РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги! |

Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!

Страстной, 10, 18.04.2017
Филиал Театра Пушкина находится в двух шагах от метро Пушкинская, в Сытинском переулке. Ныряешь в ворота и оказываешься в уютном дворике: прямо пойдешь — служебка, направо — главный вход. Малые сцены — это всегда особая атмосфера, тут все пришедшие предельно аккуратны — всегда есть опасение задеть кого-то. И говорят тут будто тише в фойе, и буфет почти незаметен, и гардероб под боком.

В небольшом зале зрители садятся четко напротив актеров. В глубине сцены на скамьях сидят, не двигаясь, молодые люди и не мигая смотрят на нас. Это молчаливое сидение пугает, завораживает, растекается по залу вопросами: «Они живые?»

И это, наверно, самый главный вопрос спектакля. Живы ли те люди, которые собрались волей судьбы в ночлежке Хозяина (Кирилл Чернышенко). Те, кто сидит, застыв, как на портрете или старой фотографии, стряхивают с себя тишину, словно краски проступают сквозь потускневшее фото. Сбрасывают сразу, резко — несколько шагов, и они стоят на расстоянии вытянутой руки. Их Горький начинается с песни Высоцкого. Страстно, больно и отчаянно звучат голоса: сначала мальчики, потом девочки.

И действие, заряженное нервом песен барда, разлетается на множество пазлов. Они будут собираться постепенно — от соло больной Анны (Екатерина Рогачкова) до трио Барона (Владимир Зиберев), Сатина (Назар Сафонов) и Актера (Дмитрий Чеблаков) — пока герои вновь не окажутся сидящими в глубине сцены…

И неожиданно пронзительно зазвучит здесь главная тема — Любовь, отодвигая на задний план философские измышления о Человеке. Эти люди, случайно оказавшиеся в этом месте и не способные выбраться из него, утратили ее. Любовь к человеку, к жизни, к труду… Они умерли, их жизнь теперь — воспоминания, и те постепенно стираются…

Оттого так жалок Хозяин, выискивающий жену среди ночлежников. Невысокий, щуплый молодой человек в дорогом костюме выбивается из общей массы, он не чувствует себя главным тут, он даже женой управлять не может. И все понимают это, как знают, что Василиса (Таисия Вилкова) не любит его, потому что нет в нем силы.

Таисия Вилкова Василису играет страстно, это суть ее натуры, она прорывается в движении, едва сдерживаемых эмоциях и даже иронии, за которой скрывается боль.

Не случайно ее «ария» переполнена желанием любить:

Если где-то в чужой незнакомой ночи

Ты споткнулся и ходишь по краю,

Не таись, не молчи, до меня докричи —

Я твой голос услышу, узнаю.

Это и заклинание, и крик о любви, и мучительное осознание того, что уже не нужна. И отчаянная попытка все вернуть. Забывая о своей боли и унижении, она пытается удержать ускользающего из ее жизни Ваську Пепла (Евгений Кутянин). Любовь ускользающую. В нем ее жизнь. А нет его, так ничего и не надо. Уходишь — так не доставайся никому!

Мечта о любви — все, что есть у Насти (Анастасия Калашникова). И жизнь, и любовь она себе придумала. Все это знают, но только Барон (Владимир Зиберев) пытается эту мечту отобрать у нее. И вместо возможной нежности, реальной любви, которая даже тут могла бы случиться, пространство наполняется ненавистью. И тут закон «от ненависти до любви» не сработает.

Вот еще одна пара — супруги Клещ (Иван Семенов) и Анна (Екатерина Рогачкова). Она давно утратила любовь мужа и умирает от этого. Болезнь ее - всего лишь следствие нелюбви. Она-то все еще любит, говорит с трудом, а последняя забота — о нем. «Ты работаешь, тебе надо». Клещ Ивана Семенова, как и Анна Екатерины Рогачковой больше типажи, не хватает им настоящести, что ли… А Клеща-то презирают не от того, что он «рабочий человек», а потому что нет любви у него ни к делу, ни к жизни, ни к жене… Не понимают они, эти философы ночлежки, зачем он вырваться отсюда хочет, раз умер давно…

И философия Сатина иначе звучит в исполнении обаятельного молодого актера Назара Сафонова. «Человек — это звучит гордо!» только тогда, когда любимое дело («Дай мне работу, чтобы радость приносила»). Тогда есть, ради чего жить. А так-то, к чему? Сатин даже вспоминать не хочет то счастливое время, в котором и дом, и сестра жива, и работа в радость. Только слова, значения которых он не помнит, крутятся в голове, и он их вставляет куда ни попадя.

То же о себе мог сказать и Актер, правда, в отличие от Сатина, все еще не дающий себе забыть ни имя свое сценическое, ни как принимали его…

«Старик» (не Лука, не странник, как у Горького), внезапно появляющийся в ночлежке, приносит им надежду. Кому-то на лучшую жизнь, кому-то на выздоровление, кому-то на легкость после смерти… Главное в его «сольной партии» — песня Высоцкого:

На реке ль, на озере —

Работал на бульдозере,

Весь в комбинезоне и в пыли, —

Вкалывал я до зари,

Считал, что черви — козыри,

Из грунта выколачивал рубли…

Арсений Робак ведет свою линию четко. Тут и традиционный подход к образу, и что-то неуловимо свое, присущее молодости. И до своей философии он дошел через испытания. .. Его философия и есть любовь. Он помогает вспомнить этим заблудшим душам о любви, о том, что это такое. А дальше срабатывает вера. Появится она, будут и силы выбираться отсюда, нет — кончишь как Актер.

В полтора часа уложена хрестоматийная пьеса М. Горького. Полтора часа страстного желания любить и жить, а приходится… умирать.

В темноту сцены постепенно уходят все персонажи: умершая Анна, убитый Хозяин, покалеченная Наташа, арестованные Василиса и Пепел, повесившийся Актер, Алешка, Барон, Сатин, Клещ, Татарин, Настя…

Мертвые души…

«Кто ответит мне —

Что за дом такой,

Почему во тьме,

Как барак чумной?

Свет лампад погас,

Воздух вылился…

Али жить у вас

Разучилися?

Двери настежь у вас, а душа взаперти.

Кто хозяином здесь?- напоил бы вином».

А в ответ мне: «Видать, был ты долго в пути —

И людей позабыл, — мы всегда так живем!

Борис Дьяченко решил рассказать историю, максимально понятную его поколению — тем, кто только вступает в жизнь. Режиссер смонтировал (и монтаж этот очень удачен) текст Горького, больной и страшный, с песнями Высоцкого. Выпускники курса Евгения Писарева Школы-студии МХАТ играют про своих сверстников, их герои молоды, но уже не способны жить, песни Высоцкого не только помогают им лучше понять Горького, но и связывают три времени: начало века XX, середину прошлого века и начало века XXI. Время идет, но жизнь не меняется… и люди прежние. ..

В глубине сцены сидят, не шевелясь, персонажи, сидят и пристально смотрят в зал. Они — наше отражение, или мы - их?

Павлова Анастасия
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015