«Всегда стараюсь оставлять форму открытой»
КоммерсантЪ Воронеж, 16.06.2016
Театр-студия под руководством Олега Табакова привез на VI Платоновский фестиваль свой новый спектакль – «Епифанские шлюзы». Произведение, постановку которого в рамках фестиваля увидели впервые, театральный режиссер и педагог, заслуженная артистка России Марина Брусникина не случайно перевела в форму урока. Тема образования крайне важна – для театра, для мхатовских вечеров, для жизни. Марина Брусникина рассказала „Ъ“ подробнее об этом, о Платонове и новых формах существования театра.— Как и у кого возникла идея ставить Андрея Платонова? Почему именно «Епифанские шлюзы»?
— Поставить «Епифанские шлюзы» мне предложил директор театра Табакова Александр Сергеевич Стульнев. Я Платонова очень люблю. «Железная старуха», «Цветок на земле», «Фро», «Возвращение» – вот этот весь Платонов, «Джан» огромным потрясением в свое время был, детские произведения нравятся – «Юшка», например. Кстати, у меня была идея делать что-то из его сказок о детях, и я больше в эту сторону смотрела.
«Епифанские шлюзы» как-то мимо меня прошли. Я эту повесть не помнила вообще. И когда я сейчас ее прочла, я сразу же согласилась на постановку. Поняла, что это нужно делать.
— Спектакль – это настоящий урок литературы, и в нем рядом с актерами – настоящие вчерашние и сегодняшние студенты. Как вы пришли к такой форме?
— Я сама училась в литературной школе, и я подумала, что форма, в которой занятия по литературе у нас проходили, очень интересна. У меня был прекрасный учитель литературы, и у нас всегда занятия проходили именно так: мы должны были прочесть произведение к уроку, на доске писался вопрос для обсуждения – как правило, один ко всему произведению. И все остальное на уроке – это диспут, мы отвечали на вопросы либо писали огромные сочинения. Нам запрещалось читать литературу какую-либо исследовательскую.
Публичный анализ произведения – это та форма урока, в которой я жила два года в литературной школе, и я подумала, почему бы ее не использовать здесь, написав это произведение, услышав эти вопросы, спровоцировав на них ответы. На репетициях, когда я задавала вопросы, когда ребята задавали вопросы, когда мы что-то обсуждали, все, что мне казалось интересным, я фиксировала. Потом я уже составляла сценарий – из их вопросов, из тех материалов дополнительных, которые они приносили по поводу этого произведения. Так составлялась пьеса. Сначала это была все время импровизация, которую потом зафиксировали.
Есть момент, когда мы из урока переходим в этих персонажей, во сне одного из мальчиков. Мы на себя это примериваем, но потом опять возвращаемся в класс.
— В этой постановке некоторые вас упрекают в дидактичности, назидательности. Как относитесь к этому?
— Может быть, Платонов дидактичен и назидателен в таком случае, потому что то, что есть у Платонова, то есть и у нас, больше ничего нет. Платоновский текст мы не перерабатывали, лишь вставляли свои рассуждения о нем. Может, это произведение такое?
— Молодые актеры говорили, что пытались опираться в работе над спектаклем на свое личное восприятие, привносить что-то свое. Многие артисты из других театров и стран сегодня говорят о важности личности человека на сцене. В рамках Платоновских фестивалей уже не раз звучала эта тема – в «Носорогах» румынского Национального театра Крайовы, в «Кабаре Брехт» молодой студии Театра имени Ленсовета. Юрий Бутусов в прошлом году рассказывал, что текст Брехта перемежался с монологами, написанными самими ребятами. Насколько важно личностное начало в вашей постановке?
— У нас нет платоновских персонажей. У нас есть современные ребята, которые существуют в условной форме школы, института – неважно чего, я как раз уходила от какой-то конкретики. И вот они есть, и то, что они там говорят. Мы разговаривали о стиле Платонова, и один из ребят раздраженно заметил, что ничего не понимает. Он сказал: «Такое ощущение, что Платонов писал-писал, потом ушел, пришел ребенок и за него дописал». Мне это понравилось, потому что это такое точное личное его ощущение о Платонове. И он это сказал с каким-то негативом, раздражением, а я понимаю, что он суть уловил. И это вставляется, это остается в тексте пьесы, парень это говорит. И это его комментарий.
