для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| дмитрий брусникин: когда сердце не выдерживает |

Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает

Infox, 10.08.2018
Актер, режиссер, сценарист.

Родился в Потсдаме

Будущий актер родился не в России, а в Потсдаме. Произошло это 17 ноября 1957 года. Его отец, Владимир Михайлович, служил в то время в военной части, расквартированной в Германской демократической республике. Потсдам – небольшой город с множеством прекрасных зданий, он считается одной из архитектурных жемчужин Европы.

Но вряд ли маленький Дмитрий успел ознакомиться с этими шедеврами. Жизнь военного – это постоянные переезды, и семья Брусникиных исключением не стала. В школу Дмитрия отдали в пять лет, потому что некому было с ним сидеть. Это было уже в России, в селе Малинники близ Загорска.

Дмитрий сменил около десятка школ, что было неудобно во всех отношениях – и психологически, и практически. Аттестат зрелости он получил в подмосковном городе Клин. 

Тем не менее учился Дмитрий достаточно хорошо, чтобы в 1974 году поступить в Московский институт электронной техники, располагавшийся в Зеленограде – там учился его старший брат, что и стало главной причиной выбора вуза.

Ты что, дурак?..

В те годы физикой и математикой увлекались все. А еще все ходили в театр. Дмитрий Брусникин исключением не был. Родители не имели отношения к искусству, хотя мать, Александра Дмитриевна, была человеком ярким, душой компании и прекрасной рассказчицей.

А вот сыновья увлеклись сценой. Точнее говоря, брат занимался в театральной студии, Дмитрий был просто интересующимся знакомым. Однажды за компанию с приятелем прошел прослушивание в Москве, хотя никаких мыслей о театральной карьере у него не было, Дмитрий был доволен ролью зрителя. И ему посоветовали поступать в соответствующий вуз. Брусникин не обратил внимания, однако весной уже с другим приятелем поехал в Москву снова. По театральным вузам они ходили на спор. Брусникин посетил «Щепку», Щуку и МХАТ, после чего остановился. Потому что позвали его во все три учебных заведения разом.

В том году впервые курс набирал Олег Ефремов, Дон Кихот театра, как называл его Брусникин. И это обстоятельство оказалось решающим. Один из прослушивающих педагогов сказал абитуриенту: «Ты что, дурак, что ли? Это самый главный режиссер Советского союза, а, может быть, и мира. Что тут выбирать?»

Ты же не смешной!

К тому времени в выбранной профессии Дмитрий разочаровался, даже взял в институте академический отпуск. Но говорить об этом родителям не спешил. Однако о смене места учебы сказать пришлось, и поначалу его не поняли.

«Какой артист? Какое театральное училище? Ну, ты же не смешной!», — возмущался отец. Как потом пояснил сын, почему-то считалось, что студент театрального вуза должен чем-то отличаться от остальных и быть смешным.

После звонка педагогов родители смирились, хотя Дмитрий так и не узнал, что именно им сказали.

Вчерашний студент-физик погрузился в театральную среду. Карьера его складывалась куда проще, чем у многих коллег. Уже на втором курсе студент вышел на сцену Московского художественного академического театра, а по окончании учебы в школе-студии в 1982 году его взяли в легендарный Московский художественный академический театр имени Горького, один из самых известных в стране.

Заманивали ролями

Карьера молодого актера складывалась более чем удачно. Он часто выходил на сцену (и какую сцену!), в 1984 году дебютировал в кино… однако, как вспоминал потом, вдруг показалось, что необходимо уйти. И Ефремов отпустил. 

В 1986 году группа актеров МХАТа перешла в студию «Человек», чтобы делать новый театр. Там Брусникин дебютировал в роли режиссера, поставив спектакль «В ожидании Годо». Но долго в студии он не задержался. Ефремов буквально заманил актера обратно, предложив роли, от которых отказаться было невозможно. Брусникин унаследовал роль Иванова в одноименном спектакле – после Смоктуновского! Астрова в «Дяде Ване» – после Олега Борисова! К тому же Ефремов был готов предоставить площадку Брусникину-режиссеру.

Помимо всего прочего, Чехова Дмитрий обожал. И согласился. Играл он и в других театрах, ставил спектакли по Солженицыну и Достоевскому, а на основной сцене МХАТ, который в 1987 году разделился на два театра – под руководством Ефремова и под руководством Татьяны Дорониной, Брусникин поставил спектакли «Платонов», сыграв в нем главную роль, а также «Плач в пригоршню», «Женитьба Бальзаминова» и «Гроза».

Сериалы – это жизнь

Параллельно Дмитрий Брусникин снимался в кино, хотя и не слишком интенсивно. В сериале ему впервые предложили роль в «Петербургских тайнах» — актера рекомендовал Иннокентий Смоктуновский, который решил, что Брусникину будет полезно поработать с режиссерами, Леонидом Пчелкиным и Вадимом Зобиным.

FacebookСам актер был недоволен и не понимал, зачем вообще это делает, а позже говорил, что на некоторых кадрах у него можно заметить недовольное выражение лица, с ролью не связанное. Зато компания оказалась прекрасная, хорошие отношения сложились и с режиссерами, которые иногда даже давали ему «порулить» эпизодами, и с товарищами по съемочной площадке.

Постепенно Брусникин втянулся, и вдруг оказалось, что процесс ему интересен. Он сыграл еще множество ролей в отечественных сериалах и, пожалуй, не меньше срежиссировал, в том числе «Чехов и Ко», «Самая красивая», «Сыщики», «МУР есть МУР», «Ищейка» и «Закон и порядок: Отдел оперативных расследований» — аналог американского почти одноименного сериала. «Я вам скажу, что это жизнь», — говорил он журналистам.

После смерти учителя, Олега Ефремова, Брусникин на некоторое время полностью сосредоточился на сериалах. Он называл себя актерским режиссером. Это оказалось конкурентным преимуществом – продюсеры знали, что съемки с режиссером Брусникиным обходятся дешевле, потому что актеры согласны играть у него за меньшие, чем обычно, деньги.

Иногда ему помогала жена, Марина, актриса и режиссер с громким именем. Они учились на одном курсе и поженились еще студентами. Сын Филипп, родившийся в 1983 году, избрал карьеру исполнительного продюсера, отвечающего за разрешение финансовых и творческих вопросов (должность, аналогичная директору картины).

Брусникинцы

Преподавать актерское мастерство в школе-студии МХАТ Брусникин начал в 1993 году. Несколько раз набирал свой курс.

Один выпуск, 2015-го года, так и назвали – мастерская Дмитрия Брусникина, актеры сначала группой поступили в Московский театр «Человек», затем в театр «Практика», а сейчас выступают на многих площадках независимой труппой, на их счету уже более 20«своих» спектаклей. Называют они себя брусникинцами и работают практически со всеми ведущими театральными режиссерами России. И конечно, со своим бывшим преподавателем.

Не знаем, как об этом говорить

Последним основным местом работы для самого Брусникина стал Экспериментальный театральный центр новой драмы «Практика». Он стал художественным руководителем театра.

9 августа 2018 года на странице театра в Fаcebook появилось сообщение о смерти художественного руководителя. «Мы не знаем, как об этом писать, как об этом говорить», — написано в нем.

Смерть шестидесятилетнего Дмитрия Брусникина стала неожиданностью для всех. Как выяснилось, у него были проблемы с сердцем, но они казались не очень серьезными – врачи Боткинской больницы, где он проходил лечение, говорили о положительной динамике, а сам актер и режиссер даже не стал брать отпуск.

Состояние Дмитрия резко ухудшилось 9 августа. Спасти его медики не смогли.
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015