для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| ушел, когда все было впереди |

Ушел, когда все было впереди

Зонд новости, 13.08.2018
Екатерина Кузнецова, художник-конструктор МХТ им. Чехова

Дмитрий Владимирович Брусникин. Дима. Димочка. Мы знакомы уже больше 35 лет, еще со времени учебы в Школе-студии МХАТ. Он учился на актерском факультете, на курсе Олега Николаевича Ефремова. Я – на 2 курса младше – на постановочном факультете (так тогда назывался факультет сценографии и театральной технологии). Наш курс проходил учебную практику на Малой сцене МХАТа на Тверском бульваре: мы работали как постановочная часть на дипломных спектаклях ефремовского курса. Там я впервые увидела Диму на сцене в «Днях Турбиных» в роли Алексея Турбина. Так же как и Брусникина, после окончания учёбы меня взяли во МХАТ. И уже много лет спустя Дима, задумав поставить «Он в Аргентине» по пьесе Людмилы Петрушевской, предложил нам с Алексеем Евгеньевичем Порай-Кошицем сочинить сценографию для своего спектакля. Работали с воодушевлением, сделали много вариантов. Дима вообще отличался основательностью и уверенностью в том, что делает. Он не был сомневающимся человеком. А мы слушали его и делали все, чтоб ему помочь. Без конфликтов и споров, излишних нервов и напряжения. Получился хороший спектакль. Правда, у него трагическая история. Дима задумал ставить спектакль на двух актрис – Наталью Тенякову и Ию Саввину. Ия Сергеевна и Дима были невероятно дружны. И спектакль был задуман практически как акция в ее поддержку: Ия Сергеевна тогда уже болела, с трудом ходила, ей было трудно репетировать. Предполагалось, что актриса будет играть, сидя в кресле. Мы придумывали декорацию, учитывающую такие мизансцены. Когда Ия Саввина умерла, вообще было не понятно, что делать – ставить или не ставить. Дима решил продолжать работу и пригласил другой дуэт – Марину Голуб и Розу Хайруллину. Но произошла трагедия – Марина Голуб погибла, когда спектакль был уже готов к показу. И опять несмотря ни на что спектакль продолжил свою жизнь: режиссёр срочно ввел Юлю Чебакову. И в этом решении – весь Брусникин… Спектакль был в репертуаре несколько сезонов, артисты его любили. Особых сложностей при монтировке он не представлял. Но почему-то посчитали, что спектакль надо снять. И примерно год назад его не то чтобы резко сняли, а он просто не шел и не шел… Думали – просто временно. А потом вдруг узнали, что декорации увезли, не собрать уже… За два дня до смерти Брусникин получил должность художественного руководителя театра «Практика». Дима ушел, когда все было впереди. Были громадные планы. Он, конечно, не собирался умирать. Но болезнь победила. Как нам всем теперь без него?..

Авангард Леонтьев, актер театра и кино, педагог, профессор, народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ

… Дмитрий Брусникин обладал замечательным качеством, особенно ценным для режиссера художественного театра. Он умел от исполнителей добиваться выдающихся результатов, буквально умирая в актерах. Умел построить отношения на сцене. Сделать их живыми, искренними и выразительными. О таких достижениях обычно не много говорят, а Дима вообще был очень скромным человеком.

К 100-летию МХАТа он поставил многосерийный фильм «Чехов и К°». Очень важная работа, в которой были заняты артисты разных поколений театра, начиная от молодежи и заканчивая стариками. И сам худрук МХАТа Олег Николаевич Ефремов играл в этом телефильме. Были созданы замечательные прочтения чеховских новелл. Прекрасно играли и Олег Ефремов, и Виктор Сергачев, и Татьяна Лаврова. Диме было тогда около 40 лет, и он уже был во всеоружии своего мастерства.

На сцене мы с Дмитрием не играли вместе никогда, но он часто звал меня на свои постановки, на дипломные спектакли учеников в Школе-студии МХАТ. И мы за чашкой кофе в театральном буфете обсуждали эти работы. Среди них были очень трудные, например, спектакль по «Раковому корпусу» Александра Солженицына. Попробуй сыграй в 20 лет сложные образы людей, над которыми висит дамоклов меч смертельной болезни. Получались замечательные работы, наполненные искренностью, не было в них никакой фальши. И видно было, что работает команда, объединенная и инструментально, и идейно. Дима знал, как сделать команду единомышленников. Это усиливало результат.

Я никогда не слышал повышенного голоса Димы. Он никогда не говорил громко, всегда тихо, спокойно. Видно, что человек делится продуманными и взвешенными мыслями. На одном из последних собраний труппы МХТ Дима так и выступал. Он сидел в последнем ряду, взял слово и говорил из последнего ряда тихо, и все к нему прислушивались. В результате он выразил центральное настроение труппы. Он спокойно сформулировал то, что носилось в воздухе, но сделал это первым. Именно он произнес те слова, которые были нужны. Я благодарен Диме за товарищескую короткость, которая драгоценна. Спасибо, тебе дорогой Димочка за это.

Записала Людмила Привизенцева
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015