РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| студийцы мхата подмигнули сталину |

Студийцы МХАТа подмигнули Сталину

Российская газета, 14.06.2016
Татьяна Ткачева

Советский Союз глазами постсоветского поколения показали студенты Школы-студии МХАТ на Платоновском фестивале в Воронеже. «Фро» поставили так, чтобы за историей великой любви маячили великие стройки — эпоха больших надежд и мелкого доносительства.

Этот рассказ режиссеры выбирают чаще других произведений Платонова. Тут и язык более «удобоваримый», и сюжет выглядит простым: молодая женщина смертно скучает по мужу, уехавшему строить коммунизм на Дальнем Востоке. Но стоит перевести текст в сценическое действие, как исчезает то поэзия, то быт, то «глубина резкости». Выясняется, что место и время, в котором существуют платоновские герои, опасно выводить из фокуса.
читайте также

Ученики Виктора Рыжакова на «то» время, напротив, взглянули пристально. Платонова они изучали целый семестр. Эскизы по его текстам ребята привозили на фестиваль в прошлом году — «Платонов. Встреча первая» запомнился, в числе прочего, бережной работой с «вещными» приметами эпохи. Теперь этот слаженный актерский ансамбль представил в Воронеже спектакль «Платонов. Фро». Молодой режиссер Михаил Рахлин решил его в эстетике советского черно-белого кино.

 — Мы старались отойти от стандартного понимания текста, но не скатиться в оригинальность ради оригинальности. Рассказ очень поэтичный, его нельзя играть бытово. В нем есть градус пафоса, который из сегодняшнего дня смотрится странно. А в фильмах тех лет как раз много патетики — так тогда играли и говорили. Улыбающиеся лица, как в «Весне» и «Цирке», кажутся смешными и наивными, но воспринимаются иначе, когда контрапунктом в спектакле идут «следы» тяжелого и страшного времени, — пояснил Рахлин. 

Режиссер признался, что не видел других интерпретаций платоновских текстов, кроме одного черно-белого фильма и отрывков спектакля Петра Фоменко с хореографией Аллы Сигаловой и Ириной Пеговой в главной роли. Да и знакомство с автором, по большому счету, началось с работы над «Фро».
читайте также

 — В школе охоту читать как-то отбили, казалось, что Платонов — тоска тоскливая. И я рад, что удалось к нему вернуться. Потом, конечно, прочитал его крупные произведения. Но соблазна ставить «Фро», держа в уме «Чевенгур», совмещать эти пласты — не возникло, — добавил Михаил Рахлин. 

Спектакль идет от обратного — от советской комедии, от клубной самодеятельности с ее бесхитростным воодушевлением. Занавес, будто сшитый из простыней, дощатый задник, смахивающий на стену телячьего вагона, бодрая музыка Дунаевского… Лица актеров густо набелены: то ли мимы, то ли «монохромные» персонажи с пленки. Часть спектакля идет на видео — иллюстрируя переживания Фро, веселые ребята сняли несколько отрывков по мотивам «17 мгновений весны» и других киношедевров. Тон задают кричалки, барабаны, лозунги, песни о «простом советском человеке». За спинами артистов то и дело возникает портрет Сталина. Вождю нашептывают на ухо, что Фрося после отъезда мужа перестала интересоваться катушками Пупина и микрофарадами. Он удивленно поднимает брови.
читайте также

Эпизоды рассказа, разбавленные интермедиями, воспроизводятся с большой выдумкой — действо местами напоминает хороший кавээновский номер. Например, женщины в телогрейках бросают шлак из ямы, нагибаясь и воздевая руки, как балерины на репетиции. Только вот «бой цветов» идет как будто не на жизнь, а на смерть. А бригадир погоняет работниц… пистолетом. В финале все поют про любимого Сталина — кроме нездешней Фро в свадебном платье, минуту назад исполнявшей иностранный шлягер. В ее висок тоже смотрит ледяное дуло. Правда, песня такая веселая, что не всех зрителей это настораживает.

За последние шесть лет воронежцы увидели немало разных «Фро». Эта была по-своему убедительна. Режиссерский ход не бесспорен, но честен — имитировать глубокомыслие двадцатилетним артистам ни к чему.
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015