для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| «просто живой театр». за что мы благодарны дмитрию брусникину |

«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину

Москва 24, 10.08.2018
Актер, режиссер, сценарист, создатель своей Мастерской – Дмитрий Брусникин скончался в возрасте 60 лет. Он возглавил «Практику» в мае этого года, а официально был назначен на должность художественного руководителя совсем недавно – 7 августа.

Редакция портала Москва 24 вспоминает жизнь мастера.

Коренной мхатовец

Дмитрий Брусникин (17 ноября 1957, Потсдам) – советский и российский режиссер театра и кино, актер, сценарист, театральный педагог, заслуженный артист России (1993), заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2009).

Брусникин окончил Школу-студию МХАТ (курс Олега Ефремова). По словам сокурсников, Ефремов относился к нему с особой теплотой, как к сыну (уже студентом второго курса Дмитрий Владимирович начал играть главные роли в театре). А ведь судьба могла распорядиться совсем иначе. Ведь в 1976 году Брусникин – тогда еще студент Института электронной техники – и не задумывался всерьез о театральной карьере.

Вместе с друзьями, двумя молодыми актерами, он отправился в Москву показываться актеру и педагогу Виктору Коршунову – так, за компанию. Но Коршунов попросил прочесть что-либо и Дмитрия. Брусникин прочел Чехова, после чего Виктор Иванович посоветовал ему поступать в театральный вуз. Тогда Брусникин устроился работать машинистом сцены в Театре-студии киноактера. И принял окончательное решение – нужно поступать. Его приняли и Щепкинское, и Щукинское училища, и Школа-студия МХАТ, на которой он и остановил свой выбор.

Чехов и Ко

Начинающий актер стал служить в МХТ имени Чехова. Первой ролью Дмитрия Брусникина стал Александр Ильич Ульянов в спектакле «Путь». С 1982 года, сразу после окончания Школы-студии, Брусникин уже ассистировал на кафедре, а затем стал преподавателем «Актерского мастерства» – набирал курсы вместе с Романом Козаком. Выпускниками их первого совместно набранного курса были Сергей Лазарев, Дарья Мороз, Александра Урсуляк, Екатерина Соломатина, Дарья Калмыкова, Софья Ануфриева.

К Чехову у Дмитрия Бруснкина было особое отношение: он сыграл Астрова, Прозорова, Иванова, Платонова, снял многосерийный телефильм к столетию МХАТа «Чехов и Ко».

В качестве режиссера Брусникин работал над созданием спектаклей «Он в Аргентине», «Гроза», «До и после», «Кульминация» и многими другими. Он снялся более чем в 30 фильмах и сериалах (среди которых «Петербургские тайны», «Счастье по рецепту», «Любовь на острие ножа», «Закон и порядок: отдел оперативных расследований», «Марш Турецкого», «Сыщики» и «Досье детектива Дубровского»). Режиссер 14 картин («Саломея», «МУР есть МУР-1, 2, 3», «Закон и порядок: отдел оперативных расследований»).

А в 1990-е педагогика стала делом его жизни.

«Им есть, что сказать»

Дмитрий Брусникин собрал Мастерскую из своих воспитанников, почти так же, как когда-то его учитель Олег Ефремов создал «Современник». Правда, Брусникин никогда не думал создавать свой театр.

«Я придерживаюсь такой точки зрения, что театры не появляются по воле одного человека. Они появляются в силу каких-то загадочных обстоятельств. Если говорить пафосно – значит, что время пришло», – объяснял он.

«Мастерская Дмитрия Брусникина» прогремела на всю театральную Москву – это живой, новый, экспериментальный театр. «Наши студенты довольно быстро взрослеют, они имеют претензии на высказывания гораздо раньше, чем это было 10, 20 или 30 лет назад. Им есть, что сказать, и они имеют право говорить. Осталась в прошлом советская практика, когда студент заканчивал театральный вуз, получал распределение и приходил в театр», – уверял режиссер.

Каждый экзамен он превращал в проект, а к четвертому году из этого собрался полноценный репертуар. Его воспитанники работали с Максимом Диденко, Юрием Квятковским, Аленой Хованской, Сергеем Щедриным, Натальей Ворожбит. ..

Все новое, что появлялось в театре (не только российском), Брусникин превращал в педагогический метод.

В 2015 году выпускной курс Школы-студии МХАТ, еще во время учебы получивший известность как «Мастерская Дмитрия Брусникина», в полном составе был принят в Московский драматический театр «Человек», а сам Брусникин был назначен на должность заместителя художественного руководителя этого театра. В 2017-м Мастерская в полном составе вошла в труппу московского экспериментального театра «Практика».

Эксперименты, новые технологии, мультимедиа, поддержка молодых имен и новой драматургии, читки пьес, открытые лаборатории, поэтические вечера, хип-хоп батлы, перформансы, фестивали – это была только малая часть из огромного плана нового худрука «Практики», которые он озвучил в начале мая.

Дмитрий Брусникин, несомненно, – реформатор, ратующий за живой театр, без границ без диктатуры.

«В „Практике“ не будет диктата или палочного управления. Здесь будут открыты двери для всех, мы будем вести беседы, помогать молодым драматургам, режиссерам, актерам и перформерам», – с такими словами он начинал как новый художественный руководитель.

Шок и невосполнимая потеря

«Сегодня умер Дмитрий Брусникин. Наш лидер, наш художественный руководитель. Мы не знаем, как об этом писать, как об этом говорить. Впереди было очень много планов», – такое сообщение было опубликовано на сайте «Практики».

«Его уход – шок и невосполнимая потеря для Художественного театра, Школы-студии МХАТ, многочисленных „брусникинцев“, для всего нашего театрального сообщества и каждого, кто знал и любил Дмитрия Владимировича. Ему было всего 60 лет… Московский Художественный театр скорбит и выражает глубочайшие соболезнования Марине Станиславовне Брусникиной, их сыну Филиппу и всем родным и близким Дмитрия Владимировича», – говорится в некрологе на сайте МХТ имени Чехова.
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015