РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| международная театральная образовательная программа: 25-летний опыт |

Международная театральная образовательная программа: 25-летний опыт

Высшее образование в России, 1.08.2017
БУРДЕНКО Елена Викторовна – канд. экон. наук, доцент, почётный работник высшего профессионального образования. E-mail: Burdenko-EV@yandex.ru
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
Адрес: 117997, Москва, Стремянный пер., д.36
АРЦИС Ирина Израилевна – доцент. E-mail: slava75914@gmail.com
ИЛЬЮЩЕНКО Наталья Степановна – канд. филол. наук, доцент. E-mail: ilnatali77@mail.ru
Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при Московском художественном академическом театре имени А. П. Чехова
Адрес: 125009, Москва, ул. Тверская д.6, стр. 7

Аннотация. В статье рассмотрены результаты 25-летнего опыта реализации международной театральной образовательной программы, организованной совместно Школой-студией МХАТ с Театральным центром имени Юджина О’Нила, получившей название «Московский семестр». Прослежена история ее создания, выделены ее взаимосвязанные части, позволяющие добиться максимального освоения профессиональных знаний и навыков иностранными студентами. Полученные результаты подтверждают необходимость проведения международных театральных образовательных программ, чему способствует глобальная мобильность студентов.
Ключевые слова: обучение иностранных студентов в театральном вузе, международная театральная образовательная программа, программа «Московский семестр», система Станиславского, Школа-студия МХАТ
Для цитирования: Бурденко Е. В. , Арцис И. И. , Ильющенко Н. С. Международная театральная образовательная программа: 25-летний опыт // Высшее образование в России. 2017. № 8/9. С. 143-151.

Идея создания международной театральной образовательной программы возникла в 20-х годах ХХ века, когда Московский художественный театр (МХТ) впервые приехал на гастроли в США. Основателем и руководителем театра в то время был К. С. Станиславский, предложивший свою систему работы актера над ролью. Она была впервые описана самим К. С. Станиславским в книге «Моя жизнь в искусстве» в 1925 г. и опубликована в США [1; 2]. Исследованием жизни и творчества К. С. Станиславского занимались такие ученые, как Н. К. Горчаков. [3], А. Зись [4], О. А. Радищева [5], И. Н. Виноградская [6], Е. Я. Басин [7], А. М. Смелянский [8] и др. В 1923 г. Ричард Болеславский, эмигрировавший актер МХТ, впервые читает лекции о системе Станиславского. Позже вместе с Марией Успенской он организует Американский лабораторный театр. За семь лет существования в нем прошли обучение более 500 молодых артистов. Ученик Р. Болеславского Ли Страсберг начал «великую индустрию Станиславского в Америке», по выражению А. М. Смелянского.
На основе элементов метода Станиславского возникает метод Страсберга. Основой метода является аффективная память актера [9; 10]. Идеи системы Станиславского использовались в «Груп-Тиэтре» (The Group Theatre, 1931-1941 гг.), который основали Гарольд Клюрман, Ли Страсберг, Стелла Адлер и Черил Кроуфорд. В 1947 г. открывается «Актерская студия» (The Actor’s Studio) в Нью-Йорке. С 1951 г. ею руководит Л. Страсберг. В свою очередь, С. Адлер открывает в 1949 г. «Студию актерского мастерства» (Studio of Acting). Позже, в 1966 г., Л. Страсберг и в 1986 г. С. Адлер открывают филиалы своих 144 Высшее образование в России • № 8/9, 2017 школ в Лос-Анджелесе. В The Actor’s Studio обучались Мэрилин Монро, Джек Николсон, Дастин Хоффман, Харви Кейтель и др. Studio of Acting считается популярной актерской школой, предлагающей универсальный и разнообразный набор навыков и знаний. Выпускниками школы С. Адлер были такие артисты, как Марлон Брандо, Роберт Де Ниро, Ник Нолти и др. Кроме того, в 1969 г. в Нью-Йорке открывается театральная школа для непрофессионалов – Институт театра и кино Л. Страсберга, который работает до сих пор.