Никто не говорит чужих слов. То, что они рождали на репетициях, то они и произносят по отношению к Платонову, и к этому произведению, и к этому сюжету. Поэтому тут вообще нет персонажей, тут люди и есть.
— Можно ли сказать, что это является отличительной чертой вообще сегодняшнего театра?
— Мне кажется, что сейчас в театре интересно не создание некоего образа. Если раньше там ценилось то, что актер на себя не похож – в этой роли он такой, в этой – другой, и вообще его не узнать, то есть некое такое актерское перевоплощение, образ, то сейчас современный театр идет совсем в другую сторону. Это, как правило, все равно личностные высказывания. Человек такой, какой он есть.
Я, по крайней мере, всегда стараюсь оставлять форму открытой. Нет четвертой стены, это разговор с залом, всегда коллективный рассказ. Я очень часто говорю актерам: «Вы вообще не персонажи. Вы личности. Вы, только вы». Мне кажется, в этом смысле это сейчас действительно актуально. Я такой, какой я есть, и я – это то, что я думаю.
— А если продолжить разговор о современном театре в ключе вашего более раннего высказывания о постдраматическом театре, о новых возможностях театра? Можно чуть подробнее о вашем понимании постдраматического театра?
— Это разговор большой, но, по сути, все так. Долгое время существовал театр драматический – когда зритель сидит, смотрит на сцену, происходит действие, он узнает нечто – сюжет, себя в этом сюжете, свою жизнь. Сейчас, возможно, остался и такой театр тоже, но плюс к этому возникло много всяких других форм. Театр в чисто драматическом проявлении – это сегмент, одна из частей.
Это не значит, что он совсем умер, он, наверное, есть и востребован публикой, но плюс к этому появляются другие формы. Он уходит в уличный театр, и перформансы, и театр в разных пространствах, и театр вообще без текста. Все, что касается изобразительного искусства, видеоарта, танцевальной всей культуры – это все сейчас и есть театр. У него много форм сейчас, и это хорошо.
Тот же Юрий Бутусов – про него уже нельзя сказать, что это чисто драматический театр, это нечто, что сплетается из этюдов, из фантазий на эту тему. Или, например, я смотрела спектакль Максима Диденко, это очень интересный режиссер. В рамках спецпроекта «Звезда» о творчестве пяти проектов в Гоголь-центре он сделал первый спектакль «Пастернак. Сестра моя – жизнь». Это спектакль о поэте, где говорят стихами, но это не стихотворный текст. Это текст исключительно визуальный. Весь спектакль построен на этюдах на тему текста, и это завораживает, это потрясающий театр, это очень талантливо. Но это другой театр.
— А как вы видите свое место в нем?
— Я никогда не занималась драматическим театром. Я была артисткой и очень страдала в драматическом театре. Я уже тогда не понимала, почему надо делать вид, если в зале сидит 1000 человек, что их нет. То, с чего я начинала и на чем я настаивала, – что нет четвертой стены, что есть разговор с залом. Сейчас это очень распространено, но я начала это делать давно. Тогда я брала только прозаические произведения и превращала прозу в драматургию, но не между актерами, а между залом и актерами, когда мы разговариваем с людьми на какие-то темы. Все, что я делала, это, наоборот, всегда был уход от чисто драматического театра.
И поэтому, если говорить о форме тех же «Епифанских шлюзов», это не театр, не спектакль, это сознательный отход. Это может быть диспут, это может быть лекция, это может быть разговор, это может быть урок, это и есть урок. А не просто театр, где есть персонажи, которые играют какой-то сюжет.
— Вы еще говорили, что ваш театр живой, не застывает в своей форме.
