РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| устроительница stanislavsky.lv: «везем в ригу школу-студию мхат, один из сильнейших театральных вузов мира» |

Устроительница Stanislavsky.lv: «Везем в Ригу Школу-студию МХАТ, один из сильнейших театральных вузов мира»

LSM.LV, 9.10.2017
Устроительница Stanislavsky.lv – «Везем в Ригу школу-студию МХАТ, один из сильнейших театральных вузов мира»

Автор: Андрей Шаврей (журналист)

Уже третий год в Риге проходит фестиваль дипломных спектаклей театральных вузов Stanislavsky.lv. В этом году осенняя сессия состоится 29 и 30 ноября в Доме Москвы. Перед нами предстанут действительно будущие звезды, а пока что студенты легендарной школы-студии МХАТ. «Занимательное занятие — иметь возможность наблюдать, как растут будущие Чулпан Хаматовы и Евгении Мироновы!», — сказала в беседе с Rus.lsm.lv устроительница фестиваля Наталья Захарьят.

 — Наталья, прежде всего расскажи, что увидят рижане на этот раз. Говорят, «гвоздь сезона» — ученики Аллы Сигаловой. Алла Михайловна приедет тоже?

 — Участниками фестиваля являются студенты четвертого курса Школы-студии МХАТ, которые учатся в мастерской Сергея Земцова и ректора Школы Сергея Золотовицкого и в июне 2018 года станут дипломированными артистами театра и кино.

Но со студентами в Ригу приедет и режиссер Алла Сигалова – автор уже нашумевшего в Москве спектакля «Путешествие в Твин Пикс», который Школа-студия МХАТ представит рижской публике 29 ноября в 19.00 на сцене Дома Москвы. Спектакль представляет собой театральную фантазию на темы и образы выдающихся авторов одноименного сериала — режиссера Дэвида Линча и композитора Анджело Бадаламенти.

30 ноября в 19.00 на сцене Дома Москвы студенты Школы-студии МХАТ будут играть спектакль по произведениям Корнея Чуковского «ЧудоЧудоЧеловек» в постановке режиссера-педагога Марины Дровосековой (московский театр «Сатирикон»). В спектакле также использованы тексты Александры Бруштейн, Лидии Чуковской, Константина Райкина, Марии Чуковской, Евгения Шварца, Андрея Вознесенского, Софьи Богданович, Натальи Долининой, Иосифа Бродского.

 — Как возникла идея фестиваля, при каких обстоятельствах?

 — Идея зрела во мне очень много лет — с начала нулевых годов, когда я вернулась из Риги в Москву (где прожила около десяти лет) и меня пригласили поучаствовать в организации гастролей Высшего театрального училища им. Щукина. Тогда два вечера подряд студенты играли на сцене Рижского русского театра. И если на первый спектакль зал удалось собрать наполовину, то на следующий день народ практически висел на люстрах – это был очень крутой аншлаг.

Тогда и стало ясно, что наша избалованная театральная Рига все-таки не так уж избалована. Поскольку мы не имеем практики посещения учебных работ без пяти минут профессиональных артистов. А это очень занимательное занятие – иметь возможность наблюдать, как растут будущие Чулпан Хаматовы и Евгении Мироновы!

В Москве и Петербурге, например, посещение дипломных спектаклей в театральных вузах — это один из престижнейших видов досуга среди театралов всех возрастов.

Не говоря о том, что современные студенты творческих вузов сегодня много снимаются в кино и среди них есть настоящие медийные лица. Так в ноябре вместе со своим курсом к нам приедет Дарья Антонюк – победительница телешоу «Голос» 2016 года.

А главное — студенческие спектакли всегда отличаются особой энергетикой, искренностью, неординарными решениями, высочайшим уровнем актёрской отдачи.

 — С чего начали в Риге?

