РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| великий сибирский путь… веры |

Великий Сибирский Путь… веры

Гудок, 2.02.2016
Вокзал – тот же театр с режиссёрами, артистами, зрителями, репертуаром – расписанием. С ответственными за декорации, в которых проходит театральное действо. Зря что ли в театре есть железнодорожное название профессии – «машинист сцены». Вчера на Ярославском на поезде «Россия» № 002М маршрутом Москва – Владивосток – Москва по третьему звонку в путешествие по Транссибирской магистрали отправилась творческая группа мастерской известного российского актёра, режиссёра и педагога в Школе-студии МХАТ – Дмитрия Брусникина. Корреспондент «МоЖ» провожала их в дорогу.
Часто ли в нашей жизни присутствует вера? Ну, в том же театре, например. Говорят, её стало меньше. Вот смотрят зрители порой на игру актёра – нашего соотечественника, современника – и чувствуют его неубедительность, фальшь. В театре, в отличие от реальной жизни, это ощущается, пожалуй, острее. И не прощается. Потому что люди приходят туда специально, чтобы увидеть «настоящее». «Не верю!» – говорил в таких случаях К. С. Станиславский. 

Примерно так начался наш разговор с Дмитрием Брусникиным накануне отъезда, когда мы встретились в кафе рядом с театром МХТ им. Чехова, чтобы поговорить о мотивах этого необыкновенного путешествия практически по чеховскому маршруту.

И дело вовсе не в пробелах образования. Российская театральная школа всегда была лучшей в мире. А в чём-то таком неуловимом… Или переживаний, эмоций стало больше в быту, и на сцену, на жизнь образа не хватает. Или нынешнее стремительное время не оставляет возможности для глубокого изучения «натуры». Или актёр сам не верит в правду того, что показывает. А может быть, зритель изменился, и ему нужна какая-то другая театральная эстетика.

И мы не одиноки в этом. В Европе кризис «театральной веры» начался давно. Именно поэтому на рубеже XIX–XX веков там возник и стал популярным жанр документального театра ВЕРБАТИМ (от латинского VERBATIM – дословно). Театральное представление, построенное на факте, где актёры произносят реальные монологи людей, основанные на собственных наблюдениях. То есть то, что действительно происходило в жизни. Документу же не верить нельзя.

В российской системе театрального образования, в частности, в мастерской Дмитрия Брусникина этот метод – наблюдения, когда актёр изучает «натуру», глубоко пропитывается чувствами, эмоциями, обстоятельствами жизни своего будущего персонажа, а потом перевоплощался в его образ, – применялся всегда. Чтобы актёр был убедительным, чтобы ему верили, нужно, чтобы он сам верил. Это такая актёрская убеждённость. Его ученики ходили по клубам, кафе, ресторанам, вокзалам, электричкам, снимали людей на видео и брали у них интервью. На самые разные темы, например, что для вас Родина? А потом показывали этюды своего перевоплощения в персонаж – мимику, жесты, специфику и мелодику речи – и сдавали по ним экзамен. В 2011 году такой экзамен первокурсников-«брусникинцев» перерос в шестичасовой спектакль – «Это тоже я» – с аншлагом. Зрители чуть ли не висели на люстрах. И теперь он стал полноправной частью репертуара мастерской, с показами на площадках Москвы – в Театре Практика, например, – и вопросом у входа: «Нет ли лишнего билетика?».
– Это невероятно, – говорит Дмитрий Брусникин. – Никакая литература не может заменить живых, настоящих людей, которые говорят то, что они чувствуют, как видят окружающий мир. 

И вот теперь ВЕРБАТИМ Брусникина на железной дороге. Они проедут в трёх вагонах, один из которых – частный и будет их штабом и учебным классом, через всю Россию (при поддержке фонда «Президентский центр Б. Н. Ельцина» и Первого телевизионного канала) – 9298,2 км, 12 областей, пять краёв, две республики, один округ, почти 90 городов. Пересекут 16 крупных рек, среди которых Волга, Иртыш, Енисей, Амур, Обь. Будут брать интервью у попутчиков и железнодорожников, проводников. Через две недели вернутся в Москву. Затем репетиции, экзамен и собственно сам спектакль.

Почему именно стальная магистраль и Транссиб? «Брусникинцам» нужны люди – новые, обычные – «рядовые» и разные, которые будут с ними откровенны. Может быть, отличающиеся от жителей Центральной России. Всего за 100 км от «центра» отъедешь, и разница уже чувствуется. Им нужно «настоящее», правда. Где человек бывает, как на духу? На исповеди у священника и с попутчиком в дальней дороге. В первом случае, потому что не боится – каким бы ни был грешником, ему отпустят, простят и защитят – верой. Во втором – потому что он никогда больше не увидит собеседника, его «жилетку». И дорога «отпустит» – она всё уносит куда-то, оставляет позади.

Условия «дорожной культуры», в которые попадут будущие интервьюируемые – попутчики наших героев, – непредсказуемость, замкнутое пространство, время, вынужденное подчинение распорядку и свобода. Социальные отношения уникальны для этого вида искусства. Многие творческие люди, писатели искали в Транссибе новое знание и реальность, вдохновение, личностный и социальный опыт, самопознание, самоидентификацию… А. П. Чехов когда-то отправился через всю Россию на Сахалин, суровый остров, ставший «местом невыносимых страданий», за очищением души, свежим воздухом свободы, познанием страны, иной жизни и самого себя. Александр Солженицын – в 1994 году проехал на поезде от Владивостока до Москвы, бразильский писатель П. Коэльо.

В этой обычной-необычной реальности ученики Дмитрия Брусникина – будущие актёры театра и кино, многим из которых нет ещё и 18 лет, проведут целый кусок жизни. Узнают страну через людей и людей через страну. Обретут убеждённость, чтобы стать убедительными. И будут налаживать эту частично утерянную связь актёра со зрителем, восстанавливать немного утраченную веру.

У одного из своих недавних собеседников – гостей нашего издания – я спросила: зачем сегодня люди ходят в театр. Ответ на этот вопрос был предсказуем и понятен. Разговор о «театре Дмитрия Брусникина» стал его неожиданным дополнением.

У каждого театра и режиссёра свой путь к зрителю. Но все дороги лежат через диалог, который идёт на языке одной из сторон – «его величества Театра». Дмитрий Брусникин со своим театром решился на рискованный эксперимент – к выбору языка пригласить «его величество Зрителя». Поможет ли это «взаимопониманию», рассудит сцена. Вернее, самый строгий экзаменатор, сидящий по другую сторону рампы. Тот, который будет помогать в поисках «правды жизни» участникам этого удивительного путешествия. ..

Светлана Новаковская
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015