РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| колёса диктуют вагонные… |

Колёса диктуют вагонные…

Гудок, 2.03.2016
Творческая группа мастерской Дмитрия Брусникина в школе-студии МХАТ совершила путешествие по Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока и обратно с целью сбора материала для своего спектакля в рамках популярного и модного ныне театрального проекта – документального театра ВЕРБАТИМ. Его драматургия – интервью с попутчиками, железнодорожниками, жителями городов. Корреспондент «МоЖ» провожала их в дорогу и встретилась с Мастером сразу же по возвращении в его альма-матер и родном доме – школе-студии.



– Дмитрий Владимирович, как прошла ваша поездка? Как вам понравился сервис?
– Всё было прекрасно. Нас сопровождали два проводника – муж с женой Анатолий и Лариса Киселёвы. Они с нами беседовали, заботились о нас. Дети взяли у них интервью. Мы перезнакомились со всей поездной бригадой, со всеми проводниками. За это время они рассказали нам не только о своей профессиональной деятельности, но и о своей жизни, судьбе, семьях. Мы общались с начальником поезда –
Сергеем Мироновым, он тоже, наверное, будет героем одного из наших этюдов. Поезд дальнего следования – это такие пространство и время, которые, наверное, сближают людей. И они как-то откровенничают, говорят то, чем в обычной жизни, как правило, не делятся. Так воздействует дорога.

– А как физически вы ощущали себя в этом дальнем путешествии? Ведь вам не раз пришлось пройти через смену часовых поясов.
– Для ребят это было испытание, потому что они никогда не ездили на такие расстояния. Ну, в общем и для нас, взрослых, тоже. В принципе это поступок – проехать до Владивостока и обратно. Смена часовых поясов была, пожалуй, самой главной трудностью. Когда ты летишь на самолёте и переставляешь часы, делаешь это как-то автоматически. Передвигаешь стрелки и понимаешь, что там, куда ты прибыл, просто другое время. А когда едешь в поезде, чувствуешь, как идёшь вместе со временем. А потом эти часы накапливаются, и не понимаешь – то ли их прибавлять, то ли отнимать. И в какой-то момент утром просыпаешься и не понимаешь – утро или вечер. Полное нарушение ориентации во времени. Это любопытный, совершенно неожиданный эффект.

– На железной дороге есть такое понятие – бархатный путь…
– Я понял, о чём вы говорите. Когда мы ехали туда, наш вагон был прикреплён к локомотиву, и мы вообще не чувствовали никакой качки. Был как раз бархатный путь. А обратно мы следовали хвостовым, это был уже совсем не бархатный. (Улыбается). «Когда на море качка и бушует ураган», знаете ли…

– Вашим ученикам удалось, как вы говорили, «нащупать живого человека»? Понять, почувствовать уникальность каждого – выполнить важнейшую задачу в вашем проекте – ВЕРБАТИМе, чтобы потом правдиво их показать на сцене? Получилось увидеть страну через людей и людей через страну?
– Думаю, да, любой человек, который проделывает такой путь, больше узнаёт о своей стране. Больше почувствует её волей-неволей. Это совершенно очевидно. Дальнее путешествие по железной дороге само по себе заставляет думать о месте, времени, в которых ты живёшь. Ребята собрали огромное количество материала – невероятно интересного. Это самые разные люди в разнообразных ситуациях. В поезде, на вокзалах, в городах, где мы останавливались, больших и маленьких, в Иркутске, Улан-Удэ, Уссурийске, на Байкале… Они встретились с мэрами трёх городов, записали разговор друг с другом двоих из них. Были на бурятском празднике. И даже ходили к шаманам. Всего сцен, наблюдений и монологов, наверное, порядка 300–400. В пути они раз или два в день приносили нам расшифрованные аудиозаписи, читали. Потом будут показывать этих людей. Премьеру спектакля «Транссиб» мы планируем показать в сентябре в Екатеринбурге.

– У вас был опыт совместного выступления с оркестром Юрия Башмета. На «Транссиб» будете привлекать каких-либо представителей мира искусства?
– Да, мы играли спектакль с государственным симфоническим оркестром Юрия Башмета «Новая Россия» – «Волоколамское шоссе» по одноимённой пьесе немецкого драматурга Хайнера Мюллера. О Панфиловской девизии, попавшей в октябре 1941 года в окружение под Волоколамском. Это хроника оборонительных боёв под Москвой. Постановщиком, кстати, была моя супруга – режиссёр МХТ имени Чехова Марина Брусникина. На «Транссиб» тоже будем приглашать и музыкантов, и художников. А сейчас уже с нами работают драматурги, среди которых Андрей Стадников, наш давний соратник и партнёр. А также творческая группа кинодокументалиста и режиссёра Ольги Привольновой, ученицы известного сценариста и кинорежиссёра Марины Разбежкиной.

– Среди театралов встречаются люди самого разного возраста – от школьников до старцев. А кто – ваш зритель?
– До определённого момента это были в основном молодые люди. Но в последнее время к нам стали тянуться и более старшие поколения. Тут дело в том, что специфика некоторых наших спектаклей такова, что зритель не сидит, а стоит, потому что находится среди актёров и является в некотором смысле его участником. Вот, например, «Бесы», который мы играем на площадке Союза театральных деятелей РФ «Боярские палаты». Для молодого человека это нормально – провести на ногах 30–40 минут. А для возрастного порой бывает трудновато. Но тем не менее число зрителей старшего поколения всё время увеличивается. Людям интересно увидеть на сцене жизнь, правду, поразмышлять о прошлом, настоящем и будущем. Вот билетов на март, например, уже нет.