Несмотря на заинтересованность в проведении международных театральных образовательных программ как с американской стороны, так и стороны К. С. Станиславского, они не осуществились при его жизни. С 1930-х годов до конца 1960-х годов контакт между театральными сообществами двух стран был прерван. Осуществить идею К. С. Станиславского о том, что американским студентам, актерам надо приезжать в Московский художественный театр и учиться в России, удалось только в 1991 г. [11; 12] История международных театральных образовательных программ, проводимых Школой-студией МХАТ, нашла свое отражение в «Семейных альбомах» [8], которые издаются к юбилейным датам. Цель нашего исследования – изучение создания, проведения и развития международной театральной образовательной программы, осуществленной Школой-студией МХАТ в период с 1991 по 2016 гг. Она началась с совместной программы с Театральным центром имени Ю. О’Нила и получила название «Московский семестр». Инициаторами создания и проведения программы стали: со стороны России: А. М. Смелянский, профессор, доктор искусствоведения, проректор Школы-студии МХАТ; А. Я. Рубинштейн, профессор, доктор философских наук, основатель и заведующий кафедрой «Менеджмент и экономика исполнительских искусств» Школы-студии МХАТ; • со стороны США: Джордж Уайт, основатель «Театрального центра имени Ю. О’Нила»; Г. Нерсесян, президент Американо-советской театральной инициативы. В 1991 г. из США в Москву приехали первые четыре американских студента. Сейчас уже можно признать, что Школа-студия МХАТ была не готова к приезду иностранных студентов. Привычной для иностранцев инфраструктуры не было: в магазинах не принимали кредитные карты, не было специально оборудованных помещений для занятий, не все педагоги говорили по-английски. Приехавшие студенты были расселены по семьям. Поэтому необходимо было наладить работу переводчиков, скоординировать работу со студентами, организовать их досуг. Вместе с тем на этой первой программе работали лучшие педагоги Школы-студии МХАТ, такие как О. П. Табаков, А. М. Смелянский, М. Лобанов, А. Дрознин. 
Несмотря на все сложности и недоработки, было огромное желание проводить такие программы, и Школа-студия МХАТ научилась работать с иностранными студентами. Этому способствовала популярность программы в США. Приезжавшие из России американские студенты давали не просто положительные, а восторженные отзывы об обучении в Москве. Формирование программы шло в течение многих лет, а в декабре 2016 г. ей исполнилось 25 лет. Юбилей программы отмечали в Москве и в Нью-Йорке.
Посол США в Москве по этому случаю устроил прием для администрации Школы-студии МХАТ и американских студентов, обучавшихся в декабре 2016 г. Это событие освещалось в прессе [13].
Анализ совместной программы с Национальным театральным институтом стоит начать с процесса набора студентов. Он происходит в различных колледжах США по всей стране. Значительная часть американских студентов, обучаясь в liberal arts colleges, имеет возможность вместе с профилирующими предметами выбирать и те, которые просто интересны. Причем изучаться они могут в другом вузе, а полученные зачетные единицы (credits) будут засчитаны. Именно на этом правиле Интернационализация образования строится практика «зарубежных семестров».
Расходы по обучению за границей колледж, как правило, берет на себя. Это повышает мобильность американских студентов и делает для них доступным обучение за границей. Ежегодно в начале осеннего семестра представители Национального театрального института ездят по различным колледжам США и рассказывают об образовательных программах Центра Юджина О’Нила, в том числе и о совместной программе со Школой-студией МХАТ. С января и до конца февраля следующего года идет прием заявлений. В марте все заявления рассматриваются, и проводится отбор студентов. В конце апреля тех, кто принят на программу, оповещают о зачислении. Процесс набора каждой новой группы занимает практически целый год. В сентябре группа американских студентов приезжает в Москву. До конца декабря они обучаются у ведущих педагогов Школы-студии МХАТ. 
Процесс обучения в Школе-студии МХАТ отличается от его организации в американских колледжах и университетах. В Америке студенты могут сами выстраивать образовательную траекторию, выбирая дисциплиныи формируя тем самым свое расписание. В Школе-студии МХАТ существуют жесткие рамки: расписание на весь семестр предполагает ежедневные занятия с 10 часов утра до 6 часов вечера по самым нужным дисциплинам. В первой половине дня, как правило, идут занятия по сценическому движению, сценическому бою, вокалу, танцу, фехтованию. Вторая половина дня полностью отдается актерскому мастерству. Кроме этого, читаются лекции по сценическому дизайну, истории театра, истории кинематографа.
Международная театральная образовательная программа «Московский семестр» состоит из следующих взаимосвязанных частей:
1) образовательная часть, включающаяобучение профессиональным и общеобразовательным дисциплинам;
2) культурная часть, направленная на погружение студентов в традиции русского драматического театра и культуры;
3) организационная часть, позволяющая познакомиться с российскими студентамисверстниками;
4) инфраструктура (расположение, проживание, питание).
