РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| опубликована переписка двух любимых женщин чехова |

Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова

Московский комсомолец, 18.01.2017
Ольга Леонардовна Книппер-Чехова — жена и Мария Павловна Чехова — сестра писателя, посвятившая всю свою жизнь памяти великого брата. Их более чем полувековая переписка только вышла в свет. За строчками писем встают две судьбы, две биографии. Благодаря опубликованным письмам появилась возможность прикоснуться к эпохе, легенде, услышать ее звуки, почувствовать ее аромат, которым проникнута жизнь этих замечательных женщин. 
Осенью 1958-го я, студент-первокурсник, согнувшись в три погибели, сидел на забитой людьми лестнице второго яруса МХАТа. Шел юбилейный вечер Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой — ей исполнилось 90. На сцену выходили толпы поздравителей, одна театральная делегация сменялась другой. Все лица и все речи были обращены к ложе, где сидела знаменитая юбилярша (мне с моей верхотуры и видно-то ее не было).
В одном из эпизодов празднества на сцену вышли актеры Театра имени Станиславского в костюмах героев «Трех сестер». На подмостках чеховский Федотик, как ему положено по пьесе, заводил свой волчок, тот начал крутиться и гудеть. И тут из ложи раздался голос неслыханной глубины, величавости и благородства: «У лукоморья дуб зеленый…» — реплика Маши, произнесенная первой исполнительницей роли, сыгравшей ее в 1901 году. Это была весть из далеких, навсегда ушедших времен, отзвук легенды о старом Художественном театре, вдруг ставшей на миг реальностью.
Потрясенный зал замер, а потом все зрители вдруг вскочили на ноги, как будто сорванные с мест какой-то таинственной силой. И теперь, через столько лет, не могу не вспомнить об этой минуте без душевного волнения. До сих пор в ушах звучит этот давно смолкший голос великой эпохи.
И вот перед нами двухтомник писем двух женщин — Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой и Марии Павловны Чеховой…
На ранних порах их отношения складывались непросто, что не могло не сказаться в учтивейшем, но чуть холодноватом тоне их первых писем. Но постепенно, шаг за шагом, они оттаивали, становились душевно близки и человечески необходимы друг другу. А в поздние годы каждая из двух пожилых женщин стали ощущать в другой единственного близкого человека. Главное, что их связывает неразрывной связью, — память о Чехове, память сестринской и супружеской любви. И глубокая любовь к Художественному театру, его искусству и его людям. Из переписки двух женщин — от 1899-го до 1956 года (года смерти М. П. ) страница за страницей вырастает образ изумительного поколения русской интеллигенции. 
В письмах много житейской обыденщины — они ведь писали друг для друга, а не для истории. Обсуждают наряды, секреты приготовления блюд, вечные свои недуги, своих котов и собак, на удивление редко чуть-чуть злословят по поводу общих знакомых. М. П. вечно жалуется на избыток хозяйственных забот: «Снова надо писать отчеты по начальству, в ялтинском музее крыша протекает, дрова кончились», — пишет Мария Павловна. А Ольга Леонардовна не без саркастической усмешки описывает закулисные события в МХТ. 
Но чем больше погружаешься в переписку, тем яснее начинаешь чувствовать, как в частную жизнь двух женщин, в их привычную обыденность неумолимо вторгается трагическая история страны, железным катком прошедшаяся по судьбам очень многих. И это делает переписку О. Л. и М. П. поразительным человеческим и историческим документом. Вполне благополучная, можно сказать — счастливая жизнь О. Л. была взорвана событиями революции и гражданской войны. Кровавые дни Октябрьского переворота… «Что-то страшное творится… Свой на своего полез, озверелые, ничего не понимающие… Откуда же спасение придет!!» — из письма 2 ноября 1917 года. Потом — голод, скитания по свету с полуэмигрантской качаловской группой…
Марии Павловне и Чеховскому дому приходится существовать под вечной угрозой: в Крыму — то красные, то зеленые, потом — тягостные конфликты с новой властью, часто строившей музею бюрократические препоны, а с ноября 1941-го — два с лишним года существования в оккупированной немцами Ялте.
Что более всего поражает — твердость духа обеих женщин, то заложенное в них с детства душевное достоинство, перед которым отступают любые испытания. Странно и утешительно читать, как обе они, нимало не считаясь с советским официозом, усердно и радостно празднуют Пасху или Рождество — так, словно в каком-нибудь 1925-м или 1928 году в этом не было ни малейшей опасности.
Помимо всего прочего обеим была дарована сердечная веселость, помогавшая им человечески сохраниться в условиях, несовместимых с правилами, в которых они были воспитаны. Впрочем, в конце концов эпоха обошлась с ними довольно милостиво. Вовсе не мятежницы, не героини, принимая все зигзаги истории как печальную неизбежность, смиряясь перед этой неизбежностью, часто идя с ней на компромиссы (но только до известного предела), они умели оставаться собой в любых обстоятельствах — без всякого жертвенного надрыва. Из книги писем выясняется, что это в принципе возможно, в чем, мне кажется, состоит один из главных ее жизненных уроков.
Двухтомник писем издан поистине образцово: Инна Соловьева предпослала переписке емкое по мысли предисловие, а составительница книги Зинаида Удальцова снабдила текст безукоризненно сделанным комментарием. Это не только поучительное, но и необыкновенно увлекательное чтение. 

Алексей Бартошевич
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015