— Да, мне же неинтересно все время одно и то же делать. Сейчас, к примеру, мне стало интересно заниматься современной драматургией. Последние спектакли уже такие, сейчас в эту сторону смотрю.
Я много нашла хороших драматургов в школе Николая Коляды. Я делаю спектакль в РАМТе по трем девушкам, две из них ученицы Коляды, мне очень нравится. Ирина Васьковская, Юлия Тупикина и совсем молодая Тая Сапурина, которой 24 года. И сейчас я поставила пьесу Ани Батуриной, тоже колядовской ученицы. Авторов много.
— Авторов много, но читают ли их? Когда на пресс-конференции один из преподавателей колледжа Олега Табакова говорил про выжженное поле в головах студентов, вы добавили: «После ЕГЭ».
— Может, я чего-то не вижу и не понимаю, может, это в дальнейшем принесет какие-то свои плоды, но я категорически против ЕГЭ. Понятно, что все мы учились по-разному, и я вообще не училась в школе ни по каким предметам, кроме литературы, – училась литературе серьезно, внутренний делая выбор, но давали нам огромные объемы знаний по всем предметам. Сейчас все совсем по-другому, мне кажется.
— Чему в первую очередь приходится учить тех, кто к вам приходит?
— В смысле образования они ноль. Это общий уровень такой, даже если человек из интеллигентной московской семьи. А очень много талантливых ребят поступают из провинции, из разных школ. Уникальны люди, которые что-то знают. В основном они не знают ничего. В школе-студии МХАТ, где я еще преподаю, замечательные педагоги, которые как-то пытаются окультуривать и учат всему, и в том числе литературе.
Это не значит, что они плохие, они замечательные. Я убеждена, что дело всегда в педагоге. Во мне мою дальнейшую судьбу спровоцировал литератор мой. Есть замечательный пример с Астафьевым, который рос беспризорником в какой-то глуши сибирской в деревне на Енисее, никому не нужный мальчишка. Когда он заблудился в тайге и провел там 10 дней, его даже не искали. И он написал об этом сочинение на тему «Как я провел лето». В это село приехал удивительный учитель по литературе, который прочитал это сочинение и сказал: «Ты только как-нибудь закончи четыре класса. Ты будешь великим писателем». Его тянули все учителя. Не попадись такой педагог Астафьеву, может, не было бы и писателя.
— У вас тоже были замечательные педагоги – вы ведь в свое время учились у Олега Ефремова. Какие главные уроки от него вы получили?
— Конечно. Это огромная личность театральная, и это мыслитель и философ театра, и он нас, конечно, воспитывал в невероятном серьезе. В таком серьезном отношении к профессии, к служению. Еще команда его вся, не только Олег Николаевич. Тогда у нас были педагоги Андрей Васильевич Мягков, Алла Борисовна Покровская – это люди, которые относились к профессии как великой миссии. И, конечно, из нас всячески вышибалось какое-то потребительское отношение к профессии. И мы так, собственно, всю жизнь и служим, 24 часа в сутки работаем, как ненормальные, жизни нету. Это он нас так воспитал – надо думать, надо читать, надо анализировать. Это очень серьезная и трудная профессия – это он нас научил, и очень жестко научил.
В моей жизни был еще один человек, который меня очень мощно двинул вперед, – Олег Павлович Табаков. Встретился мне на пути и заставил меня заниматься режиссурой. Я никогда не собиралась. А он сказал: «Ты должна это делать». Он дал мне все возможности в этом смысле. Конечно, он очень помог мне этим в жизни, это был пинок, за который я ему бесконечно благодарна. Он и сейчас мне во всем помогает – в первую очередь бесконечной свободой.
— А на сцене не играете уже?
— У меня остался один спектакль в МХТ, но мне это уже неинтересно и не хочется. Мне иногда говорят: «Ты же много ставишь, могла бы себе сама взять какую-то роль». Мне даже в голову это не приходит! Однажды возникла ситуация, когда мне нужно было за одну актрису сыграть, если вдруг ее не будет. Я была в такой панике! Да вы что, говорю, это невозможно.
