РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| игорь золотовицкий: «актер — профессия, от которой надо спасать людей» |

Игорь Золотовицкий: «Актер — профессия, от которой надо спасать людей»

Известия, 15.07.2016
Зоя Игумнова

Ректор Школы-студии МХАТ — о том, почему российскому театральному образованию нет аналогов

Ректора Школы-студии МХАТ Игоря Золотовицкого сложно уговорить на интервью. Не то чтобы он не хотел. Просто хронически нет времени. Он говорит сразу по двум телефонам, решает вопросы зачисления, помогает студенту получить общежитие, думает о своих студентах в Гарварде и ремонте в Доме актера. А ведь у него еще есть сцена МХТ имени Чехова, на которой под занавес сезона Игорь Яковлевич весело отметил свое 55-летие.

— К вашему юбилею в МХТ показали спектакль «По-По» Евгения Гришковца.

— О, был переаншлаг. Зрители в полном восторге. Этот спектакль человек-театр Евгений Гришковец поставил в своей театральной компании. Мы периодически играли его на разных площадках, а сейчас его берут в репертуар МХТ. 

— Как отметили торжество?

— Невероятно. Обычно так складывается, что я веду все юбилеи в театре. А тут впервые за 35 лет я сидел и наблюдал за представлением, устроенным моими учениками. Да еще кино про меня сняли. И это было очень волнительно. Уж лучше бы я сам провел несколько вечеров, чем сидеть в зале и волноваться. Мне было приятно, что пришли мои друзья, — мы столы накрыли, тосты говорили и песни пели.

— Ваш фирменный плов был?

— Нет. В ближайшее время соберемся компанией на даче, тогда и приготовлю. Баранина, морковь, лук, рис и масло. В Узбекистане берут хлопковое — как они говорят, хлопковое. Но лучше готовить на курдючном жире. Некоторые готовят плов со свининой, так вот это — не плов, а рисовая каша с мясом. Ни в коем случае. Только баранину.

— Вы уже три года как ректор Школы-студии МХАТ. Нравится?

— Нет. Не хочу я быть ректором (смеется). Да и категория «нравится — не нравится» здесь не подходит. Надо так надо! Школа-студия МХАТ — культовое пространство, в котором прошла вся моя жизнь. Кто же откажется от предложения возглавить ее? Когда Анатолию Мироновичу Смелянскому исполнилось 70 лет, он должен был по закону покинуть пост ректора. Тогда же он предложил мне сменить его. Коллектив проголосовал «за». Министерство утвердило. Всё было в рамках закона. С другой стороны, очень много у ректора нетворческой работы — финансы, которые надо выпрашивать, доказывать чего-то, пробивать…

— Отказывают?

— Пока нет. Как у Булгакова: «Никогда и ничего не просите, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами всё предложат, сами дадут». А как говорит Олег Павлович Табаков, «самое большое наслаждение для актеров — образование». И ради этого ничего не жалко.

— Вас студенты боятся?

— Нет, к сожалению. На самом деле я очень строгий. 

— Вы — позитивный, сразу к себе располагаете. Вам, наверное, сложно отказывать абитуриентам при поступлении?

— Отказывать несложно. Потому что актер — такая профессия, от которой надо спасать людей и брать только тех, кто без нее не может дышать.

— Как вы определяете, кто «дышит», а кто — нет?

— Пытаемся, иногда ошибаемся. У нас конкурс в среднем 150 человек на место, меньше не бывает. Так что погрешность имеется.

— Поэтому все одновременно поступают в ГИТИС, Щепку, Щуку, МХАТ. 

— Пробоваться надо везде. Я сам таким был и призываю к этому. Ведь искусство — вкусовщина. Вам нравится Ален Делон, а мне — Жерар Депардье. И оба талантливы. Когда абитуриенты одновременно проходят в несколько вузов, мы с преподавателями потом сговариваемся, звоним друг другу. «Ты отдай нам в Щуку Петю». — «Хорошо. А ты нам во МХАТ — Сашу».

