РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| как театр стал местом новых возможностей для людей с инвалидностью |

Как театр стал местом новых возможностей для людей с инвалидностью

Сила культура, 5.04.2017
Наталья Серова

Евгений Ляпин – студент продюсерского факультета Школы-студии МХАТ, актер, гражданский активист и чемпион Москвы по танцам на колясках. Мы поговорили с ним о свободе, доступности московских театров для людей с инвалидностью и Евровидении. 

О свободе

В 16 лет я участвовал в проекте «Театральная перспектива». Дети с инвалидностью уезжали в подмосковный лагерь вместе с драматургами, они учили нас писать пьесы, и в результате их ставили на сценах московских театров.

Это стало знаковым событием, после которого театр появился в моей жизни. У меня было представление, что театр – это нечто устаревшее, музей, где люди пафосно говорят, делают странные жесты и ненатурально падают в обморок. Благодаря Олесе Невмержицкой, режиссеру, которая ставила мою пьесу, я познакомился с другим, современным театром. Она пригласила меня на репетиции, и я увидел, как то, что ты придумаешь, рождается на сцене. Я смотрел на все это «безобразие» и понимал, что жизнь есть. И все как-то очень интересно, неожиданно и здорово.

Театр меня поразил колоссальной свободой, потому что для меня она – одна из ключевых ценностей. Театр меня этим и восхитил – там количество решений конкретной творческой задачи необыкновенно огромно, неисчислимо.

Об участии людей с инвалидностью в спектаклях

Хорошо, если в спектаклях принимают участие люди с инвалидностью и это оправдано тем, что происходит на сцене: например, как в «Герое нашего времени» у Серебренникова. Там есть сцена в госпитале с инвалидами войны и их роли исполняют танцоры на колясках. Здесь отсутствует жалость, нет игры на чьих-то чувствах, это сюжет. И это ценно, что для Кирилла Серебренникова нормально приглашать в свои спектакли людей с инвалидностью, чтобы придать действию больше художественной выразительности, чтобы подчеркнуть идею. Хотя в России есть определенные проблемы с тем, что и как люди с инвалидностью могут и не могут, должны или не должны делать в сценическом пространстве. Многим зрителям трудно определить, является ли это высказыванием художника или просто манипуляцией. Это то, что мы наблюдаем по телевизору в последнее время, начиная с «Минуты славы» и заканчивая Евровидением.

О Евровидении

Нравится ли мне номер, с которым едет Юля Самойлова? Нет. Должен ли я поддерживать Юлю, потому что она является человеком на коляске? Нет, не должен. Никакой «классовой» солидарности здесь быть не может, иначе это тоже дискриминация. Но с натяжкой можно признать, что для инвасообщества это все равно является достижением, что от России на конкурс едет человек с инвалидностью. Если не брать в расчет циничные политические манипуляции – это шаг вперед. Но тем не менее я не считаю, что поездка Юли на Евровидение – это победа гражданского общества и всеобщей толерантности. Победой это было бы только в том случае, если бы проводился открытый конкурс со зрительским голосованием, и люди сами решили бы, что этот номер лучший. Победа была бы в том, что человек с инвалидностью, состязаясь с людьми без инвалидности, становится лучшим в конкурсе. И люди готовы это признать. И это могло бы что-то изменить. Я не думаю, что поездка Юли повлияет на количество пандусов, на отношение к людям с инвалидностью или на количество стереотипов, которые существуют в стране.

О доступности театров

Не могу рассуждать о том, насколько театры заточены под удобство всех зрителей, потому что там, где будет хорошо человеку на коляске, незрячему может быть не так комфортно. Если брать крупные театры, которые на слуху, а таких можно вспомнить штук 40 или 50 в Москве точно – процентов 30 только приспособлены для людей на колясках.

Театр Моссовета, СТИ, Мастерская Петра Фоменко, Театр Наций, Театр Станиславского, Театр Пушкина, театр Ермоловой, ЦИМ, Гоголь-центр, Большой театр более или менее удобны.

Понятно, что МХТ имени Чехова или «Ленком» не приспособлены для людей на колясках, потому что они так спроектированы: там огромные лестницы и несколько этажей. Но люди в подобных театрах пытаются сделать максимум из возможного, говорят: «Давайте мы вас через служебный вход проведем, и вот вам два охранника сопровождающих, они вас поднимут куда возможно на лифте, а потом помогут преодолеть лестницы». Все пытаются что-то сделать, я не встречал в театре ни разу, чтобы кто-то негативно отнесся или сказал «не наши проблемы».
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015