РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| виктор шилькрот: стало скучнее, но не только в перми |

Виктор Шилькрот: Стало скучнее, но не только в Перми

Новый компаньон, 15.03.2016
Юлия Баталина

Незадолго до премьеры водевиля «На всякого мудреца довольно простоты» в Театре-Театре Виктор Шилькрот рассказал о своей новой работе. В разговоре речь зашла о том, есть ли мода в искусстве сценографии, а также о том, как споры творческих личностей дают городу энергию. 

— Ваша первая работа в Перми — «Алые паруса» — получила «Золотую маску», и нередко приходится слышать мнение, что эта «Маска» принадлежит наполовину вам — настолько важны для спектакля его необычные декорации…

— «Алые паруса» — это очень важный спектакль в моей жизни, можно сказать, рубеж. Но при всём этом главное в нём, конечно, не декорации, а музыка Максима Дунаевского. «Золотую маску» за него получил режиссёр Борис Мильграм, и это очень хорошо: если награду получает режиссёр, это значит, что спектакль в целом удался. Вообще, этот мюзикл получился благодаря тому, что мы всё делали вместе, всё придумывали вместе. Впервые в жизни у меня был настоящий дуэт с хореографом: мы с Ириной Ткаченко старались сделать так, чтобы на сцене балет встраивался в движение декораций, чтобы они танцевали вместе.

С тех пор я видел этот спектакль в самых разных обстоятельствах, в том числе и вовсе без декораций — на горе Крестовой в Губахе на фоне заката. Но там «поработал» художник, который получше нас всех, вместе взятых…

«Алые паруса» живут, и я очень этому рад.

Когда мы начинали его делать, я был приятно удивлён, насколько Борис Леонидович доверяет художнику, насколько он открыт чужим идеям. Он ведь имеет большой опыт сотрудничества с очень разными художниками, в том числе с великими. А тут мы работаем вместе в первый раз, и он так легко соглашается с довольно радикальными предложениями! Я предложил задействовать механизмы сцены на 100%, даже на 150%, а это сильно затрудняет гастрольную историю спектакля, и он сказал: «Давай о гастролях вообще не думать!»

И разумеется, как только спектакль выходит вот с этими сложными, подвижными декорациями, все немедленно хотят его привезти на гастроли!

— Сейчас вы делаете третий спектакль в Театре-Театре, и это снова мюзикл… Вы навсегда связали себя с музыкальным театром?

— Вообще-то, «На всякого мудреца довольно простоты» — это совсем не мюзикл, а водевиль. Жанр странный, анахроничный и в некотором смысле полная противоположность мюзиклу, который как раз является модным и технологичным. Мюзикл может быть очень «навороченным», а водевиль должен оставаться простодушным и лёгким. На сценическом оформлении это, конечно, сказывается.

Да и второй наш с Борисом Мильграмом совместный спектакль — «Восемь женщин», за который уже мы с художником по костюмам Ирэной Белоусовой получили «Золотые маски», — тоже не совсем мюзикл. Там всё начиналось с «домашнего» концерта любимых актрис театра, и задача была сделать спектакль быстро и недорого, для малой сцены. Сделали недорого, но эффектно — с этим красным автомобилем… И тут же спектакль приглашают во Францию, и наши актрисы поют и играют в Марселе популярнейшую французскую комедию! Ну, а потом он так хорошо пошёл, что пришлось переделывать на большую сцену…

Сейчас мы приступаем к работе над комедией Александра Островского. Я с этой драматургией не первый раз работаю — это к вопросу о том, не слишком ли я привязался к музыкальному театру — и каждый раз удивляюсь, насколько это драматург современный, насколько современны его тексты! «На всякого мудреца…» очень попадает в современность. Это хоть и водевиль, но серьёзный и страстный. Зритель переживает: какой подлец и как ему всё удаётся! Но водевиль подаёт это легко, с песнями и танцами.

— Что мы увидим на сцене в день премьеры?

— Каждая моя работа по Островскому не похожа на предыдущую. В прошлом году мы делали спектакль по Островскому в театре Пушкина с режиссёром Романом Самгиным, и там у нас были полностью реалистические декорации. Здесь совсем другой Островский, другой стиль.

У нас большая сцена, большая форма. Два действия оформлены по-разному, решены в разных пространствах: первое — весёлое, простодушное, а второе — сложное, со всякими изменениями и превращениями. Можно сказать, что первое действие — это студенческий театр, а второе — театр императорский. У нас ведь спектакль про театр, и Глумов — автор, режиссёр и артист своей жизни. Поэтому главная деталь на сцене — ширмы в разных конфигурациях. Это любимый театральный предмет, он помогает и в игре, и в жизни.

— Скажите, существует ли понятие моды в оформлении спектаклей? Из чего эта мода складывается?

— Я за модой стараюсь не гнаться, но всегда внимательно слежу за новыми технологиями. Новые возможности — это всегда интересно для художника.

С нетерпением жду реконструкции большой сцены Театра-Театра, чтобы уже воплотился наконец наш спектакль «Винил». Он полностью придуман — осталось поставить, но для этого нужна принципиально новая механизация! Новую технику всегда хочется применить — иногда она тебя сама ведёт. Отчасти так получилось и в «Алых парусах»: если бы я не знал, что есть такие возможности, я бы не придумал эти подвижные декорации. 

А мода… В последние годы, особенно на Западе и особенно в опере, моден минимализм, когда спектакль идёт в каком-нибудь пустом ангаре или бывшем производственном помещении, там строится условный интерьер, чтобы было непонятно, в каком времени и месте всё это происходит. Но для нашего театра это всё же не очень органично: хочется понять обстоятельства действия. 

Очень модно, опять-таки на Западе, ставить спектакли где-нибудь на вокзале или в супермаркете. Заходит этак покупатель за молоком — а там «Руслан и Людмила»! Но это может быть ново и интересно, а может быть банально и скучно. Сам по себе перенос в непривычное место действия художественных задач не решает.

— Вы часто бываете в Перми. Многое успеваете увидеть помимо собственного рабочего места?

— Обычно времени у меня немного, но за многочисленные приезды я успел уже узнать и художественную галерею с деревянной скульптурой, и музей современного искусства. Я внимательно следил за историей «пермской культурной революции». Не каждое событие в этой истории мне нравилось, мы часто спорили с Мильграмом, но в этом была энергия, которая преображала город. Жаль, что всё закончилось. Стало гораздо скучнее.

Но не только в Перми — везде.
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015