для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| дмитрий брусникин: последний рыцарь театра |

Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра

Мир новостей, 17.08.2018
Олег Табаков, Михаил Угаров, Елена Гремина, а теперь и Дмитрий Брусникин. .. За один неполный год русский театр осиротел.

Ушли самые заметные и яркие. Но остались ученики и последователи, записи спектаклей и фильмов. Остались наконец воспоминания. ..

Брусникин в театр попал случайно. Будучи студентом Института электронной техники в Зеленограде, приехал поддержать друзей на вступительных экзаменах в театральный вуз. Однако сидевший в комиссии актер Виктор Коршунов попросил прочесть что-нибудь и Дмитрия. И был так поражен, что посоветовал парню сменить профессию и поступить в театральный.

Потом уже, из чистого любопытства и не питая особых иллюзий, Брусникин взял академотпуск и сумел успешно сдать экзамены сразу в три ведущих театральных вуза — Щепкинское, Щукинское училища и Школу-студию МХАТ. Выбрал последнюю, где в ту пору набирал курс Олег Ефремов…

МАСТЕР И МАРИНА

В школу-студию поступила и Марина Сычева, которой было суждено стать женой и музой Брусникина. Позже она признается, что влюбилась в Дмитрия с первого взгляда, стояла и размышляла: «Если он плохой человек, а я его уже люблю? Что тогда?» Но ее избранник оказался положительным героем. К концу второго курса ребята поженились.

Правда, родителям Марины этот брак не нравился — дочери было всего 17, жених — без кола, без двора. Да и друзья самого Брусникина не верили в серьезность его намерений, поэтому в шутку подарили ему на свадьбу… желтый чемодан, намекая на то, что долго этот брак не продержится. Ошиблись — тут была не только любовь, тут была и страсть. Фанатичная страсть к театру.

Спустя четыре года Марина и Дмитрий стали родителями. Их единственный сын Филипп поначалу категорически не хотел идти по стопам отца. Окончив юридический факультет университета МВД, год он проработал оперативником в уголовном розыске. Но потом все-таки пришел в искусство — начал продюсировать фильмы и сериалы. Появился и в качестве актера — в третьей части сериала «МУР есть МУР».

Ну а сама Марина Брусникина из актрис (в МХТ она сейчас занята лишь в одном спектакле — «Пролетный гусь») с годами перекочевала в режиссеры. Сегодня на ее счету уже почти 30 постановок. Спектакли идут в Театре им. Пушкина, в «Сатириконе», в Театре им. Моссовета, в новосибирском «Глобусе» и даже в Испании. 

Пробовала Марина себя и в кинорежиссуре — вместе с мужем снимала сериал «Закон и порядок». Оба там и сыграли, хотя вместе они предпочитали все-таки не работать. Вместе предпочитали жить — в доме за 200 километров от Москвы, где они предавались тишине, читали, любовались природой и просто были счастливы…

БРУСНИКИНЦЫ МОГУТ ВСЕ

В сентябре в театре «Практика» состоится премьера еще одного спектакля Марины Брусникиной — «Человек из Подольска Сережа очень тупой». Ее муж, будучи худруком этого экспериментального коллектива, ждал выхода работы с особым волнением, а буквально за два дня до смерти успел увидеть и утвердить ролик-анонс.

«Независимая драматургия для поколения 30-летних» — так Брусникин определял основное направление своей работы в «Практике». Но поработать в итоге почти не успел — в мае он пришел в театр директором, под занавес сезона, 8 августа был назначен там худруком, а спустя всего сутки его жизнь оборвалась. И то, что это случилось на пороге нового этапа, когда у человека столько планов, желаний и возможностей, кажется особенно драматичным.

«Театр — это место, где люди должны осуществлять свои мечты, и им надо помогать. Театр может быть только современным и молодым, а не старым и дряхлым», — был убежден мастер и осваивал самые необычные пространства: цех бывшего завода, библиотеку имени Ленина, музей Пушкина и даже ночной Манеж. А ученики называли его Брюсом, не только сокращая для простоты фамилию, но и, очевидно, ассоциируя Брусникина с Брюсом Уиллисом, герои которого то и дело спасают мир. 