Образовательная часть. Наиболее сложными предметами для студентов являются те, что требуют физической подготовки. Но по окончании программы всегда виден результат. Многие студенты добиваются заметного успеха в сценическом движении, танце, фехтовании, сценическом бое. Завершается обучение по каждому предмету сдачей экзамена.
По актерскому мастерству за три месяца американские студенты осваивают программу, которую российские студенты изучают в течение года на первом курсе. Занятия начинаются с упражнений на внимание и этюдов «я в предлагаемых обстоятельствах». Многие из приехавших студентов впервые оказываются в классе по актерскому мастерству. Они впервые сталкиваются с системным подходом к освоению профессии, поэтому такие занятия для них являются особенно важными. Постепенно темой этюдов становятся отдельные эпизоды пьесы, которую студенты должны показать в конце семестра. В данном случае экзаменом становится показ спектакля на зрителя в учебном театре Школы-студии МХАТ. 
Для осуществления международных театральных программ нашими ведущими педагогами была разработана специальная методика преподавания, включающая в себя работу со студентами не только по системе Станиславского, но и по методике Михаила Чехова, который хорошо известен на Западе [11]. Его книга о технике актера была первоначально написана на английском языке и издана в Америке. Он открыл свою театральную школу в Англии, которая перед Второй мировой войной была переведена в Америку, где превратилась в профессиональный театр “Chekhov Players”. На Бродвее театром были сыграны несколько спектаклей, после чего он стал гастролировать по стране, пропагандируя принципы театрального искусства.
Михаил Чехов разработал несколько этапов работы актера над ролью, назвав их «способами репетирования». Эти «способы» успешно применяются нашими педагогами в работе с американскими студентами. Разработаны специальные упражнения, направленные на развитие внимания и воображения, на создание атмосферы при работе над образом как в отрывках, так и в спектакле в целом. Особое внимание при начальной работе над образом наши педагоги уделяют психологическому жесту, так как выразительный жест создает основу для осуществления художественного замысла роли. Разработана система упражнений, которые с помощью психологического жеста помогают студенту пробудить свои чувства и дать определенную смысловую окраску образу. И по мере того как студенты овладевают техникой психологического жеста, они могут глубже проникнуть в произведения А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя и других русских писателей.
Еще одним важным компонентом работы со студентами являются упражнения на темпо-ритм. Упражнения направлены на раскрепощение студентов, помогают им лучше владеть своим телом, найти определенный темп и ритм для каждого образа, что и является основной задачей таких упражнений. 
При работе над ролью студентов-актеров наши педагоги большое внимание уделяют импровизации. Они создают такие ситуативные упражнения, которые способствуют развитию их творческой мысли, приучают самостоятельно работать и находить «ключи», открывающие творческие «двери». Приступая к работе над отрывками из пьес А. П. Чехова (как известно, К. С. Станиславский был первым, кто нашел ключ к драматургии А. П. Чехова), педагоги прежде всего занимаются психологическим анализом пьесы в целом.
Они стремятся открыть студентам глубокую и напряженную внутреннюю жизнь героев, неустанно повторяя вслед за К. С. Станиславским, что непрерывная линия физических действий, то есть «линия жизни человеческого тела», занимает огромное место в создании любого образа. Вызванные к жизни внутренние переживания и действия помогают понять внутреннюю сущность образа, его подтекст, то, что скрывается за словами, – «жизнь человеческого духа», о которой говорил К. С. Станиславский. Проверка этюдами помогает студенту-актеру отобрать типичные для данного образа черты, глубже проникнуть в психологию создаваемого образа.
Все эти упражнения делаются систематически на протяжении всей программы, поэтому большинство студентов так хорошо в дальнейшем усваивают пройденный материал и им гораздо легче начать репетиционный период отдельных сцен и актов спектакля. При этюдном методе очень большую роль играет самостоятельная работа студента.
Наши педагоги призывают студентов активно работать «над собой» как на репетициях, так и дома, в свободное время. Они постоянно подчеркивают, что студенты должны существовать в создаваемых ими образах, педагоги же лишь помогают раскрывать сверхзадачу, объясняют обстоятельства роли и т. д. Без подлинных чувств самого студента-актера все на сцене становится неинтересным и неживым. В этюдах студент-актер может говорить своими словами о том, о чем он в дальнейшем будет говорить словами авторского текста. Это активизирует его фантазию и помогает постепенно овладевать внутренним и внешним миром своего героя. Наши мастера обладают педагогическим тактом, который позволяет тонко корректировать и направлять работу студентов, помогая им создавать на сцене «живого человека». Все это делает международную театральную образовательную программу чрезвычайно привлекательной и полезной.
