РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| постигая секреты магического языка |

Постигая секреты магического языка

Литературная Россия, 20.11.2015
Курс Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ показал целых два разных спектакля по прозе Андрея Платонова. Как известно, А. Платонов писал и театральные пьесы, однако все они довольно трудны для постановки, и безоговорочно успешные спектакли по ним трудно припомнить.

С другой стороны, существуют удачные инсценировки его прозы – достаточно вспомнить «Рассказ о счастливой Москве» в театре-студии под руководством Олега Табакова или «Корову» в «Школе драматического искусства». По некоторым произведениям писателя созданы неплохие кинофильмы. Таким образом, творчество прозаика содержит богатый потенциал для воплощения на сцене или экране. Но, думается, что студенческие спектакли всё же не преследовали цели обрести значительный зрительский успех, а скорее служили именно учебным целям – овладению будущими актёрами искусством воплощения сложного, образного, местами «орнаментального» языка уникального писателя. Известно, что студенты мастерской Виктора Рыжакова, готовя спектакль «Платонов. Встреча первая», сами выбирали материал, который сделали предметом разговора со зрителем.

В основе спектакля – полтора десятка рассказов классика, начиная с совсем коротких («Разноцветная бабочка», «Сухой хлеб») и кончая сложными рассказами «На заре туманной юности», «Возвращение» и большой повестью «Джан». Разумеется, из этих больших произведений в одноактный спектакль, длящийся чуть более полутора часов, взяты лишь отрывки, которые, вероятно, будущие актёры и их педагоги сочли возможным осилить. Поэтому, например, в отрывке «На заре туманной юности» остались за кадром образы недобрых людей, обижавших главную героиню, а содержание повести «Джан» намечено лишь пунктиром. В эпизодах из таких глубоко драматичных произведений, как «Возвращение» или «Река Потудань», недостаток глубины проникновения в драматизм ситуаций, обусловленный недостатком жизненного опыта исполнителей, создатели спектакля компенсируют тем, что диалоги произносятся на повышенных тонах и многократно повторяются.

К другим особенностям постановки можно отнести использование предметных действий (так, участники спектакля посыпают сцену опилками и с помощью щёток между эпизодами перемешивают опилки на полу), различных музыкальных инструментов, что при минимуме декораций делает спектакль синтетическим и позволяет полнее раскрыть разнообразные способности будущих актёров.

Своеобразным развитием проекта стал следующий спектакль «Фро», поставленный Михаилом Рахлиным по сравнительно небольшому, но ёмкому рассказу А. Платонова. В самом начале ведущий заявляет, что название связано с немецким словом froh, которое, как известно, переводится как «Радостная». Примерно в таком ключе и поставлен спектакль: хотя молодая женщина Фрося (Варвара Феофанова) и в печали от разлуки с мужем Фёдором (Александр Метёлкин), уехавшим в командировку на Дальний Восток, общее настроение не сцене бодрое и оптимистичное. Выпукло воплощены ещё два персонажа, выведенные в рассказе А. Платонова: отец Фроси, отставной машинист (Сергей Шадрин) и подруга героини Наташа (Джордан Фрай). Старый машинист, влюблённый в своё дело, манипулирует игрушечными паровозами (подобный приём был применён в давнем спектакле Дмитрия Крымова по платоновскому рассказу «Корова»). Пространство спектакля расширяется за счёт того, что открывается задник, за которым виден ещё один, пустой зрительный зал (сценография Евгения Терехова). Кроме того, на экране то и дело демонстрируются документальные кинокадры из описываемой эпохи (30-е годы 20-го века).

Немного жаль, что недостаток опыта – как жизненного, так и профессионального – не позволил участникам спектаклей полнее передать трагизм содержания прозы А. Платонова. Однако с задачей обучения будущих актёров секретам воплощения магического языка прекрасного писателя постановщики и педагоги, пожалуй, справились.

Ильдар САФУАНОВ
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015