для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| «он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти дмитрия брусникина |

«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина

Валерий Кичин, Афиша daily, 10.08.2018
Новость, в которую невозможно поверить: не стало Дмитрия Брусникина, актера, режиссера и педагога, только что назначенного худруком театра «Практика». Алексей Киселев пытается осмыслить эту потерю.
Это какая-то ошибка. Такого точно не должно было быть. Театр «Практика» только что стал местом, где «Мастерская Брусникина» наконец бросила якорь. Сейчас должна была открыться новая — и, вероятно, важнейшая — страница в биографии выдающегося театрального предводителя, а вместе с ней — и в новейшей истории театра. Восьмого августа главная театральная новость: директором «Практики» назначен Борис Мездрич, а худруком — наконец, официально — Дмитрий Брусникин. Девятого августа Брусникина не стало.

Светлый, большой, сильный человек с глубоким теплым голосом. Мягко щурясь, он смотрел всегда куда-то за горизонт. Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа. Его любили все. То есть вообще, буквально все. Брюс — так его называют ученики — становился близким каждому, кто с ним едва познакомился. Внимательно заглядывал в глаза. Умел сказать чертовки простые и важные слова как будто мимоходом.

При встрече и на прощание он всегда всех обнимал. Может быть, поэтому каждый помнит, как попрощался с ним в последний раз.
Ученик Олега Ефремова, наследник идей раннего «Современника» — то есть психологической школы с человеческим лицом, — Дмитрий Брусникин вообще-то попал в театр случайно. Будучи студентом Института электронной техники в Зеленограде, приехал морально поддержать друзей на вступительных экзаменах в театральный вуз. Потом уже из любопытства работал машинистом сцены в Театре киноактера. А поступив в Школу-студию МХАТ на курс Ефремова, почти сразу стал не только одним из самых востребованных мхатовских актеров, но и определил всю свою дальнейшую судьбу.

В перестройку вместе с единомышленниками, Романом Козаком и Михаилом Мокеевым, ставил подпольные спектакли по Беккету и Петрушевской. И в то же время все трое начали ассистировать Ефремову в альма-матер. С 1999 года Дмитрий Брусникин вместе с Романом Козаком стал вести в Школе-студии МХАТ собственный курс. Многие из их учеников вам хорошо известны: Сергей Лазарев, Дарья Мороз, Александра Урсуляк.

В 2007 году не стало Козака. Пережить потерю Брусникину тогда помогли студенты, нынешние мхатовские педагоги, более известные как фронтмены объединения Le Cirque de Charles la Tannes, — Юрий Квятковский и Алексей Розин (их по-прежнему все помнят по бронебойной хип-хопере «Копы в огне»). Брусникин продолжил набирать курсы, а его ученики стали приводить в институт своих друзей музыкантов, композиторов, хореографов, драматургов и художников. Примерно так началась история ныне самой знаменитой и дееспособной труппы города — «Мастерской Дмитрия Брусникина».

«Мастерская Брусникина»: как устроена самая востребованная труппа города
Каждая работа студентов мастерской — громкое театральное событие. Вербатим «Это тоже я» — по сей день главный хит «Практики». На «Бесах» в «Боярских палатах» уже который год переаншлаги. Выпускники — на больших экранах по всей стране и на красной дорожке в Каннах. Брусникин, не будучи частью телемейнстрима, стал звездой. Портреты седобородого театрального педагога замелькали на обложках там и тут, премия журнала «Сноб» «Человек года», на вступительных экзаменах в Школе-студии МХАТ — столпотворение. 

«Брусникин еще уникален тем, что у него нет понимания, как преподавать, — с азартом утверждал в интервью „Афише“ Юрий Квятковский. — При этом это не отсутствие метода, это и есть метод. Он не держится за пройденное и наработанное и понимает, что в любом случае нужно искать, даже в преподавании». Открытость Брусникина всему новому — безусловно, одна из граней его великого гуманизма; а это ли не метод. Четыре года назад на собрании для только что поступивших в Школу-студию Дмитрий Владимирович в качестве напутствия сказал вот что: «Мы хотели бы жить в стране, которой не боятся, а которую уважают. Это наше с вами дело — сделать так, чтобы нас уважали».

Петру Фоменко был шестьдесят один год, когда вместе с группой учеников он основал собственный театр. «Мастерская Петра Фоменко» тут же — и до самой смерти режиссера — стала театром номер один в Москве. Дмитрию Брусникину в этом году, когда наконец он стал художественным руководителем, тоже должен был исполнится шестьдесят один. Но он, черт побери, взял и умер. И есть что-то зловещее в этой дурацкой рифме: он умер в тот же день, что и шесть лет назад Фоменко, — девятого августа.

Дмитрий Владимирович ушел вслед за Михаилом Угаровым и Еленой Греминой, своими ровесниками, создателями «Театр.doc». Диагноз один на всех: сердечная недостаточность. Незадолго до того не стало Олега Табакова. Драматург Валерий Печейкин написал очень точно: «Такое чувство, что какая-то огромная химера летает над коробочкой театра и выхватывает тех, кто заметнее остальных». В спектакле “Black & Simpson” в «Практике» Брусникин сыграл подавленного горем человека, ведущего диалог с убийцей своей дочери. Через несусветную внутреннюю борьбу его герой преодолевает ненависть и внутреннее опустошение, постигая искусство принятия. Важный урок. Давайте попробуем.
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015