Кроме дисциплин, направленных на овладение актерским мастерством, учебный план включает общеобразовательные предметы. Студентам необходимо прочесть пьесы великих русских драматургов и много книг по истории театра, поэтому для студентов организуются занятия по русскому языку [14]. На протяжении трех месяцев они три раза в неделю занимаются русским языком с педагогом Школы-студии МХАТ. Знание языка помогает лучше ориентироваться в городе, облегчает общение со сверстниками и педагогами.
Культурная часть. Важной частью проекта является культурная программа. В свободное от занятий время американские студенты ходят на спектакли в театры, на выставки в музеи, посещают усадьбу-музей А. П. Чехова в Мелихово, ездят в Санкт-Петербург.
Программа дает возможность увидеть постановки разных режиссеров, спектакли различных направлений в лучших московских театрах. Все театральные работы потом обсуждаются с педагогами на занятиях по актерскому мастерству и на лекциях по истории театра. Для многих приезжающих студентов такое количество походов в театр непривычно, в Америке они редко смотрят театральные постановки в таком объеме [15].
Организационная часть. С момента приезда в Россию на протяжении всего обучения и до момента отъезда американских студентов встречают, сопровождают и провожают учащиеся продюсерского факультета.
Студенты-первокурсники, владеющие английским языком, получили неофициальное название «ангелы». Они сопровождают приехавших студентов в театры, на выставки, помогают ориентироваться в метро, решать возникающие проблемы, такие как поход к врачу, покупка необходимых вещей. Для студентов продюсерского факультета общение с американскими студентами становится хорошей практикой английского языка.
В процессе общения они много узнают о культуре другой страны. Для американских студентов общение со студентами Школы-студии МХАТ тоже становится языковой практикой и еще одним источником информации о культуре и жизни в России. Помимо студентов-продюсеров к работе с американскими студентами привлекаются студенты факультета сценографии и театральной технологии. Они помогают в постановке выпускного спектакля: создают необходимые декорации, костюмы.
Американские студенты активно включаются в творческую жизнь Школы-студии МХАТ. Вместе с российскими студентами они участвуют в мероприятиях, проводимых Школой-студией и театром. Каждую осень в Школе-студии МХАТ проводится посвящение в студенты для первокурсников, так называемый «Капустник», в котором обязательно принимают участие американские студенты. Они готовят свой номер и представляют его на Малой сцене МХТ им. А. П. Чехова. В таких памятных мероприятиях, как юбилей А. М. Смелянского или юбилей Школы-студии МХАТ, которые проходят на Основной сцене МХТ им. А. П. Чехова, участие иностранных студентов также обязательно Возможность выступить на исторической сцене театра надолго остается в памяти.
Инфраструктура. Территориальное расположение является важной составляющей, которая работает на имидж вуза. Школа-студия МХАТ расположена в историческом и театральном центре Москвы, в Камергерском переулке. В шаговой доступности находятся Московский художественный театр им. А. П. Чехова, Московский государственный академический Театр оперетты, Государственный академический Большой театр, Государственный академический Малый театр, Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой, Российский академический молодежный театр, Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Государственный театр Наций. В 2016 г. В Москве работали 170 драматических, музыкальных, кукольных, детских и других театров. Поэтому посещение театров студентами не требует больших затрат времени и сил. 
Приезжающие на обучение студенты теперь живут не в семьях, а в комфортабельном общежитии Школы-студии МХАТ, расположенном сравнительно недалеко от института. До него можно легко доехать на городском транспорте. В общежитии создана домашняя атмосфера, сделан современный ремонт, есть репетиционное помещение, тренажерный зал, Wi-Fi. Сам Камергерский переулок сейчас стал пешеходной зоной, по которой приятно гулять. Здесь находятся многочисленные кафе, пекарни, закусочные. Сидя в кафе за чашечкой кофе, можно обсудить прошедший день, планы на будущее или просто пообщаться друг с другом.
Многие американские студенты по возвращении в США рассказывают о том, что программа обучения очень сложная, но интересная. «Московский семестр» становится для них своеобразной «проверкой на прочность», так как они не привыкли к такой нагрузке. Большинство американских студентов именно в Школе-студии МХАТ начинают понимать, как устроен театр и как работают профессионалы. Получается, что именно программа дает толчок к размышлениям о том, готовы ли они всерьез посвятить себя актерской профессии. Многие выпускники программы продолжают обучение в магистратуре и остаются работать в театре. Но часть американских студентов не готовы к такой работе и уходят в другую область.
