РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| пазл из слоновой кости |

Пазл из слоновой кости

КоммерсантЪ, 22.07.2016
Ольга Федянина

История Московского художественного театра исследована подробно и основательно, а вот история его «детей»-студий — в гораздо меньшей степени. Книга выдающегося историка театра Инны Соловьевой посвящена «репрессированному» театру МХАТ Второму, выросшему из Первой студии МХТ. 

Книгу Инны Соловьевой с первого взгляда легко принять за сугубо специализированное театроведческое издание, на самом же деле она обращается к немассовой, но постоянно растущей аудитории: к аудитории, которая умеет читать научный текст с тем же острым удовольствием, что и приключенческий роман — включая примечания и постраничные сноски.

Слово «роман» в данном случае не про долю или меру вымысла — его здесь как раз нет. Есть авторские предположения, но они как предположения в тексте и обозначены. Прелесть и соблазн книги в том, что ради нее был распознан, систематизирован, проанализирован и предъявлен публике огромный исторический материал, до сих пор в открытом обращении не существовавший. Это 650-страничная игра-головоломка, пазл, кусочки которого автор в буквальном смысле слова доставал из коробок, конвертов, папок с тесемками и без, из записей репетиций, из суфлерских и режиссерских экземпляров, из мемуаров, протоколов и газетных вырезок.


Если читать, внимательно следя за тем, как автор этот пазл складывает, постепенно возникает огромное разноголосое повествование, которое начинается как семейный роман, а заканчивается как историческая драма.

Создав на рубеже веков русский режиссерский театр, МХТ создал русский театр ХХ века как таковой. Поэтому, как и полагается в истории творения, первые поколения режиссерского театра родились в недрах самого МХТ — в том числе и те, которые позже стали его оппонентами и даже противниками. Ниспровергателям Станиславского неоткуда было взяться, кроме как из дома и школы самого Станиславского. Из МХТ вышел Всеволод Мейерхольд, здесь училась и начинала актерскую карьеру Алиса Коонен, главная актриса Камерного театра Александра Таирова. Здесь же, в Художественном, всерьез начинаются театральные биографии Вахтангова и Михаила Чехова, двух великих протагонистов Первой студии и книги Инны Соловьевой.

Студийные эксперименты и сложные отношения экспериментаторов с «большим» МХТ — первая сквозная, условно «семейная», линия книги. История людей, которые непоследовательны почти ни в чем, кроме одной, всепоглощающей мысли: мысли о том, что изменить театр можно только изменяя себя. Людей, которые все художественные эксперименты ставят на себе — поэтому их иногда даже сложно назвать художественными. Людей, которые месяцами и годами пытаются выстроить и сохранить единство человеческого духа и техники лицедейства — превратив себя в живое подобие Гамлета-флейты из шекспировского текста: «Вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя». Гамлет недаром был одной из великих ролей Михаила Чехова. Следить за историей «детей» МХТ, которые на наших глазах все меньше и меньше становятся похожи на своих «родителей», а иногда просто превращаются в их антагонистов, невероятно увлекательно — особенно если при этом не упускать из виду, что их связи с домом никогда до конца не обрываются.

Второй сквозной мотив книги — это то, как историческое время медленно, но неумолимо пожирает художественное пространство. Первая студия начинается и долгое время существует как пространство поиска нового театра. Это не значит, разумеется, что здесь не было честолюбия, интриг, скандалов, неврозов — но без них любой театр скорее мертв, чем жив, они — часть художественного метаболизма, театр их не только генерирует, но и успевает переваривать. Книга Соловьевой во второй своей половине показывает, как в этот метаболизм вмешивается история — и частные противоречия постепенно перестают быть частными, личные обиды превращаются в собрания с повесткой дня и протоколом, интриганство логично переходит в доносительство, творческая программа может в любой момент попасть в заголовок газетной статьи. Конец 20-х годов, время, которое из нынешнего далека кажется еще сравнительно безопасным, уже вполне тошнотворно демонстрирует это внедрение политической злобы дня и исторической неизбежности во все башни из слоновой кости.

Михаил Чехов — гений с хорошо развитыми паническими инстинктами — услышал это движение эпохи, можно сказать своевременно, эмигрировав в 1928 году (и на этом книга заканчивается). МХАТ Второй был закрыт постановлением правительства СССР в 1936-м, расформированная труппа пополнила составы других театров. Но это уже совсем другие романы.

Инна Соловьева. Первая студия. Второй МХАТ: Из практики театральных идей XX века. Новое литературное обозрение, 2016
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015