«В театре главное, чтобы все было про человека»
Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Светлана ПоляковаТеатральный режиссер Виктор РЫЖАКОВ – первооткрыватель «театра текста» на российской сцене, худрук Центра имени Мейерхольда и руководитель курса Школы-студии МХАТ, выпустившего уже несколько театральных хитов. В интервью «НИ» он рассказал о кулинарных «Иллюзиях», о встречах с Петром Фоменко и о том, чему он хочет учиться у своих студентов.
– В конце сезона состоялась ваша премьера в МХТ – «Иллюзии» по пьесе Ивана Вырыпаева. Почему пару лет спустя после постановки автора в театре «Практика» вы решили сделать свою версию?
– Для меня, кроме всего прочего, уникальность этого текста в том, что в нем более 1000 раз произносится слово «любовь». Даже если вы просто выйдете к зрителю и в течение полутора часов будете произносить это слово такое количество раз, что-то точно изменится в этом зачерствевшем мире. Но нынешняя изощренная публика быстро разгадает ваше намерение. Вот мы и придумали театральную игру-провокацию со зрительным залом, совершенно не противоречащую, как мне кажется, структуре текста Ивана. Мы попробовали сделать игру с текстом еще и «рукотворной» – в реальном времени персонажи на протяжении всего действия готовят настоящий торт, который зрители в финале спектакля и съедают.
– Так же, как и в предыдущей постановке – спектакле «Пьяные», в «Иллюзиях» играют ваши коллеги по преподавательскому цеху и режиссуре – Дмитрий Брусникин, Игорь Золотовицкий, Светлана Иванова, недавно выпустившая детский спектакль в театре имени Комиссаржевской, Янина Колесниченко, которая работает с воспитанниками школы Табакова. Не было ли проблем в работе с коллегами?
– Проблема была лишь в одном – мне не хватало изощренности, хитрости, чтобы отвлечь этих столь востребованных людей от других дел настолько, чтобы они забыли о существовании внешнего мира. Но наши общие репетиции и общение меня только обогатили. Открываю этих удивительных артистов каждый раз заново – в этом и заключается истинная ценность наших романтически-влюбленных отношений.
– А кто из встреченных вами людей наиболее ощутимо повлиял на ваше мировоззрение и художественную мысль?
– Мои встречи с текстами Станиславского, Питера Брука. Или все три книги Анатолия Эфроса – с ними я до сих пор в диалоге. Или 40-минутный монолог Мастера, которым одарил меня Петр Наумович Фоменко после просмотра нашего спектакля «Июль». Его ученики познакомили нас задолго до этого, мы несколько раз встречались и даже обсуждали возможное сотрудничество, в котором великому Учителю отводилась, конечно же, роль Станиславского, а мне – еще не совсем зрелого Немировича, роль, скорее, директорская, чем творческая
– То есть вы – несостоявшийся директор Мастерской?
– Не знаю, но такая интрига в моей жизни была. Случай поставил все на свои места – я опоздал с принятием решения на несколько часов. Прошло большое количество лет, и я был удостоен внимания этого мудреца, уже как творческая единица. Тогда, после «Июля», Петр Наумович сказал: «Я всю жизнь занимался театром текста, а вы, сочинив партитуру этого спектакля, все решили», – конечно же, он был великим актером, и это была профессиональная хитрость. Но я был счастлив: он мне практически не давал вымолвить слово – говорил и говорил о «театре текста» Я даже щипал себя, проверяя, не во сне ли все это. А еще через несколько лет от него поступило предложение выпустить в Мастерской «Пять вечеров». Тогда театр Фоменко был закрыт для «чужих», а в нашем проекте участвовали люди из разных московских театров, но, к моему удивлению, Петр Наумович сказал: «Ну, и ничего страшного, справимся!» А дальше мы сдавали ему спектакль, он делился впечатлениями, что-то советовал, мы обнимались и плакали вместе, потом были долгие телефонные разговоры И еще у меня сохранилось чувство вины – он все повторял: «Надо бы встретиться и обо всем как следует поговорить. Вам, конечно же, не интересны мысли старика?!» Я отвечал: «Ну, что вы?! Это так важно! Давайте договоримся». И несколько раз порывался к нему приехать. И всякий раз почему-то не получалось – из-за каких-то нелепостей, моих каких-то суетных дел или плохого самочувствия Мастера. Помню, 9 мая 2012 года я решил: «Все! Хочет не хочет, а я к нему поеду!» Позвонил: «Вы уж меня простите, но я к вам сейчас приеду, мне необходимо видеть вас именно сегодня!» – нахально и с наигранной уверенностью выпалил я… Он ответил категорично, что безусловно этому рад, но сегодня никак уже не получится – и вновь сослался на скверное самочувствие. Тогда мне уже было понятно, что это как бы наша игра «во встречу», и есть наше настоящее намерение – и мне было этого уже достаточно. Потому что мой внутренний диалог с Петром Наумовичем был уже запущен и по сей день продолжается. По-прежнему остаюсь в пространстве его удивительного обаяния и его размышлений о мире, человеке и театре. И еще было открытие: твоими друзьями могут быть люди, с которыми ты не встречаешься, более того, человека может уже не быть в живых, и он уже не сможет согласиться или не согласиться с твоей дружбой! Но главное, чтобы у тебя с ним был так называемый сговор, тайный спор о самом важном.