— Расскажите про мхатовские вечера «Круг чтения» – вы ведь еще при Ефремове их начинали делать? Кто на них приходит сегодня?
— 15 лет назад вообще никто этим не занимался. И я никогда не забуду, как Олег Николаевич сказал: «То, что ты делаешь сейчас, это самое главное». Я тогда не поняла еще этого. Потом на один из таких вечеров пришел Олег Павлович, посмотрел, дал всему зеленый свет.
Мы всем коллективом ищем современную поэзию, современные тексты и представляем их зрителю. У нас есть свои поклонники, фанаты, но, как говорит один наш замечательный артист, за 15 лет можно школу окончить и институт. Выросло уже совершенно другое поколение. И все время очень много зрителей. Например, мы третий год делаем «Ночь поэзии» в большом зале – люди сидят и всю ночь слушают стихи. А позавчера на Красной площади в рамках книжной ярмарки читали поэзию о любви от классики до современности – 500 человек сидят и в три кольца стоят вокруг. Когда спустя 15 лет мы оказались на Красной площади – первый раз в прошлом году, мы шутили, что жизнь удалась. Когда мы это начинали, нам и в голову не приходило, что это возможно.
— Что необходимо для вашего зрителя сегодня?
— Все время нужно быть новыми, искать новые тексты и новых авторов, потому что тот, кто был современным автором 15 лет назад, сейчас уже не современный автор. Только узкий круг знает эти фамилии, особенно в поэзии. Широкому кругу зрителей кажется, что все умерло, никто стихи не пишет, все закончилось на Вознесенском с Ахмадулиной.
Я очень долго сознательно не регистрировалась в соцсетях, но потом как-то случайно вошла на Facebook. Там что-то написала поэт, которую мы читали на недавней «Ночи поэзии», и пошли комментарии других поэтов – почему этого не читали, а этого, а если они этого не читают, значит, они ничего не понимают в современной поэзии. И я подумала – какое еще количество авторов! Понятно, что всех не охватить в один вечер, поэтому, дорогие поэты, не обижайтесь, если мы не всех читали конкретно в этот вечер.
— Просветительская функция в действии.
— Да, и «Епифанские шлюзы» тоже просветительская функция, и ничего я в этом не вижу плохого. Только хорошее. И меня невозможно оскорбить упреками в назидательности. Педагогическое? Да, и я считаю, что это правильно.
Школа-студия МХАТ о “Школе для дураков”, MuseCube, 20.02.2019
«Транссиб»: широка страна моя родная, MuseCube, 20.02.2019
Виктор Рыжаков в «Главной роли» на Канале «Культура», Канал Культура, 13.02.2019
Студенты мастерской Школы-студии МХАТ согрели гатчинских зрителей музыкальной «Оттепелью», Ленинградская областная телекомпания, 12.02.2019
«Поколение нигде»: манифесты молодых театральных художников, Ваш досуг, 2.02.2019
Не такой, как все, Театральная афиша столицы, 29.01.2019
Школа-студия МХАТ планирует провести реконструкцию здания впервые за 30 лет, ИТАР-ТАСС, 22.01.2019
«Театр — ужасно несправедливое место», Известия, 14.01.2019
Cпектакль «Я не боюсь сказать» и другие события в мире культуры, Канал Культура, 9.01.2019
Ужас насилия. На сцене театра истории тех, кто решился рассказать, Радио Свобода, 9.01.2019
«Я пробыла в тюрьме шесть лет»: курс Дмитрия Брусникина выпустил документальный спектакль о сексуальных домогательствах, Телеканал «Дождь», 9.01.2019
«Не про это» рассказали сахалинцам юные бунтари из школы-студии МХАТ, Сахалин. Инфо, 9.12.2018
Игорь Золотовицкий: Зрителю все равно, каким образом добиваются воздействия на него. Ему это будет или нравиться, или не нравиться, Общественное российское телевидение, 26.11.2018
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Путь актера, 12.11.2018
Путин поздравил Школу-студию МХАТ с 75-летием, ИТАР-ТАСС, 12.11.2018
Театральный роман Маргариты Анастасьевой: «Были как у Христа за пазухой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 12.11.2018
Легендарная Школа-студия МХАТ отмечает 75-летний юбилей на сцене МХТ имени Чехова, Александр Свободин, ИТАР-ТАСС, 12.11.2018
Чуш. Школа-студия МХАТ. 17.10.2018. Фоторепортаж, MuseCube, 4.11.2018
Фонд «Вольное Дело» поддержал постановку спектакля Школы-студии МХАТ, Lenta.Ru, 23.10.2018
Владимир Мединский поздравил коллектив Школы-студии МХАТ с 75-летием со дня ее основания, Министерство культуры РФ, 21.10.2018