 — Толчком к открытию в Риге фестиваля стал тот факт, что в российские театральные вузы на протяжении последних пятнадцати лет каждый год поступают молодые люди из Латвии. И, соответственно, каждый год, они пополняют труппы московских и питерских театров. Наш Stanislavsky.lv – это возможность своеобразного творческого отчета таких студентов-выпускников перед родной публикой.

Сигалова о своем спектакле:

Все составляющие сериала «Твин Пикс»: изобразительный ряд, музыка, герои, абсурдный и алогичный юмор — манят, волнуют воображение, пугают и притягивают, шокируют и восхищают. Мотивацией к работе над этим материалом стало желание снова пережить встречу с потрясающими персонажами Дэвида Линча, окунуться в завораживающую атмосферу, прожить события этой шокирующей, тревожащей нервы детективной мистической истории. И, конечно, хотелось поделиться своей любовью к этому сериалу и к фигуре его автора — выдающегося режиссера Дэвида Линча, с учениками, студентами Школы-студии. Заразить их этой любовью, увлечь в сложное и яркое путешествие на планету под названием «Твин Пикс». В финальной сцене сериала к агенту Куперу приходит погибшая Лора Палмер и говорит фразу: «Увидимся через 25 лет…», и вот эти 25 лет прошли и в преддверии выхода третьего сезона сериала мы показываем наше «Путешествие в Твин Пикс».

Первый фестиваль провели в мае 2015 года — привезли на гастроли мастерскую Леонида Ефимовича Хейфеца из ГИТИСа. В числе участников приезжал тогда и наш Герман Андреев, выпускник 40-й средней школы, исполнитель роли Ромео в фильме Мариса Мартинсонса «Ромео и Джульетта». Сегодня он актер московского государственного Театра на Покровке им. Арцыбашева и также сотрудничает на договорной основе с театром им. Ермоловой.

 — Для артиста это очень престижно!

 — Конечно. С тех пор мы провели уже восемь сессий — в рамках каждой представляли рижской публике один актерский курс с двумя дипломными спектаклями. В результате за два с половиной года рижане успели познакомиться с учениками Дмитрия Певцова и Ольги Дроздовой из Института Современного Искусства, Владимира Андреева, Леонида Хейфеца и Михаила Борисова из ГИТИСа, Евгения Писарева из Школы-студии МХАТ и Владимира Бейлиса из театрального училища им. Щепкина.

 — Патроном фестиваля является Адольф Шапиро, как это произошло?

 — Год назад мы провели в рамках фестиваля творческую встречу с легендарным режиссером Адольфом Шапиро, и он согласился именоваться патроном нашего фестиваля. Интересно, что в оргкомитет Stanislavsky.lv входит всего четыре человека. Трое из них (включая меня) – воспитанники Школьного Театрального Актива при Рижском ТЮЗе, которым некогда руководил Адольф Яковлевич. 

 — Насколько сложно провести нынче в Риге полноценный фестиваль?

 — Самые главные сложности — мы существуем за счет полной самоокупаемости и принципиально не хотим повышать цены на билеты. Потому что студенческие спектакли должны быть доступны ровесникам актеров – старшеклассникам и студентам. Главная цель фестиваля — популяризация театрального искусства среди молодежи. Самые дорогие билеты у нас — 15-20 евро. Но молодежь имеет возможность приходить к нам за 8-10 евро. Плюс студентов Латвийской Академии культуры, а также актеров и режиссеров местных театров мы всегда приглашаем на фестиваль в качестве гостей.

При этом обращаю внимание, что актерские курсы насчитывают по 20-30 человек, в Ригу они привозят полноценные декорации и костюмы, т.е. ни о какой антрепризе на двух стульях речь тут не идет.

Более никаких сложностей нет. Тяжело бы в самом начале, когда только зарождался фестиваль и приходилось всем долго объяснять, чем отличаются студенческие спектакли, созданные в театральных вузах от спектаклей, поставленных в любительских театральных студиях студентами-химиками или юристами. Но за два с половиной года эти проблемы уже померкли. У нас уже появился свой постоянный зритель и интерес к фестивалю с каждой сессией только растет. Слава Богу!