– В Европе почти нет учебных заведений, обучающих режиссуре, – будущие режиссеры работают при уже существующих мастерах и постигают профессию на практике. А вы не воспользовались случаем понаблюдать вблизи Фоменко
– Помню тот трепет и восторг, с которым все наблюдали за рождением первых спектаклей Мастерской – это было совершенно новое неповторимое дыхание! Никакой зависти – только радость. И я наблюдал и думал: «Но ведь, чтобы попасть в эти смыслы или что-то открыть неведанное, надо так проживать целую жизнь. Не подменяя свой путь неотрывной жизнью рядом с Учителем». Это и стало причиной моего ухода от покровительства любимых учителей и великих подвижников театра – Генриетты Яновской и Камы Гинкаса. Всегда ценил их искреннюю заботу, но ответно безмерно их любя, продолжаю свою режиссерскую практику вне стен МТЮЗа, где всегда господствовал их уникальный авторский театр. Это был их урок – свой сад надо выращивать на другой, новой земле.
– Через год вы выпустите курс, спектакли которого уже известны театралам, – «Фолкнер. Тишина», «Платонов. Встреча первая» и «Несовременный концерт». Труппа для своего, другого театра сложилась?
– Не будем торопиться, ведь это не зависит только от моего решения. У нас есть еще год, чтобы понять, можем ли мы продолжить нашу совместную историю и дальше. Компания, конечно же, складывается, но ведь это единственная возможность заниматься театром. Для меня отдельно актерского мастерства как такового не существует, есть опыт компании и мастерство играть в одну игру. Те, кто приносит в театр свою энергию, есть строители этого дела.
– Но вам бы хотелось иметь собственную труппу?
– У меня есть «внутренняя труппа», мой такой вот «дурацкий театр» (так мы называем его между собой). Периодически в него входят то одни, то другие люди. Светлана Иванова (Сергеева), недавно ставшая артисткой МХТ. Большая гвардия наших выпускников, теперь многие из них стали актерами МХТ. Фантастическая группа артистов театра «Сатирикон», с которыми я пережил важный совместный опыт. Полина Агуреева – моя гуру, очень мудрый и сильный человек, бесконечно учусь у нее. Все те, с кем я прошел «доковскую», а потом и «бездомную» историю, сочиняя спектакли вне какого-то театра. Иван Вырыпаев – он может не участвовать в какой-то моей истории, и даже пьеса может быть не его, но он часть моего театрального бытия. Есть такие люди и в европейском театре. Скажем, в Венгрии в Национальном театре, с которым я сотрудничаю на протяжении 10 лет, есть великая Мари Тёрёчик, которую для России открыл Анатолий Васильев – они работали над «Дядюшкиным сном». Эта восьмидесятилетняя актриса – призер Каннского фестиваля, всеобщая любимица, как в нашем театральном мире, быть может, Алиса Фрейндлих. Есть у меня такие симпатии и в немецком театре, и в эстонском, и в польском.
– Каким образом вы создаете компании в работе над спектаклями? Как умудряетесь ладить с такими сложными и разными людьми?
– Искушений много было – настоять на своем, с кем-то не продолжать сотрудничество, но Бог был милостив, и все трудности такого рода удалось преодолеть. Не было случаев, когда мне приходилось кого-то выгонять, высокомерно лишать права в чем-то участвовать. Если мы с кем-то расставались, то только по обоюдному согласию. Театр – это многообразие взглядов на мир. Неодаренных людей нет вообще, а уж те, кто провел в театре большое количество времени, – уникальные подвижники! Надо просто суметь разглядеть каждого их них.