Марина Васильева и Алексей Розин: «У нас нет декораций: если я плохо сыграю, зрители запомнят только мою отвратительную игру», Harpers' Bazaar, 20.10.2018
Тройная юбилейная выставка откроется в МХТ, Журнал «Театр», 20.10.2018
Медведев поздравил Школу-студию МХАТ с 75-летием, ИТАР-ТАСС, 20.10.2018
20 октября Школа-студия МХАТ отметит юбилей, канал «Культура», 19.10.2018
В кабинете ректора Школы-студии МХАТ презентовали проект «Страница 19», Российская газета, 12.10.2018
Школа-студия МХАТ запускает серию книг о выдающихся педагогах, Театр, 28.09.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Инфаркт на сцене, тайный любовник и главная встреча: красноярцам рассказали о жизни «До и после» славы, Newslab.ru, 17.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, 11.09.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, 10.09.2018
У испанских драматургов люди честно доказывают свое счастье, Независимая газета, 9.09.2018
Дебют Мастерской Брусникина: в Красноярске покажут документальный спектакль о жизни актеров, ТВК, 4.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Виктор Рыжаков: «Театр – это не то, что мы сделали вчера, а то, что происходит сегодня», Театрал, 26.08.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, 17.08.2018
Международный фестиваль современного танца в Петербурге открылся спектаклем памяти Дмитрия Брусникина, Первый канал, 14.08.2018
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, 14.08.2018
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, 14.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, 13.08.2018
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, 13.08.2018
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, 13.08.2018
«Времени осталось совсем немного», Известия, 13.08.2018
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, 13.08.2018
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», 13.08.2018
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, 12.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, 10.08.2018
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, 10.08.2018
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, 10.08.2018
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, 10.08.2018
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, 10.08.2018
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, 10.08.2018
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, 10.08.2018
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, 10.08.2018
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, 10.08.2018
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, 10.08.2018
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, 9.08.2018
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, 9.08.2018
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, 9.08.2018
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, 9.08.2018
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, 9.08.2018
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, 9.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
«Этот жанр тебя никак не ограничивает»: Алексей Розин — о том, как работает сторителлинг, Афиша daily, 30.07.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
НеДоМузыкальный квартирник в Школе-студии МХАТ, MuseCube, 3.07.2018
Игорь Золотовицкий: «Если есть на земле рай, то это – остров Мартиника», Ревизор.Ру, 26.06.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Неленивый котик. Таисия Вилкова, Watch Russia, 15.05.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
В Красноярске в рамках театрального фестиваля РУСАЛа прошли прослушивания в Школу-студию МХАТ, ТВК (Красноярск), 4.04.2018
Молодым талантам Хакасии открыли дорогу в Школу-студию МХАТ, Хакассия, 3.04.2018
В Абакане прошел кастинг на курс актерского мастерства во МХАТ, Абакан сегодня, 3.04.2018
В рамках проекта «РУСАЛ ФестивAL» спектакли Школы-студии МХАТ увидели 1200 красноярцев, Sibnovosti.Ru (Красноярск), 2.04.2018
В Красноярске прошел кастинг в Школу-студию МХАТ, Енисей (Красноярск), 31.03.2018
В Братске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Город (Братск), 29.03.2018
В Иркутске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Областная газета (Иркутск), 28.03.2018
