару-тройку раз на ресторанных кухнях нашей жизни.

Такому актеру нужен режиссер, который актера любит больше, чем себя. Не нашлось
Но я никогда не задумывался об этом человеке. Смерть — повод для подумать. Я открываю Википедию. Тридцать шесть лет человек работал в МХТе. И шесть ролей. Шесть!

Википедия ошибается. Не все роли указаны. Я тоже (как и многие) почему-то хорошо помню, как здорово играл он Александра — старшего брата вождя — в традиционно лживой пьесе про Ленина «Путь». Пьесу написал очень талантливый Саша Ремез, ко лжи про Ленина привыкли, Брусникин играл здорово. Спектакль в Википедии не указан. Думаю, не он один. 

Не важно. Он мало сыграл на сцене МХТа и вообще мало сыграл. Потому что был актер очень определенный и отдельный. Есть, как известно, актеры эпизода, которых для успокоения их самолюбия называют «королями». А есть актеры главных ролей. Таким был Брусникин: выходя на сцену, он брал все внимание на себя. Грандиозно сыграл лучшую, на мой взгляд, театральную роль свою — Довлатова. Такому актеру нужен режиссер, который актера любит больше, чем себя; который может дать актеру возможность проявиться. Не нашлось.

Он снял поразительный телеспектакль «Чехов и К», где великие мхатовские актеры (в том числе и его учитель Олег Ефремов) играли Чехова. Потом были всякие сериалы. Он старался сделать их достойно, и у него получилось. Однако не нашлось продюсера, которого бы заинтересовало его умение работать с актерами, его невероятное мастерство в создании глубоких и одновременно живых историй. 

Этот огромный, очень красивый человек не мог о себе кричать. Точнее, мог, но только работой. Делом. В наше суетливое время художник должен быть еще и продюсером своей судьбы. Не все могут. Не все хотят.

Ощущение, что он занимался педагогикой всегда. Очень многие актеры называют его «учитель». В информационных сообщениях говорилось, что он придумал вербатим, но никто, кажется, не объяснил, что это такое. Между тем, вербатим — это совершенно революционный и невероятный способ воспитания артиста.

Что это такое? Студент берет интервью у любого человека, самого неожиданного, самого странного. Потом на основании этого интервью пишет монолог, а затем — произносит этот монолог от имени своего персонажа. Так постигаются люди, характеры. Так студенты не просто узнают жизнь, но познают ее, если угодно, изнутри. Я видел несколько спектаклей, созданных в жанре вербатим: студенты читают монологи разных людей. И это невероятно! Ощущение, что со сцены прямо в тебя входит жизнь.

В театральном мире все очень любят играть в гениев. Брусникин был пахарь. Он работал
Конечно, лучшие свои спектакли Брусникин поставил со своими студентами. Это всегда было — одновременно — очень осмысленно и очень азартно. И все казалось: вот сейчас им помогут, вот сейчас они получат свой театр… Там не получилось, сям… И вот «Практика». И вот новый директор у «Практики» — авторитетный, профессиональный… И вот сейчас все начнется… Смерть — повод для остановки.

Что будет с его курсом? С его выпускниками? С так и не успевшей стать по-настоящему его «Практикой»?

Брусникин был не просто частью театральной жизни. Он был камертон. В театральном мире все очень любят играть в гениев. Брусникин был пахарь. Он работал. Не всегда (если, скажем, речь идет о телевидении) с тем материалом, который был его достоин. Но пахал. Придумывал. В скандалах, сплетнях и проч. и проч. не участвовал никогда.

Он дал нам, театральному, телевизионному миру больше, чем мог. А вот что мы дали ему? Брусникин все время бился. То, что в конце концов ему дали театр «Практика» — честь и хвала московскому управлению культуры. Но почему же надо все время воевать? Почему режиссер, блестяще поставивший пьесу Петрушевской на сцене МХТа, не получает сразу возможность ставить что-то еще? Почему педагог, выпускающий блестящий курс, должен биться за театр? Почему ему не предлагают его создать?

Кому я эти вопросы задаю? Не знаю. Это крик, а не вопросы. Умер человек, который должен быть еще жить и творить. Смерть Брусникина — это огромная зияющая пустота таланта, увлеченности и достоинства. Закрыть некем. Не потому, что все плохи. А потому что такого больше нет.

И хочется просить прощения. Хотя ничего плохого ему не сделал и ни в чем не виноват. И все эти дни как бы проникнуты чувством вины по отношению к человеку, которому так мало помогали взлетать.

И тогда он сам улетел. Навсегда.
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015