— Серьезно?

— Конечно. И меня так взяли. Мой руководитель в Школе-студии МХАТ Виктор Карлович Монюков мне сказал: «Никуда больше не ходи. Я позвонил Катину-Ярцеву, и мы с ним договорились». Я остался здесь и не пошел в Щукинское училище. И не жалею об этом. А Катин-Ярцев потом со мной всегда здоровался. Я очень хотел учиться в Щуке. Тот курс Катина-Ярцева был великим — Леша Веселкин, Борис Шувалов…

— Вы знаете, на кого вас поменяли?

— Нет. Могу только догадываться. А когда годом ранее в последний момент я не прошел в Щуку, то говорил Жене Дворжецкому: «Вот тебя взяли, а меня — уже нет». Мы были примерно одного плана.

— Чем отличается мхатовская школа от щукинской или ГИТИСа?

— Ничем. Все направления хороши, кроме скучного. Сейчас такое время, когда артист должен быть синтетическим. Я не адепт школы МХАТа, не говорю, что только мы одни правильно делаем. И у нас есть ошибки, и в других школах есть успехи. И дай бог, чтобы все школы существовали. Главное, что это систематизированное театральное образование на государственном уровне, которому аналогов в мире нет. Это я говорю на полном основании. 

— В США многие звезды вышли из школы Ли Страсберга…

— Во-первых, она платная. Во-вторых, это скорее курсы, нежели школа. А в-третьих, всё это начинал Михаил Чехов. И Голливуд тоже русские ребята начинали. Киностудию Warner Brothers создали братья Вороны, выехавшие с территории Российской империи. Поэтому мне приятно, что в Гарварде, куда я сейчас поеду преподавать, МХТ — Moscow Art Theatre — для людей, занимающихся театром, многое значит. 

— Вы еще и в Гарварде преподаете?

— Этой образовательной программе уже 20 лет. Кстати, преподавание там — большое подспорье к заработной плате педагогов. До меня в Гарварде был Роман Козак. Программа та же, что и в Школе-студии: тренинги, отрывки, разборы, движение, вокал, речь, драки, фехтование — только в сжатом виде. Мы ездим в США, их студенты приезжают учиться сюда. Ставим с ними здесь спектакли на английском языке, на которые билетов не достать, так как очень много заявок от английских школ и колледжей. В Школу-студию МХАТ едут учиться не только из США — еще были студенты из Парижской консерватории. Готовится группа из Пражской консерватории. 

— Сейчас всё чаще на экране можно видеть людей, которые снимаются в фильме за фильмом, не имея никакого актерского образования. 

— Это не имеет отношения к профессии. Хотя Ия Саввина не получила актерского образования, но она была великой. Это уникальный случай, вне системы.

— Кроме Школы-студии, у вас есть еще одна нагрузка — Дом актера на Арбате.

— Дом актера — как независимое государство. Мы не получаем никакого бюджета, никаких дотаций. Всё сами, на аренду помещений этого здания. Сейчас благодаря Алишеру Усманову начали реконструкцию Большого зала. Это будет современная площадка-трансформер. Короче, набрал должностей. Руководитель ведь не должен работать, тут главное — правильно организовать сотрудников (смеется).

— Видимо, из-за огромной занятости не остается времени на съемки. Не скучаете без кино?

— Не могу сказать, что я не востребован в кино. Просто от многого приходится отказываться. Всех денег не заработаешь, а совесть можно потерять. В свои 55 лет я понял — не надо комплексовать по поводу того, что в кино у меня не так много ролей, которыми я могу гордиться, как в театре. Надо успокоиться, и, возможно, что-то меня ждет впереди.

— Чего вам не хватает в жизни?

— Мне не хватает свободного времени. Даже летом. Последние 20 лет прошли без отпуска. Ближайшая перспектива отдохнуть — на пенсии (смеется).
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015