«Русал фестивal #театр» подарил шелеховчанам спектакль «Недомузыки», Шелехов NEWS, 26.03.2018
Преступление во МХАТе, MuseCube, 20.03.2018
Игорь Золотовицкий: «МХАТ — это признанный мировой бренд», Мужская работа, 6.03.2018
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, 17.02.2018
Студенты МХАТа приехали в Дивногорск и Овсянку, чтобы прочувствовать жизнь сибиряков, Енисей (Красноярск), 5.02.2018
Студенты школы-студии МХАТ готовят спектакль по произведениям Астафьева, ВГТРК Красноярск, 1.02.2018
«Астафьев потихоньку въезжал в наши головы»: режиссёр Школы-студии МХАТ о поисках вдохновения в сибирский мороз, Культура24, 31.01.2018
Сцены из жизни. Игорь Золотовицкий, 21.01.2018
Лестничные размышления у парадного подъезда Школы-студии МХАТ, Русские в Латвии, 25.12.2017
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
Театральные ВУЗы Москвы: студенты и выпускники, Dorohins magazine, 21.12.2017
Анатолий Смелянский празднует юбилей, Театрал, 13.12.2017
«Мы разбили себе голову в Художественном театре». Интервью с Анатолием Смелянским, Канал Культура, 12.12.2017
Режиссер Виктор Рыжаков о кризисе честности: «Любить как-то не очень у нас получается», Афиша Daily, 29.11.2017
Интервью с деканом факультета сценографии и театральной технологии Ольгой Неволиной, Фейсбук, 22.11.2017
Самоубийство театра в школе-студии МХАТ, MuseCube, 20.11.2017
К юбилею И. Н. Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Кирилл Крок: «Я отвечаю за каждую цифру», Театрал, 15.11.2017
Профессор Школы-студии МХАТ Екатерина Чуковская: «У нас культура всё время вне тренда», Театрал, 5.11.2017
Режиссеры МХАТ поставят пять спектаклей в Нижнем Новгороде, В городе N, 30.10.2017
Устроительница Stanislavsky.lv: «Везем в Ригу Школу-студию МХАТ, один из сильнейших театральных вузов мира», LSM.LV, 9.10.2017
Игорь Золотовицкий: Мракобесы объединяются, а цивилизованные люди – нет, Собеседник, 22.09.2017
Игорь Золотовицкий: Такой государственной системы театров, как у нас, нет нигде в мире, Общественное российское телевидение, 8.09.2017
Международная театральная образовательная программа: 25-летний опыт, Высшее образование в России, 1.08.2017
Марина Дровосекова: «Молодой МХАТ-Сибири» это невероятный опыт для молодых артистов, IrkutskMedia, 21.07.2017
Чудо-спектакль, чудо-актеры, чудо-фестивal, Знамя (Братск), 17.07.2017
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, 17.07.2017
Чудо-чудо-фестиваль!, Life.Ru, 13.07.2017
Гастрольные планы намерены расширить в рамках проекта «Молодой МХАТ–Сибири», IrkutskMedia, 13.07.2017
В Братске впервые состоялся «РУСАЛ ФестивAL Театр», БСТ, 12.07.2017
Знаменитая Школа-студия МХАТ на гастролях в Иркутской области, Вести Иркутск, 11.07.2017
Спектакль о Корнее Чуковском представили в Иркутске студенты школы-студии МХАТ, Байкал ТВ, 10.07.2017
В Братске ажиотаж на театральные билеты, БСТ, 7.07.2017
Фоторепортаж: «ЧудоЧудоЧеловек» в Красноярске, NewsLab, 7.07.2017
Красноярцам показали спектакль о жизни и творчестве Корнея Чуковского, ВГТРК «Красноярск», 6.07.2017
Накануне в театре Пушкина прошел показ сказки Корнея Чуковского в постановке молодых МХАТовцев, ТВ «Енисей», 6.07.2017
Студенты школы-студии МХАТ представят спектакль на сцене театра Пушкина, Центр Красноярск, 6.07.2017
Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий: “Главное – стать личностью!”, Хакассия-информ, 6.07.2017
В Красноярск привезли постановку школы-студии МХАТ по Корнею Чуковскому, Городские новости, 6.07.2017
Гастроли молодых мхатовцев прошли с аншлагом в Хакасии, Юг Сибири, 3.07.2017
В Хакасии молодые МХАТовцы показали, «
чтобы нам было хорошо и прекрасно», ИА «Хакасия», 30.06.2017
Школа-студия МХАТ в Хакасии: пусть в Москву приедут учиться из республики, Хакасия информ, 30.06.2017
Мхатовцы открыли театральное лето в Хакасии, Хакасия, 29.06.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Проект «Молодой МХАТ-Сибири» стартовал с «Горьковского дна» в Хакасии, ИА «Хакассия», 29.06.2017
Абитуриенты штурмуют театральный Олимп, Вечерняя Москва, 27.06.2017
«Вольное Дело» и En+ Group в третий раз организуют гастроли Школы-студии МХАТ в Сибири, ИА «Хакассия», 27.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