Раз в год нас поддерживает агентство по туризму LIVE RIGA, в мае этого года помощь оказал благотворительный фонд Rietumu banka – за что мы им безмерно благодарны.

 — Ты уже видела эти спектакли наверняка, встречалась с режиссерами?

 — С Аллой Михайловной мы познакомились пока заочно — благодаря протежированию актрисы Яны Сексте. Идеей привезти в Ригу Школу-студию МХАТ со спектаклем Сигаловой «Путешествие в Твин Пикс» мы загорелись ровно год назад, когда в социальных сетях появились первые восторженные отзывы после его премьеры. Позже мы познакомились с Ильей Бочарниковым – художественным руководителем резекненского театра «Йорик» и по совместительству педагогом Школы-студии МХАТ и ассистентом Сигаловой в спектакле «Путешествие в Твин Пикс» — и укрепились в своем желании. 

Интересная деталь —

спектакли, которые мы привозим на фестиваль, в первый раз мы смотрим вместе с нашими зрителями.

Связано это с тем, что век подобных спектаклей недолог, появляются они на свет порой буквально за полгода до того, как ребята заканчивают обучение в вузе. Даты премьер, как правило, назначаются буквально за несколько дней. Гарантией качества для нас здесь выступают театральные вузы и режиссеры-педагоги.

А еще нам помогают наши рижане, которые учатся в Москве – они не пропускают студенческих премьер и сразу же делятся с нами своими впечатлениями. Еще мы прислушиваемся к мнению Григория Заславского — театрального критика и ректора Российского театрального института ГИТИС, который в мае этого года был почетным гостем нашего фестиваля.

 — Помню, как в начале века в Ригу случайно заехали студенты училища им. Щукина — это была фантастика! А чем, на твой взгляд, поражают ученики школы-студии?

 — Школа-студия МХАТ — это один из сильнейших театральных вузов мира. И в прошлом году мы лишний раз в этом убедились, когда привозили на наш фестиваль студентов, которые учились в мастерской худрука Московского театра им. Пушкина Евгения Писарева. Во-первых, на четвертом курсе они все уже крепкие профессионалы. Во-вторых, очень яркие индивидуальности. В-третьих, почти все относятся к разряду синтетических артистов – блистательно танцуют и поют (достаточно сказать, что именно Школу-студию МХАТ закончили в свое время Полина Гагарина и Сергей Лазарев, а сейчас там учится Антонюк).

Еще одна отличительная особенность Школы-студии МХАТ — они обязательно ставят дипломные спектакли на основе современных текстов или же - классику, отталкиваясь от реалий сегодняшнего дня. Так в прошлом году студенты Евгения Писарева представили нам спектакль «Жизнь в розовом цвете» — по рассказам современных авторов.

 — А вот, кстати, весьма актуальный вопрос… Ваши творческие планы?

 — Творческих планов – море. Фестиваль проводим три раза в год. В марте 2018-го планируем привезти в Ригу ГИТИС — студентов хорошо известного рижанам Сергея Голомазова. Среди которых есть наша соотечественница — Марика Шмуксте. В мае 2018-го приедет высшее театральное училище им. Щепкина, которое так полюбила наша публика, благодаря прошлому сезону и спектаклю режиссера Алексея Дубровского «Дневник Анны Франк». Есть также договоренность, что приедет ректор этого училища — замечательный театральный критик Борис Николаевич Любимов. А далее будем знакомить рижан с ВГИКом, театральным институтом им. Щукина, Санкт-Петербургским институтом сценических искусств.

В планах также продолжать творческие встречи со студентами актерских факультетов Латвийской Академии культуры, которые мы регулярно устраиваем, благодаря поддержке нашего режиссера Михаила Груздова.
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015