РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| дмитрий брусникин: «театр-дом – это внутреннее понятие» |

Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие»

Экран и сцена, 28.05.2016
Основной причиной популярности своей мастерской (выпускники курса в Школе-студии МХАТ) артист, режиссер и педагог Дмитрий Брусникин называет открытость. “Брусникинцы”, ярко и убедительно ворвавшиеся в театральную жизнь Москвы, не боятся экспериментировать с пространствами и формами и даже ставить эксперименты над собой – естественно, с подачи и одобрения мастера. Так, в поисках материала для театральной постановки артисты совершили двухнедельное путешествие на поезде Москва-Владивосток. В следующем сезоне из этого путешествия должен родиться спектакль.

В интервью Дмитрий Брусникин рассказал о театре “Человек” – к нему не так давно присоединились “брусникинцы”, о будущей необычной премьере в Театре Наций и о бесконечном поиске и движении, в стихии которых существуют он и его театр.

– Начнем с театра “Человек”, частью которого ваша мастерская стала в этом сезоне. Благодаря вам об этом театре снова заговорили.

– Я имею отношение к этому театру, к его истории. Им руководила и руководит Людмила Романовна Рошкован. Много лет назад, когда я был студентом, со мной на курсе учился мой близкий друг Рома Козак. Еще до поступления в Школу-студию МХАТ он занимался в театральной студии при Институте связи. Этой студией и руководила Людмила Романовна. В те годы студийное движение было очень развито, и из некоторых студий возникали сначала полупрофессиональные, а потом и вполне профессиональные коллективы. После окончания учебы мы с Ромой стали работать во МХАТе, а спустя два года присоединились к театру-студии “Человек”, который как раз к этому моменту получил собственное здание. Вместе с нами туда пришли Саша Феклистов, Игорь Золотовицкий, Егор Высоцкий, Сережа Женовач. Там мы делали первые режиссерские шаги. Я поставил там свой первый спектакль “В ожидании Годо” Сэмюэля Беккета, Рома сделал культовый спектакль “Чинзано” по пьесе Людмилы Петрушевской, объездивший полмира. Там случился и первый спектакль Женовача – “Панночка” Нины Садур. То есть в тот момент театр-студия “Человек” был местом привлечения молодых театральных сил и идей.

Потом жизнь нас с этим театром развела: я вернулся в Художественный театр, а “Человек” жил дальше. И вот спустя столько времени волею судьбы я снова пришел к Людмиле Романовне уже вместе со своей мастерской.

– Легко ли группе молодых влиться в давно сформировавшееся театральное пространство?

– Сложности, конечно, есть.

– Несмотря на то, что ваша мастерская официально присоединилась к театру, спектакли продолжают выходить на разных площадках. Почему?

– Это связано с поиском языка современного театра. Язык ищут не только режиссеры и драматурги, но и художники. Например, у нас есть спектакль “СЛОН”, который мы играли сначала в заброшенных цехах завода “Кристалл”, а потом на стройке. Для каждого следующего показа мы находим новое место. Нам важно, чтобы у зрителей создалось ощущение того, что что-то в этом месте уже закончилось и готово начаться нечто другое, но пока непонятно, что именно. Такое прощание с пространством и встреча с неизведанным. “Бесов” мы играем в Боярских палатах СТД, там проходил когда-то восьмичасовой экзамен по Достоевскому. Мне кажется, это потребность театра – осваивать новые пространства.

В театре “Человек” мы пока играем один спектакль – “Наташина мечта” Ярославы Пулинович. Если все сложится, в ближайшее время перенесем сюда еще “Переворот” по Дмитрию Пригову.

– Что вам дает принадлежность к конкретному театру?

– Возможность сохранить коллектив. И за это мы театру очень благодарны!

Но вообще, театр-дом – это не физическое, а внутреннее понятие. Мне нравится перемещаться с нашей труппой по разным местам и делать театр везде, где только возможно.

– Вы много раз говорили, что своей популярностью ваша мастерская во многом обязана грамотному пиару. Значит ли это, что подобную популярность в принципе мог получить любой из ваших предыдущих курсов?