В Саяногорске побывал молодой МХАТ. , Юг Сибири, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
В Краснодаре показали спектакль выпускников Школы-студии МХАТ «Горький. Дно. Высоцкий», ТВ «Краснодар», 5.06.2017
«Недомузыки» — квартира размером с мир, дыра внутри размером с Бога, Musecube, 29.05.2017
Премьеру выпускного спектакля «Горький. Дно. Высоцкий» представили в Александринском театре, Телеканал «Санкт-Петербург», 23.05.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
«Старшие брусникинцы» интервьюируют «младших», Сила культуры, 25.04.2017
Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!, Страстной, 10, 18.04.2017
Как театр стал местом новых возможностей для людей с инвалидностью, Сила культура, 5.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Спектакль «До и после» Театр Наций, Мнение, 30.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Московский комсомолец, 18.01.2017
«Два года мне пришлось служить в монастыре», Lenta.Ru, 16.01.2017
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, 28.12.2016
«Осмыслить время — сейчас самое необходимое», Коммерсантъ Lifestyle, 17.12.2016
В Москве отметили 25-летие совместной программы Школы-студии МХАТ и Центра Юджина О`Нила, Ведомости, 15.12.2016
Андрей Воробьев: «У Мастерской Фоменко нет свободного времени», Театрал, 13.12.2016
Виктор Рыжаков: «Театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге», Вечерняя Казань, 29.11.2016
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, 21.11.2016
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, 20.11.2016
Театральный педагог с большой буквы, Вечерняя Москва, 10.11.2016
На улице Чаплыгина открыли мемориальную доску Виктору Монюкову, Новости культуры, 10.11.2016
Игорь Золотовицкий: «Мне есть, у кого учиться, спасибо Олегу Павловичу!», Театральный мир, 2.11.2016
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, 28.10.2016
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, 21.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, 13.10.2016
Леонид Ошарин. Жизнь на два фронта, Театрал, 3.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
«Мастерская Петра Фоменко» научит студентов зарабатывать, Известия, 29.08.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Виктор Рыжаков: «Школа Станиславского умерла вместе с ее величайшим автором», Новые известия, 11.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
Сергей Новосад: Гастроли курса Райкина в Шелехове вдохновили меня учиться на актера, Областная газета, 20.07.2016
Песни о войне и мире от молодого МХАТа, Областная газета, 20.07.2016
Игорь Золотовицкий: «Актер — профессия, от которой надо спасать людей», Известия, 15.07.2016
Гастроли выпускников Школы-студии МХАТ проходят в Сибири, Канал «Культура», 12.07.2016
Виктор Рыжаков: Мы должны расширять рамки представления о театре, РИА VladNews, 2.07.2016
МХТ обогатился Девятой студией, Известия, 27.06.2016
Выпуск актерского курса Рыжакова Школы-студии МХАТ становится Мастерской, РИА Новости, 27.06.2016
Бандерас для небедных, Гудок, 24.06.2016
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, 24.06.2016
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом все труднее находить звезд», Вечерняя Москва, 19.06.2016
Издана долгожданная книга Инны Соловьевой о Первой студии и Втором МХАТ, Анастасия Арефьева, Театрал, 18.06.2016
55-летие отмечает актер, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, Новые Известия, 17.06.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
Наивная эпоха. Платоновскую «Фро» поместили в стилистику советского кино, Аргументы и факты. Воронеж, 12.06.2016
Главный враг классики тот, кто под прикрытием лозунгов о ее «вечности» провоцирует имитационное освоение классических романов, Православие. Ру, 8.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Уроки прошлого от Школы-студии МХАТа для казанцев и не только, Комсомольская правда в Казани, 4.06.2016
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, 28.05.2016
«Балтийские сезоны — 2016»: Студенты МХАТ превратились на сцене в стариков и старух, Комсомольская правда, 20.05.2016
Алексей Розин, актёр, OpPeople, 28.03.2016
Виктор Шилькрот: Стало скучнее, но не только в Перми, Новый компаньон, 15.03.2016
Поезд идентичности, Colta.Ru, 4.03.2016
