РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| виктор рыжаков: «театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге» |

Виктор Рыжаков: «Театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге»

Вечерняя Казань, 29.11.2016
Айсылу КАДЫРОВА

Сегодня вечером возле Качаловского театра ожидается скопление людей, мечтающих приобрести билет с рук (в кассах билетов уже нет) на «Современный концерт» самого молодого московского театра «Июль. Ансамбль». Он создан в минувшем июле на базе выпускного курса «Мастерской Виктора Рыжакова» в Школе-студии МХАТ. Сегодня «Июль. Ансамбль» — резидент Центра им. Мейерхольда и один из самых посещаемых театров столицы.

В Казань «рыжаковцы» привезли три постановки. Помимо «Современного концерта» это спектакли «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Александра Володина и «Чё-стихи» по стихам современных российских поэтов. Накануне открытия гастролей корреспондент «Вечерней Казани» поговорила с создателем театра «Июль. Ансамбль» Виктором Рыжаковым.

 — Виктор Анатольевич, поделитесь ощущениями: ваш молодой театр сегодня живет или выживает?

 — Все люди сегодня сложно живут, многие испытывают определенные материальные трудности. Но это же не главное. Не это же определяет качество нашей жизни. Мы, согласно моим ощущениям, не выживаем, а живем. Нам сегодня очень интересно жить, быть вместе, у нас много планов и амбиций. И даже если у нас многое не получается, это не является предметом отчаяния. Это заставляет нас еще больше трудиться. Нужно вкалывать, ни одна профессия не дается без труда. Если кто-то думает, что театральное искусство — легкое дело, тот ошибается. Артисты приходят на работу утром, уходят поздно вечером и бесконечно занимаются большим количеством образовательных вещей. Артистам нужно постоянно находиться в форме. Во многом театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге…

 — Актеры театра «Июль. Ансамбль» имеют только одно место работы?

 — У них множество разных предложений. Кто-то снимается в кино, кто-то играет в музыкальной группе, кто-то в модельном бизнесе участвует. У многих кроме театра есть свои пристрастия и возможность изучить разные грани своего существа. Я не препятствую: это те грани, что помогают им расширить представления о мире. Но сейчас всем нам очень важно быть вместе, нам интересно друг с другом. Если завтра это пройдет, мы расстанемся. А пока длится период нашего единения и есть желание это единство сохранить.

 — Это благодаря вам происходит? Вы - объединяющее начало?

 — Не благодаря мне. Любой театр создает большое количество людей. Это коллективное искусство, в этом вся сложность. Это как в футболе: можно хорошо жонглировать мячом, но никогда не быть великим футболистом. Потому что великим футболистом можно стать, только играя в великой команде настоящий футбол. Понимаете, в чем секрет: мы делаем работу, в которой нам интересно открывать самих себя. У нас, у нашей группы, единственное есть достоинство: ребята очень молоды, очень амбициозны и очень талантливы. Но молодость вообще талантлива. Она имеет колоссальное преимущество перед людьми, которые уже прожили большую часть жизни, — перспективы. Это дает возможность делать шаги, которые наверняка будут находить ответную реакцию у зрителей.

 — Какие шаги вы совершаете в «Современном концерте»?

 — В этом спектакле не произносится ни одного слова. В этой постановке только песни поются — шлягеры XX и XXI веков, через них мы пытаемся собрать картину мира и понять те ценности, которые во все времена были важны для молодежи. Молодежь поет о любви, мечте, о своей вере или отчаянии перед невозможностью охватить своей любовью тот мир, который ускользает от тебя, или того человека, который ускользает… Словом, молодость любит петь, а война любит молодость. На этом противоречии сделана эта история. 

 — А две других постановки?

 — Спектакль по пьесе Володина «С любимыми не расставайтесь» — это попытка собрать какую-то очень важную информацию, оставленную нашими родителями, бабушками, прадедушками. Мы перепеваем песни тех уже далеких лет, и они, и володинский текст начинают сегодня звучать совершенно по-другому… Еще один наш спектакль — «Чё-стихи». Он основан на поэзии XXI века. Авторы этих стихотворений — люди разных возрастов, от Дмитрия Александровича Пригова до совсем молодой Али Кудряшовой. Через стихи мы пытаемся сложить картину человека нынешнего века. Через эту поэзию можно услышать сегодняшний мир с его тревогами, болями и противоречиями…

 — Виктор Анатольевич, вы чаще гастролируете или играете спектакли в Москве?

 — В марте прошлого года состоялось первое профессиональное публичное выступление нашей группы на фестивале в Париже, тогда неожиданно для нас и стала складываться наша новая биография. Прежде всего она выражается в большом количестве перемещений по миру. Мы уже проехали со своими спектаклями от Калининграда до Владивостока, побывали почти в двадцати городах России. Следующий год гастрольный у нас уже весь расписан. Понимаете, на гастроли мы не себя ездим показывать, мы пытаемся говорить про себя и людей в зале какие-то очень важные, как нам кажется, вещи. Для этого нужно быть в коммуникации — ездить, общаться, пытаться распознать этот мир. К примеру, когда мы приехали в Красноярск, то посетили Красноярскую ГЭС: общались с работниками, играли потом для них спектакль. В Нижнем Новгороде были на заводе ГАЗ: утром наблюдали за трудом работников этого завода, а вечером показали им свой труд. Происходил эмоциональный человеческий обмен, это очень ценно.

 — В Казани не было такого?

 — Пока нет. Но нам бы очень хотелось познакомиться в Казани с профессионалами из незнакомой нам области. Это не только расширяет сознание — это расширяет наше
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015