– А это правильно – с точки зрения педагогики и актёрской профессии – в таком ещё совсем молодом возрасте выходить на практически профессиональную сцену?
– Чем раньше актёр выходит на публику и начинает работать непосредственно со зрительным залом, тем лучше. Тем быстрее у него начнут вырабатываться так называемые «актёрские мышцы». Опыт –
другими словами. Принято считать, что ощущение этих «мышц» приходит в зрелом возрасте. Но, на мой взгляд, гораздо раньше. Есть материал, который студенты театральных вузов просто обязаны проходить, играть в самом начале обучения. ВЕРБАТИМ, построенный на документальном материале и наблюдениях, мне кажется, очень сильно развивает актёрские возможности.

– Мир искусства, творческий мир довольно сложный в плане человеческих отношений. Я имею в виду зависть к успеху, например. В мастерской известного режиссёра театра и кино Петра Фоменко главный принцип существования был: «восхищение друг другом»…
– Пётр Наумович замечательно умел создать такую атмосферу. Я, когда общаюсь с «фоменковцами», вижу в них это. Или, например, в советское время был такой актёр – Георгий Епифанцев, он играл Прохора Громова в фильме «Угрюм-река». Популярнее артиста, наверное, в тот момент в стране не было. Он оканчивал вот эту школу, где мы сейчас с вами находимся. На этом же курсе учился Геннадий Ялович, известный по многим фильмам, в том числе «Москва слезам не верит» в роли доктора наук на пикнике, друга Гоши. И Владимир Семёнович Высоцкий, кстати, тоже учился здесь. Так вот, студенты этого курса называли друг друга не иначе, как гений. Причём в обычном, будничном разговоре. Вот разговариваешь с Геной про Жору, он говорит: «Ну, Жора… А как же, он же – гений». Разговариваешь с Жорой про Гену. Он: «Ну, Гена…. Он же – гений». И в этих словах не было никакой фальши и иронии. Тут не только они сами, вся страна скажет. Это очень важная штука. Мне кажется, такое восхищённое отношение коллег по цеху друг к другу позволяет человеку как-то иначе ходить по Земле.

– А вы в своём наставничестве по какому пути идёте? Каков ваш взгляд на формирование ментальности ваших учеников?
– Я, как и когда-то мой учитель Олег Николаевич Ефремов, никого из своих ребят не выделяю. Потому что это профессия, в которой очень легко перейти грань, когда человек заболевает звёздной болезнью. А что это значит? Пренебрежительное отношение к коллегам. Понимаете? Когда человек говорит: «Меня интересует только моя собственная персона. А всё остальное не волнует». Я стараюсь учить ребят жить в коллективе, единым организмом. Интересами одной общей задачи. Когда существуют хорошо сработанная команда и какая-то общая энергетика. В прессе есть даже такая расхожая фраза, штамп: «коллективный разум и тело „брусникинцев“. В театральной педагогике, кроме формирования чисто профессиональных умений и навыков, важно воспитать личность. Как, впрочем, и в любой другой. Но в актёрской, уж точно совершенно, это чрезвычайно важно. И чтобы эта личность была не только хорошим исполнителем, но и созидателем и умела жить и работать в коллективе.

– У вас нет ощущения, что нашему современному обществу вообще в целом недостаёт личностей?
– Старшее поколение тоже часто так говорит: вот, в наше время личностей было больше. Вы знаете, я думаю, меньше их не стало. Не хватает среды, где они могут вырасти и проявить себя. Нужно создавать условия, чтобы человек проявился как личность.

– У вас довольно необычная профессиональная философия: актёры должны, как адвокаты, защищать и отстаивать своего персонажа. Что это означает? Я никогда не слышала такого.
– Это значит – полюбить „предмет своего исследования“ и найти в нём индивидуальность и уникальность. Каждый человек – это же Богом выпущенное в этот мир создание, с Богом данной душой. И нужно охранять и оберегать его, каким бы он ни был – хорошим или плохим. В том числе и актёру на сцене – своим театральным языком. Не высмеивать и уничтожать, доказывать бессмысленность его существования, а искать смысл его жизни на Земле.

– Вы как-то сказали: „Хочу, чтобы мои ученики растили в себе только одно чувство любви. Тогда всё произойдёт. Потому что любовь – единственный долгосрочный проект, способный жить“…
– Красиво как я сказал… Мне так нравится. (Улыбается). Взаимоотношения, построенные на любви, ты будешь помнить, сколько бы ни прошло времени. Любое негативное чувство человеческая природа старается забыть, а позитивное оставляет в памяти. Это в какой-то степени инстинкт самосохранения, который в каждом срабатывает. И даже если хорошего было совсем немного по факту. Но со временем это хорошее в памяти увеличивается и становится огромным, событийным. Вот у того же Достоевского в „Братьях Карамазовых“ последний монолог Алёши Карамазова говорит именно об этом, как раз об этой любви. Только она на самом деле формирует и воспитывает человека.

– Вам принадлежит ещё одна фраза: „Когда мои ученики мне рассказывают то, что они чувствуют, я им – то, что знаю“. Что вы имеете в виду?
– Они только вступают в жизнь, поэтому знают пока мало, но чувствуют. И „расшифровать“ это, понять и проанализировать зачастую не могут. Я им даю знания о мире, жизни, ценностях, взаимоотношениях людей, профессии… В том числе те, о которых мы с вами сейчас говорили. Потом они будут рассказывать то, что знают, тем, кто уже что-то чувствует.


Беседовала Светлана Новаковская
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015