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, 2.03.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, 19.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе
», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, 2.02.2016
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Биржа (Нижний Новгород), 19.01.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, 27.12.2015
Документальным спектаклем «Несовременный концерт» завершились гастроли школы-студии МХАТ в Нижнем Новгороде, ННТВ, 24.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Выпускники Школы-студии МХАТ представили «12 подвигов Гагарина», Канал Культура, 11.12.2015
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина, РИА «Новости», 7.12.2015
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, 27.11.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра», Театрал, 7.10.2015
Театр «Человек» открыл сезон «Наташиной мечтой» и Димой Биланом, Независимая газета, 30.09.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», TheatreALL, 11.09.2015
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, 4.08.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, 10.07.2015
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, 7.07.2015
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, 6.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, 30.06.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, 29.06.2015
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, 29.06.2015
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, 29.06.2015
Взаимное внедрение, SygMa, 28.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания Аист, Иркутск, 25.06.2015
Актёры Школы-студии МХАТ выступили в Иркутске, ГТРК «Иркутск», 25.06.2015
Старость – это свобода, или «Несовременный концерт» из будущего, ГлаголЪ. Иркутское обозрение, 25.06.2015
В Мичуринск с большими гастролями приехал «Наш городок», Мичуринская правда, 23.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
«Профессия режиссера вторична», Colta.Ru, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
В Сибири пройдет гастрольный тур Школы-студии МХАТ им. Чехова, Энергоньюс, 10.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Рома». Друзья написали книгу о режиссере Романе Козаке, Вечерняя Москва, 10.06.2015
Воронежцам показали попурри из Платонова, Российская газета, 9.06.2015
«Правила поступления», OpPeople, 9.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Алла Сигалова рассказывает о книге «Рома», Канал Культура, 8.06.2015
С литературного на театральный. Как студенты МХАТ показали мир Платонова языком драмы, РИА Воронеж, 5.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву, Подмосковье, 25.05.2015
Другое Волоколамское шоссе
, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, 21.05.2015
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, 20.05.2015
В Краснодаре прослушали желающих поступить в Школу-студию МХАТ, МК Краснодар, 20.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
Из более ста претендентов отбор в Школу-студию МХАТ прошли четыре кубанца, Кубань Инфо, 17.05.2015
Темперамент и обаяние демонстрировали будущие актеры, Россия Кубань, 17.05.2015
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, 14.05.2015
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, 14.05.2015
В Краснодаре прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Кубань 24, 14.05.2015
Академик Гринберг: «У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии», Банкир. Ру, 29.04.2015
Виктор Рыжаков: Надо сторожить в себе человека, или В бой идут одни старики
, Культурная эволюция, 25.04.2015
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, 15.04.2015
"Уж какая тут свобода
, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, 25.02.2015
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, 22.02.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Алла Сигалова: Зачем конфликтовать? У нас жизнь такая короткая!, Вечерний Петербург, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, 27.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, 22.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, 15.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015