для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| театральная москва простилась с брусникиным: «дима, зачем так рано?!» |

Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!»

Московский комсомолец, 14.08.2018
Камергерский переулок забит народом. Аплодисменты. Пять, десять, пятнадцать минут — не кончаются. Так театральная Москва провожает черный авто, в котором в свой последний путь отправляется Дмитрий Брусникин. Удивительнейший человек, актер, режиссер.

Середина августа. Московские театры догуливают свои отпуска. Сезон откроется не раньше чем через две недели, поэтому город пустой. И от этого — огромное удивление, когда попадаешь в зал МХТ им. Чехова: он забит. Даже на балконах сидят. По сцене вообще очень сложно пройти: по обе стороны от гроба — стулья, на них — семья Дмитрия Брусникина, самые близкие и родные люди. А за ними плотными рядами стоят артисты разных поколений. Среди них очень много молодых незнакомых лиц — это последние выпускники Дмитрия, из них состоит его театр, который вот-вот должен был начать работать в «Практике» после долгих мытарств по столичным площадкам…

Смерть Дмитрия Брусникина — настоящий шок для всех, по сравнению с которым все остальные неприятности — просто ерунда. Это понимают буквально все. Многие из его коллег — руководители театров поколения 50–60-летних, которые сейчас в самой силе, — прервали отдых, приехали в МХТ. 

Сергей Женовач, возглавивший МХТ после смерти Олега Табакова, новый сезон начинает с похорон. Всегда немногословный, с трудом подбирает слова:

— Потеря… Нелепость… Были планы… Ужасная несправедливость…

Игорь Золотовицкий — старинный друг Брусникина — вернулся в Москву из Хорватии. Срочно вернулись в Москву Виктор Рыжаков, руководитель ЦИМА, Евгений Писарев, худрук Пушкинского, Ирина Апексимова. Из Екатеринбурга прилетел известный питерский режиссер Григорий Козлов: там он ставит «Чайку», и после прощания — сразу же обратно. Артисты разных поколений: плачет Мягков, как окаменелый сидит Юрский… К микрофону подходит Наталья Тенякова:

— Почему мы так спешим? Дима, зачем так рано?! Мы, наверное, тысячу раз вместе играли «Нового американца» по Довлатову. И я вспоминаю, как на гастролях в Нью-Йорке мы пошли на кладбище, на могилу Довлатова. Пришли, а не знаем куда идти. Кругом лес. А Дима говорит: «Я знаю. Пойдемте». И он пошел и нашел эту могилу. Как?..

«Красивый человек» — пожалуй, эти слова чаще всего произносят те, кто подходит к микрофону.

— Он красиво репетировал, красиво общался, красиво дружил, мы красиво выпивали… — говорит Валерий Рыжаков, а вслед за ним так думают все. Потому что Брусникин Дмитрий Владимирович, который для большинства был просто Димой, действительно красив был и внешне, и по сути своей.

Высокий, седой, никогда не подкрашивавший волосы, он красиво входил в пору зрелости. Мужественный, благородный. Непубличный — потому что занимался не своей карьерой, был не специалистом по освоению медийного пространства, а строил чужие судьбы, думал о своих учениках, ради которых создал театр. Брусникинцы бродяжничали по Москве — работали в студии «Человек» и, что совсем удивительно, попытались прирасти к Театру Романа Виктюка. Ничего путного из этого не могло получиться: руководители этих театров не очень-то стремились обновить «театральную кровь». И что удивительно: Дмитрий Брусникин не позволил себе публичных высказываний в их адрес, хотя правда и справедливость были на его стороне. Он вел себя, как подобает мужчине, и все тут.

Меняется почетный караул у гроба. Совсем молодые, пока еще никому не известные лица — заплаканные, раскрасневшиеся и некрасивые от слез. Почему-то обращает на себя внимание девушка с детским лицом в широком мужском пиджаке: она рыдает, не может сдержаться. К микрофону подходит ее молодой коллега:

— Мы не готовы, мы не готовы… — говорит он бескровным голосом. И все понимают, о чем речь: брусникинцы первого и последнего призывов не готовы жить теперь без него. Остались без спины, без защиты, без снисходительной улыбки учителя, который прощал их глупость, дерзость, неоправданные амбиции. Потому что любил и очень верил в них. 

Последнее слово — за Авангардом Леонтьевым, и он как всегда точен:

— Он человек-надежда, человек-вера. Умел делать то, что сейчас не востребовано в нашей жизни, — он делал актера ролью…

К гробу подходят Адольф Шапиро, Владимир Машков, Евгений Писарев, Олег Меньшиков, Евгений Князев. Актеры, которых он воспитал вместе с Олегом Ефремовым: Виктория Исакова, Александр Арсентьев и другие… А их Дмитрий Владимирович, Дима, — в гробу, седой как лунь. Красивый, мужественный, благородный. Всегда был — и таким останется.

Марина Райкина
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015