– Кто главный в работе над спектаклем? Вы?
– Закон. Есть определенные ценности. Это как конституция. Чтобы государство существовало, надо чтобы не чиновники им управляли, а закон. Человек может быть с ним в диалоге или противоречии, его можно изменять, спорить с ним, если закон уже не работает Но ценность одна – человек. В этом смысле я точно наследник Станиславского. В театре главное, чтобы все было про человека. Включая отношения в труппе. Тогда преодолеваются косность, эгоизм, высокомерие – все наши пороки. Как сказала Светлана Алексиевич, надо сторожить в себе человека. А для этого театральное искусство – одно из самых благоприятных.
– Самое главное, чему вы хотите научить своих студентов в Школе-студии МХАТ?
– Никогда не хотелось их учить, хотелось у них научиться. А для этого мне всего лишь надо создать питательную среду, в которой они будут открываться, в которой с ними начнут происходить важные человеческие процессы, где они будут развиваться и радоваться счастью открытий. Учусь у них свободе, что чаще свойственна молодым людям, и неосознанной любви к театру, в которой они сейчас пребывают. А дальше они будут искать уже свой путь. Свой опыт или путь передать нельзя, его можно только пройти вместе.
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
В Красноярске в рамках театрального фестиваля РУСАЛа прошли прослушивания в Школу-студию МХАТ, ТВК (Красноярск), 4.04.2018
Молодым талантам Хакасии открыли дорогу в Школу-студию МХАТ, Хакассия, 3.04.2018
В Абакане прошел кастинг на курс актерского мастерства во МХАТ, Абакан сегодня, 3.04.2018
В рамках проекта «РУСАЛ ФестивAL» спектакли Школы-студии МХАТ увидели 1200 красноярцев, Sibnovosti.Ru (Красноярск), 2.04.2018
В Красноярске прошел кастинг в Школу-студию МХАТ, Енисей (Красноярск), 31.03.2018
В Братске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Город (Братск), 29.03.2018
В Иркутске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Областная газета (Иркутск), 28.03.2018
«Русал фестивal #театр» подарил шелеховчанам спектакль «Недомузыки», Шелехов NEWS, 26.03.2018
Игорь Золотовицкий: «МХАТ — это признанный мировой бренд», Мужская работа, 6.03.2018
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, 17.02.2018
Студенты МХАТа приехали в Дивногорск и Овсянку, чтобы прочувствовать жизнь сибиряков, Енисей (Красноярск), 5.02.2018
Студенты школы-студии МХАТ готовят спектакль по произведениям Астафьева, ВГТРК Красноярск, 1.02.2018
«Астафьев потихоньку въезжал в наши головы»: режиссёр Школы-студии МХАТ о поисках вдохновения в сибирский мороз, Культура24, 31.01.2018
Сцены из жизни. Игорь Золотовицкий, 21.01.2018
Лестничные размышления у парадного подъезда Школы-студии МХАТ, Русские в Латвии, 25.12.2017
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
Театральные ВУЗы Москвы: студенты и выпускники, Dorohins magazine, 21.12.2017
Анатолий Смелянский празднует юбилей, Театрал, 13.12.2017
«Мы разбили себе голову в Художественном театре». Интервью с Анатолием Смелянским, Канал Культура, 12.12.2017
Режиссер Виктор Рыжаков о кризисе честности: «Любить как-то не очень у нас получается», Афиша Daily, 29.11.2017
Интервью с деканом факультета сценографии и театральной технологии Ольгой Неволиной, Фейсбук, 22.11.2017
Самоубийство театра в школе-студии МХАТ, MuseCube, 20.11.2017
К юбилею И. Н. Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Кирилл Крок: «Я отвечаю за каждую цифру», Театрал, 15.11.2017
Профессор Школы-студии МХАТ Екатерина Чуковская: «У нас культура всё время вне тренда», Театрал, 5.11.2017
Режиссеры МХАТ поставят пять спектаклей в Нижнем Новгороде, В городе N, 30.10.2017
Устроительница Stanislavsky.lv: «Везем в Ригу Школу-студию МХАТ, один из сильнейших театральных вузов мира», LSM.LV, 9.10.2017
Игорь Золотовицкий: Мракобесы объединяются, а цивилизованные люди – нет, Собеседник, 22.09.2017
Игорь Золотовицкий: Такой государственной системы театров, как у нас, нет нигде в мире, Общественное российское телевидение, 8.09.2017
Международная театральная образовательная программа: 25-летний опыт, Высшее образование в России, 1.08.2017
Марина Дровосекова: «Молодой МХАТ-Сибири» это невероятный опыт для молодых артистов, IrkutskMedia, 21.07.2017
Чудо-спектакль, чудо-актеры, чудо-фестивal, Знамя (Братск), 17.07.2017
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, 17.07.2017