– Это не стопроцентная заслуга пиара. Просто пиар эту историю вовремя подхватил. Я не могу точно сказать, почему так получилось. У меня нет рецепта по созданию новых теат-ров, они рождаются из коллективного желания. Спектакль может возникнуть из желания одного человека, а театр – нет. В этом и закономерность, и в то же время чудо. Мой учитель Олег Николаевич Ефремов много рассказывал мне о совокупности закономерностей и случайностей, из которых возник “Современник”. Как родился Театр на Таганке? Почему появилась потребность в этом театре? Почему могут пригодиться “брусникинцы”? Это все вещи чудесные.

– В этом сезоне вы набрали новых студентов?

– Да, у меня сейчас первый курс.

– Ваш подход к работе со учениками как-то изменился после успеха прошлых “брусникинцев”?

– Наверное, да. Теперь “эти” должны дополнять “тех”. Мы сейчас пытаемся как можно чаще объединять тех и других. Например, во время студенческих каникул мы с двадцатью восемью первокурсниками и двенадцатью актерами мастерской совершили путешествие на поезде Москва-Владивосток и обратно, из которого, как мы надеемся, в следующем сезоне вырастет театральная постановка. Должен получиться спектакль-вербатим, не обычное наблюдение, популярное в театральных училищах, а скорее исследование. Интереснейший опыт – проехать через всю страну поездом, не так много людей имеют его в биографии. Я давно мечтал об этом и наконец-то осуществил. Это не столько веселое путешествие, сколько захватывающее и довольно непростое психо-физическое приключение. 

– Серьезное испытание для первокурсников. Как они его прошли?

– Было много слез, разных неожиданных реакций. Люди сейчас мало ездят на поездах, в основном летают на самолетах. А вот увидеть из окна поезда страну, в которой живешь, поразиться ее размерам! Такая потребность была и у Антона Павловича Чехова, когда он отправился в путешествие на Сахалин. Именно после него он сформировался как драматург. Вероятно, что-то важное с ним там случилось. Надеюсь, что и с нашими ребятами нечто подобное тоже произошло.

Теперь мы попытаемся все проанализировать и совершить театральное исследование человека, исследование нашей страны.

– Театр сегодня все больше уходит в документалистику.

– Да, и это не случайно, видимо, есть потребность. Зритель хочет видеть то, чему он верит. Когда зритель перестает верить, театр придумывает новую форму. Таким образом добрались и до документа, документу ведь трудно не верить. В этом смысле театр – вещь невероятно подвижная.

– Традиционный репертуарный театр понемногу исчезает?

– Нет, конечно. Он должен быть. И будет. Но он должен слышать то, что происходит вокруг. Театр не может быть музеем: музейное искусство – это совсем другое искусство. Как только театр превращается в музей, он перестает быть театром, но переход этот происходит незаметно. К сожалению, таких театров сейчас в Москве немало.

– Ваши бывшие студенты уже ведут самостоятельную творческую жизнь – снимаются в кино, ставят спектак-ли. Они советуются с вами по поводу собственных проектов?

– Иногда советуются, иногда нет. Скоро выйдет спектакль по произведению Ирины Васьковской, молодого современного автора, режиссерский дебют нашей выпускницы Алисы Кретовой. Когда она узнала о том, что ей поручено делать этот спектакль, она была очень удивлена.

– То есть это не был ее выбор?

– Нет, я доверил ей эту работу. И она очень быстро сориентировалась и справилась.

– Сейчас вы вместе с фондом поддержки слепоглухих “Со-единение” ставите спектакль в Театре Наций. Расскажите о нем.

– У фонда “Со-единение” уже есть спектакль в Театре Наций – “Прикасаемые”. Там заняты слепоглухие и зрячеслышащие артисты. После премьеры фонд предложил нескольким театральным школам поучаствовать в создании эскизов. Согласились “кудряши”, мы и ребята из Щукинского училища. Мы взяли “Чайку” Чехова. Это очень непростой, но необходимый опыт. Мне кажется, что у нас, я говорю не только о России, но о мире вообще, нарушены какие-то важные связи друг с другом. Нам нужно учиться самому простому общению. И, на мой взгляд, люди с ограниченными возможностями могут людей с так называемыми нормальными возможностями очень многому научить. Например, у нас, в Школе-студии МХАТ нет никакого специального оборудования для инвалидов. И когда я вижу, как парня-колясочника однокурсники вносят на руках, я радуюсь! Почему-то таких простых человеческих поступков в нашей жизни становится все меньше. А злости, ненависти, нетерпимости и гражданской войны все больше.

– Театр может что-то изменить?

– Конечно. Мне кажется, что для этого и существует искусство.

Беседовала Маша Третьякова
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015