для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| он всех победил и рухнул как подкошенный. памяти дмитрия брусникина |

Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина

Сергей Николаевич, Сноб, 12.08.2018
В минувший четверг, 9 августа, умер театральный режиссер Дмитрий Брусникин. Он хотел выйти на новый контакт со своим временем. И казалось, в этом году судьба улыбнулась ему — появилась надежда создать свой, ни на что не похожий театр. Но он не успел этим воспользоваться

Первый спектакль, в котором я его увидел, назывался «Путь». Он шел когда-то на Малой сцене во МХАТе на Тверском бульваре. Это были еще доисторические времена неразделенного МХАТа. Пьеса Александра Ремеза про семейство Ульяновых. Все сидят за круглым столом, покрытым белой скатертью, и разговаривают, разговаривают. А в центре спектакля очень красивый молодой человек под два метра роста. Помню, что он как-то много занимал места на этой малой сцене. Много забирал внимания даже не столько своей игрой, сколько фактурой, лицом, фигурой, бесконечными ногами и руками, которые не очень знал куда девать. Дмитрий Брусникин был слишком красив и высок, чтобы хлопотать лицом или стремиться захватить побольше сценического пространства. Он действительно был выше всех в прямом и переносном смысле. И впечатление было такое, как если бы несостоявшегося цареубийцу и террориста Александра Ульянова играл кто-нибудь из великих князей.

Брусникину вообще шли эполеты, погоны, лампасы. Он прекрасно смотрелся в костюмных мелодрамах. Никто из актеров его поколения не умел носить мундир так, как он в «Днях Турбиных», никому так не шел фрак. Он был князем по осанке, по какому-то своему внутреннему стержню, а не только по внешности, так удачно подошедшей к его знаменитой роли в сериале «Петербургские тайны» — князя Дмитрия Платоновича Шадурского. И в жизни Дмитрий был человеком чести и слова. Если бы ему полагался герб, то на нем обязательно должно было бы присутствовать слово «верность». Одна любовь и один брак на всю жизнь. И один Театр, которому он служил честно и преданно.

Есть актеры, которым не идет много говорить. Они берут другим — паузами, молчанием, незаметной сменой выражения лица. Думаю, что Олегу Николаевичу Ефремову больше всего импонировало в Брусникине его умение молчать. Он узнавал себя в Дмитрии, как отцы узнают себя в сыновьях. Но почему-то сейчас вспоминается наш разговор во время долгого переезда из Нью-Йорка в Нью-Хэйвен, где Ефремов должен был ставить «Иванова», а я — ему с переводом.

— Понимаешь, они другие, — сетовал Олег Николаевич. — Хорошие, качественные, но… другие. 

— Но это ж хорошо, что другие! — убеждал его я.

— Они не рассчитаны на длинную дистанцию. А в России надо жить долго.

Под «другими» имелись в виду Роман Козак, Лена Майорова, Дмитрий Брусникин. Тогда еще совсем молодые, только начинавшие свой путь. Символично, что в своем главном спектакле 90-х годов «Три сестры» Ефремов даст Брусникину роль Андрея Прозорова. Несбывшиеся надежды, вдруг разом ставшая ненужной потускневшая красота, рухнувшие планы на большую и достойную жизнь — вот что читалось в его фигуре, когда он покорно толкал впереди себя детскую коляску. При всем внешнем благополучии, в Брусникине всегда чувствовалась какая-то тайная печаль. И эта ранняя седина, которая не столько старила его, сколько добавляла какой-то пепельной, горькой краски во все его роли.

Что-то не складывалось в его отношениях с Художественным, особенно когда после смерти Ефремова туда пришел Олег Табаков. Тот вообще не очень-то жаловал и привечал бывших ефремовских фаворитов. Да и сама новая модель знаменитого театра, похоже, Брусникину была чужда. Играл он мало. Его режиссерские заявки на новые постановки чаще всего отклонялись или под каким-нибудь предлогом заматывались. В кино ничего особенно интересного не предлагали. Спасла театральная педагогика. Это был выход из замкнутого круга разочарований. Якорь, который держал его на плаву долгие годы. «Брусникинцы» — это на самом деле не одно, а несколько поколений блестящих талантов. Достаточно назвать имена Александры Урсуляк, Сергея Лазарева, Дарьи Мороз… Он знал, как много в жизни актера решает успех, и готов был радоваться чужим удачам. Но в его собственной жизни профессиональный успех значил мало. Почти ничего.

Он хотел выйти на новый, особый контакт со своим временем. Искал другую правду, мечтал о театре, где нет звезд, капризных и честолюбивых, нет всесокрушающего диктата режиссера, а есть сама Жизнь. Отсюда его неистребимая вера в вербатим, которую исповедовали создатели Театра.doc Михаил Угаров и Елена Гремина. Тут они нашли в лице Брусникина верного единомышленника. Особая театральная техника, предлагающая свой способ познания человека и действительности, способ честный и прямой, как диагноз, записанный в медицинской карте. На самом деле тут Брусникин шел за К. С. Станиславским. Буквально след в след. История сохранила в качестве курьеза рассказы об экскурсиях основателей МХАТа в ночлежку Хитрова рынка во время подготовительного периода к постановке «На дне». Что-то подобное предпримет спустя сто лет Брусникин со своими учениками, отправляясь в долгое путешествие по Транссибу в плацкартном вагоне, чтобы те слушали и записывали исповеди попутчиков, чтобы вглядывались в лица, про которые и думать забыл современный театр. Тюрьмы, больницы, дома престарелых — вот где разворачивалось действие главных спектаклей Мастерской Дмитрия Брусникина. Как и многим режиссерам-новаторам, ему не терпелось разрушить «королевскую» линию рампы. Хотя для тонких и впечатлительных натур прямые контакты с действительностью бывают опасны и даже противопоказаны. Он сам не без удивления рассказывал, как после посещения Басманного суда, где шло предварительное слушание дела Седьмой студии, вдруг тяжело заболел. Не фигурально, а буквально: высокая температура, слабость, депрессия… Увиденное не отпускало еще долго. Он очень переживал за Кирилла Серебренникова и его товарищей. И это то, что я знаю доподлинно, а сколько всего он скрывал, не говорил, храня невозмутимость и гордую офицерскую спину.

И вот в 60 лет, кажется, судьба улыбнулась Брусникину. Забрезжила надежда на свой театр, собственное творческое пространство в самом центре Москвы, в двух шагах от Триумфальной площади. Хорошее, правильное место под названием «Практика», где брусникинцы и раньше играли свои спектакли, но теперь этот подвал обещал стать для них домом. И уже объявлены планы, и назначен прекрасный директор, и город в преддверии мэрских выборов пообещал финансовую помощь. Ничем этим Дмитрий не успеет воспользоваться.

Сейчас от его ухода ощущение такое, что он все преодолел, всех победил, дошел до самого порога и рухнул как подкошенный. Сердце надорвалось, не выдержав дистанции, о которой мне говорил 30 лет назад Олег Ефремов.

Они ушли один за другим: Лена Гремина, Миша Угаров, теперь вот Дмитрий. Их имена как три выстрела посреди ночи. Почему? За что?

И опять на горизонте замаячило Троекуровское кладбище. Теперь вместе с Басманным судом это едва ли не главный театральный адрес Москвы. Такая вот финальная мизансцена, которую и в страшном сне нельзя было представить.

Прощайте, мои дорогие. Прощайте, князь!
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015