Чудо-чудо-фестиваль!, Life.Ru, 13.07.2017
Гастрольные планы намерены расширить в рамках проекта «Молодой МХАТ–Сибири», IrkutskMedia, 13.07.2017
В Братске впервые состоялся «РУСАЛ ФестивAL Театр», БСТ, 12.07.2017
Знаменитая Школа-студия МХАТ на гастролях в Иркутской области, Вести Иркутск, 11.07.2017
Спектакль о Корнее Чуковском представили в Иркутске студенты школы-студии МХАТ, Байкал ТВ, 10.07.2017
В Братске ажиотаж на театральные билеты, БСТ, 7.07.2017
Фоторепортаж: «ЧудоЧудоЧеловек» в Красноярске, NewsLab, 7.07.2017
Красноярцам показали спектакль о жизни и творчестве Корнея Чуковского, ВГТРК «Красноярск», 6.07.2017
Накануне в театре Пушкина прошел показ сказки Корнея Чуковского в постановке молодых МХАТовцев, ТВ «Енисей», 6.07.2017
Студенты школы-студии МХАТ представят спектакль на сцене театра Пушкина, Центр Красноярск, 6.07.2017
Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий: “Главное – стать личностью!”, Хакассия-информ, 6.07.2017
В Красноярск привезли постановку школы-студии МХАТ по Корнею Чуковскому, Городские новости, 6.07.2017
Гастроли молодых мхатовцев прошли с аншлагом в Хакасии, Юг Сибири, 3.07.2017
В Хакасии молодые МХАТовцы показали, «
чтобы нам было хорошо и прекрасно», ИА «Хакасия», 30.06.2017
Школа-студия МХАТ в Хакасии: пусть в Москву приедут учиться из республики, Хакасия информ, 30.06.2017
Мхатовцы открыли театральное лето в Хакасии, Хакасия, 29.06.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Проект «Молодой МХАТ-Сибири» стартовал с «Горьковского дна» в Хакасии, ИА «Хакассия», 29.06.2017
Абитуриенты штурмуют театральный Олимп, Вечерняя Москва, 27.06.2017
«Вольное Дело» и En+ Group в третий раз организуют гастроли Школы-студии МХАТ в Сибири, ИА «Хакассия», 27.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
В Саяногорске побывал молодой МХАТ. , Юг Сибири, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
В Краснодаре показали спектакль выпускников Школы-студии МХАТ «Горький. Дно. Высоцкий», ТВ «Краснодар», 5.06.2017
«Недомузыки» — квартира размером с мир, дыра внутри размером с Бога, Musecube, 29.05.2017
Премьеру выпускного спектакля «Горький. Дно. Высоцкий» представили в Александринском театре, Телеканал «Санкт-Петербург», 23.05.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
«Старшие брусникинцы» интервьюируют «младших», Сила культуры, 25.04.2017
Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!, Страстной, 10, 18.04.2017
Как театр стал местом новых возможностей для людей с инвалидностью, Сила культура, 5.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Спектакль «До и после» Театр Наций, Мнение, 30.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Московский комсомолец, 18.01.2017
«Два года мне пришлось служить в монастыре», Lenta.Ru, 16.01.2017
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, 28.12.2016
«Осмыслить время — сейчас самое необходимое», Коммерсантъ Lifestyle, 17.12.2016
В Москве отметили 25-летие совместной программы Школы-студии МХАТ и Центра Юджина О`Нила, Ведомости, 15.12.2016
Андрей Воробьев: «У Мастерской Фоменко нет свободного времени», Театрал, 13.12.2016
Виктор Рыжаков: «Театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге», Вечерняя Казань, 29.11.2016
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, 21.11.2016
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, 20.11.2016
Театральный педагог с большой буквы, Вечерняя Москва, 10.11.2016
На улице Чаплыгина открыли мемориальную доску Виктору Монюкову, Новости культуры, 10.11.2016
Игорь Золотовицкий: «Мне есть, у кого учиться, спасибо Олегу Павловичу!», Театральный мир, 2.11.2016
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, 28.10.2016
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, 21.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, 13.10.2016
Леонид Ошарин. Жизнь на два фронта, Театрал, 3.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
«Мастерская Петра Фоменко» научит студентов зарабатывать, Известия, 29.08.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Виктор Рыжаков: «Школа Станиславского умерла вместе с ее величайшим автором», Новые известия, 11.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
Сергей Новосад: Гастроли курса Райкина в Шелехове вдохновили меня учиться на актера, Областная газета, 20.07.2016
Песни о войне и мире от молодого МХАТа, Областная газета, 20.07.2016