С молодыми мэтр отлично ладил, был всегда для них своим. Именно молодежь в свое время помогла Брусникину пережить смерть лучшего друга — Романа Козака. Тогда лидеры объединения Le Cirque de Charles la Tannes Юрий Квятковский и Алексей Розин стали первыми учениками будущей «Мастерской Дмитрия Брусникина». Вслед за ними туда потянулись музыканты, композиторы, хореографы, драматурги, художники.

В итоге курс после выпуска в полном составе вошел с состав Московского драматического театра «Человек». А на отечественной театральной сцене появилось уникальное явление — брусникинцы. Оно было синонимом знака качества, гарантией аншлага в зале и благожелательных отзывов критики. Считалось, что брусникинцы могут все!

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЕФРЕМОВА

Брусникина называли наследником идей раннего «Современника» — психологической школы, театра с человеческим лицом, плоть от плоти Олега Ефремова, его любимым учеником и ассистентом в перестроечные годы.

 — В какой-то степени он был лучшим его продолжением. Лучшим из всех, кто на это продолжение претендует. Дима был таким же рыцарем театра, человеком бескомпромиссным и при всем этом глубоко интеллигентным, душевным, сердечным. Мне всегда казалось, что для него люди, человеческие отношения, порядочность и гражданственность стояли выше некоей артистической мастеровитости, — говорит худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев.

В возглавляемой им труппе костяк составляют актеры, которые занимались у Дмитрия Брусникина и Романа Козака в Школе-студии МХАТ, — Виктория Исакова, Александра Урсуляк, Александр Матросов, Сергей Лазарев…

С Романом Козаком Брусникин не только учился на одном курсе, а позже пестовал звезд, но и играл на сцене — столичные театралы до сих пор вспоминают спектакль Геннадия Яловича «Друзья» во МХАТе, где Брусникин играл Максима Горького, а Козак — Леонида Андреева.

Это был один из шести спектаклей, в котором за почти четверть века на сцене Художественного театра успел появиться Дмитрий Владимирович. «Актер нереализованных возможностей», — писали о нем критики. Брусникин не обижался, потому что ему интереснее было учить тайнам мастерства других. А свои амбиции он в полной мере удовлетворял в кино, где был и актером, и режиссером, и даже сценаристом.

Дебютировал на экране Дмитрий еще в 1984-м, сыграв красноармейца Никитина в фильме «Отряд». А по-настоящему известным он стал после выхода на экраны сериала «Петербургские тайны», где сыграл рокового обольстителя, князя Шадурского. Успех был столь громкий, что актера пригласили сыграть уже постаревшего князя и в продолжении ленты.

А в 2002-м Брусникин и сам начал снимать сериалы. В «Сыщиках-2» с ним работала команда, которая потом сопровождала Брусникина долгие годы. Тогда же оформился и жанр, в котором мэтру суждено было проявить себя на телевидении, — поклонники детективно-криминальных сериалов наверняка вспомнят «МУР есть МУР», «Закон и порядок» и «Ищейка». Причем недавно Брусникин закончил работу над продолжением этого популярного фильма…
У СУДЬБЫ СВОИ ПЛАНЫ

В марте этого года в МХТ Брусникин прощался с Олегом Павловичем, благодарил его и вспоминал, как за спектакль «Он в Аргентине» получил премию Табакова с формулировкой: «За возвращение на сцену Художественного театра одного из самых глубоких и оригинальных драматургов современности — Людмилы Петрушевской». Прошло менее полугода, и в театре прощались уже с самим Брусникиным — на той самой сцене, где шли поставленные им спектакли, где работали его ученики и играл он сам. Такого внезапного ухода, конечно, никто не ожидал.

Да, артист несколько месяцев лечился в Боткинской больнице от сердечной недостаточности, но чувствовал себя хорошо, а врачи твердили о благоприятных прогнозах. Брусникин поэтому даже не брал отпуск — был уверен, что сможет победить недуг и скоро вернется к работе. Но у судьбы были иные планы…

Похоронили выдающегося актера, режиссера и педагога на Троекуровском кладбище рядом с актрисой Натальей Крачковской и писателем Владимиром Войновичем…

Иван Попельнюхов
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015