РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| «до и после» сцены |

«До и после» сцены

Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Театр Наций представил проект «До и после», созданный в рамках иммерсивного (то есть с участием публики) театра. Рекомендуется зрителям, уставшим от повседневной суеты и жаждущим деятельного покоя.

В спектакле нет сцены и зрительного зала. Сценическим и одновременно зрительским пристанищем становится второй этаж старинного особнячка на Страстном бульваре, в котором худрук Театра Наций Евгений Миронов открыл филиал «Новое пространство».

Посередине длинный деревянный стол, окруженный табуретками. На столе — эмалированные чайники и нехитрое угощение. Можно присесть и почаевничать. Или отправиться в гости в пять фанерных кубов-квартирок, расположенных тут же, по соседству.

На каждом несколько надписей: фамилия, имя, отчество — и звонок, как в коммуналке. Загорается зеленая лампочка — пожалуйста, заходите. Вас ожидают Майоров Андрей Михайлович и Смирнова Марина Викторовна. Он в прошлом актер, она — артистка Москонцерта. Оба давно на пенсии. 

Рассказывают, что вместе уже 47 лет, два года назад повенчались и не жалеют: здоровье стало лучше. Но сердце, продолжает муж, всё равно пошаливает — пока служил в театре, спектакли сердцем играл, техники-то не хватало. «Сколько же вам лет?» — интересуется кто-то из гостей. «Ему — 82, а мне — 83», — отвечает жена.

На самом деле актеры, играющие в этом документальном проекте, очень молоды. Большинство из них студенты Школы-студии МХАТ, мастерская Дмитрия Брусникина. А их герои — работники театра старшего поколения, которых поддерживает благотворительный фонд «Артист».

В течение четырех месяцев ребята были волонтерами фонда. Помимо оказания необходимой бытовой помощи, они много разговаривали со своими подопечными и записывали эти разговоры. Затем драматург Михаил Дурненков оформил их в документальную пьесу, а режиссер Дмитрий Брусникин поставил спектакль.

— Есть люди, которые прошли путь длиною почти что в век. Всю жизнь они прожили на сцене или около нее и теперь прощаются с ней, — рассказал режиссер. — И есть люди, которые только знакомятся со сценой, — студенты, говорящие нам: «Здравствуйте!». Мы пытаемся исследовать территорию театра через два абсолютно разных поколения. 

Вместо «территории театра» может быть любая другая профессиональная или социальная территория, а смысл остается неизменным: диалог тех, кто уходит, с теми, кто приходит. Плюс вовлеченный в этот диалог гость. Впрочем, говорить о полном вовлечении нельзя — это какая-то особая форма взаимодействия театра и зрителя, гарантирующая последнему релаксирующий эффект.

За вечер каждый из гостей «Нового пространства» успевает послушать не больше четырех-пяти из шестнадцати историй. Больше и не нужно — суеты данное общение не предполагает. В какой-то момент стремление попасть в «квартирки», чтобы познакомиться с новыми персонажами, ослабевает, и гость начинает чувствовать себя частью спектакля, где ход действия зависит только от него.

Можно побродить по особнячку. Можно усесться у стола, слушать доносящиеся из «квартирок» реплики и складывать их в свою мегаисторию. Можно ничего не слушать, а просто получать удовольствие от приятного вечера с участием симпатичных людей.

— Нам важно перестроить человека с попытки овладеть иерархией жизни, обязательно что-то сделать, куда-то успеть, — поделилась художник спектакля Ксения Перетрухина.

И это авторам удается. К финалу — когда гости вновь превращаются в зрителей и усаживаются на скамейки, а актеры поочередно выносят портреты людей, от лица которых говорили, — уже никто никуда не спешит. А куда, собственно, спешить? Вот она, жизнь — уходящая, приходящая, собственная текущая… Наслаждайся отдельно взятым моментом — он уже не повторится.

Справка «Известий»

Созданный совместно с фестивалем «Территория» проект «До и после», посвященный людям театра, — третья часть социальной программы государственного Театра Наций. Все сборы от спектакля пойдут в помощь ветеранам сцены. Ранее были показаны проекты «Бросить легко» с участием людей с наркозависимостью и «Прикасаемые» — с участием слепоглухих актеров.
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015