За период с 1991 по 2016 гг. программа проводилась 25 раз, за это время прошли обучение почти 500 американских студентов. На рисунке 1 показано количество студентов, обучавшихся в Школе-студии МХАТ по программе «Московский семестр» за период с 2004 по 2016 гг.
В настоящее время Школой-студией МХАТ реализуются совместные международные театральные образовательные программы со следующими университетами:
• Университет Фордэм (Fordham University, New York, USA);
• Университет Батлер (Butler University, Indianapolis, USA);
• Центральная Школа сценической речи и драмы (Central School of Speech and Drama, UK);
• Академия международного образования (AIB, Bonn, Germany);
• Кентский Университет (University of Kent, UK);
• Академия артистических искусств (Прага, Чехия);
• Капошварский университет (Капошвар, Венгрия).
Школой-студией МХАТ накоплен огромный педагогический опыт – не только в преподавании актерского мастерства, но и в обучении специалистов в области режиссуры, художественного оформления спектакля, сценографии, театрального костюма, организации и управления театром. Международные театральные образовательные программы позволяют поделиться накопленным опытом со студентами, приезжающими из других стран, что способствует взаимопониманию и культурному обогащению. 
Опыт Художественного театра оказал большое воздействие на искусство – не только сценическое, где его мировое влияние огромно, но и на другие виды: живопись, музыку, кинематографию и, конечно, на драматургию и литературу. А. П. Чехов как драматург был неразрывно связан с Художественным театром, а Художественный театр видел в А. П. Чехове своего поэта. Вот почему педагоги Школы-студии МХАТ делают особый акцент в своей работе на пьесах А. П. Чехова, ведь они интернациональны, они понятны людям во всем мире – русским, американцам, англичанам, французам, так как заставляют задуматься над смыслом собственного существования. 

Литература
1. Станиславский К. С. Собрание сочинений в девяти томах: Т. 9. Письма 1918-1938. М. : Искусство, 1999.
2. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М. : АСТ: Зебра Е, 2009.
3. Горчаков Н. К. С. Станиславский о работе режиссера с актерами. М. : Всероссийское театральное общество, 1958.
4. Зись А. Художник и Время. М. : Всероссийское театральное Общество, 1958. 144 с.
5. Радищева О. А. Станиславский и Немирович-Данченко: История театральных отношений: 1917-1938. М. : Артист. Режиссер. Театр, 1999.
6. Виноградская И. Н. Жизнь и творчество К. С. Станиславского. Летопись. Т. 3. М. : МХТ, 2003.
7. Психологические основы системы Станиславского. М. : Академия Гуманитарных Исследований, 2009.
8. Семейный альбом / Гл. ред. А. Смелянский. М. : Московский художественный театр, 2003.
240 с.; Семейный альбом / Гл. ред. А. Смелянский. М. : Московский художественный театр, 2013. 416 с.
9. Московский Художественный театр. Сто лет / Под ред. А. М. Смелянского. М. : МХТ, 1998.
10. Письма О. С. Бокшанской Вл. И. Немировичу-Данченко: В 2 т. / Сост., ред., комм. И. Н. Соловьева. Вступ. статья А. М. Смелянского. М. :МХТ, 2005.
11. Чехов М. А. Путь актёра: Жизнь и встречи. М. :АСТ; АСТ Москва: Хранитель, 2007. 554 с.
12. Немирович-Данченко Вл. И. Творческое наследие: В 4 т. Письма из прошлого. Московский художественный театр, 2012.
13. Гостев И. В Москве отметили 25-летие совместной программы Школы-студии МХАТ и Центра Юджина О`Нила // Ведомости. 2016. 15.12. № 4225.
14. Лисина Е. В. Три условия «выживания» студентов театральных факультетов американских университетов в Москве во время их стажировки в Школе-студии МХАТ // Вестник Северо-восточного университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 2. С. 18–22.
15. Сотрудничество Школы-студии МХАТ и театрального центра Юджина О’Нила (США) набирает обороты, показывая пример многолетних тесных связей между Россией и Америкой. URL: https://1neof.ru/sotrudnichestvo-shkoly-studii-mhat-i-teatralnogo-tsentra-yudzhina-o-nila-ssha-nabiraet-oboroty-pokazyvaya-primer-mnogoletnih-tesnyh-svyazej-mezhdu-rossiej-i-amerikoj/
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015