Игорь Золотовицкий: «Актер — профессия, от которой надо спасать людей», Известия, 15.07.2016
Гастроли выпускников Школы-студии МХАТ проходят в Сибири, Канал «Культура», 12.07.2016
Виктор Рыжаков: Мы должны расширять рамки представления о театре, РИА VladNews, 2.07.2016
МХТ обогатился Девятой студией, Известия, 27.06.2016
Выпуск актерского курса Рыжакова Школы-студии МХАТ становится Мастерской, РИА Новости, 27.06.2016
Бандерас для небедных, Гудок, 24.06.2016
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, 24.06.2016
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом все труднее находить звезд», Вечерняя Москва, 19.06.2016
Издана долгожданная книга Инны Соловьевой о Первой студии и Втором МХАТ, Анастасия Арефьева, Театрал, 18.06.2016
55-летие отмечает актер, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, Новые Известия, 17.06.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
Наивная эпоха. Платоновскую «Фро» поместили в стилистику советского кино, Аргументы и факты. Воронеж, 12.06.2016
Главный враг классики тот, кто под прикрытием лозунгов о ее «вечности» провоцирует имитационное освоение классических романов, Православие. Ру, 8.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Уроки прошлого от Школы-студии МХАТа для казанцев и не только, Комсомольская правда в Казани, 4.06.2016
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, 28.05.2016
«Балтийские сезоны — 2016»: Студенты МХАТ превратились на сцене в стариков и старух, Комсомольская правда, 20.05.2016
Алексей Розин, актёр, OpPeople, 28.03.2016
Виктор Шилькрот: Стало скучнее, но не только в Перми, Новый компаньон, 15.03.2016
Поезд идентичности, Colta.Ru, 4.03.2016
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, 2.03.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, 19.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе
», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, 2.02.2016
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Биржа (Нижний Новгород), 19.01.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, 27.12.2015
Документальным спектаклем «Несовременный концерт» завершились гастроли школы-студии МХАТ в Нижнем Новгороде, ННТВ, 24.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Выпускники Школы-студии МХАТ представили «12 подвигов Гагарина», Канал Культура, 11.12.2015
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина, РИА «Новости», 7.12.2015
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, 27.11.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра», Театрал, 7.10.2015
Театр «Человек» открыл сезон «Наташиной мечтой» и Димой Биланом, Независимая газета, 30.09.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», TheatreALL, 11.09.2015
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, 4.08.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, 10.07.2015
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, 7.07.2015
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, 6.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, 30.06.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, 29.06.2015
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, 29.06.2015
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, 29.06.2015
Взаимное внедрение, SygMa, 28.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания Аист, Иркутск, 25.06.2015
Актёры Школы-студии МХАТ выступили в Иркутске, ГТРК «Иркутск», 25.06.2015
Старость – это свобода, или «Несовременный концерт» из будущего, ГлаголЪ. Иркутское обозрение, 25.06.2015
В Мичуринск с большими гастролями приехал «Наш городок», Мичуринская правда, 23.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
«Профессия режиссера вторична», Colta.Ru, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
В Сибири пройдет гастрольный тур Школы-студии МХАТ им. Чехова, Энергоньюс, 10.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Рома». Друзья написали книгу о режиссере Романе Козаке, Вечерняя Москва, 10.06.2015
Воронежцам показали попурри из Платонова, Российская газета, 9.06.2015
«Правила поступления», OpPeople, 9.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Алла Сигалова рассказывает о книге «Рома», Канал Культура, 8.06.2015
С литературного на театральный. Как студенты МХАТ показали мир Платонова языком драмы, РИА Воронеж, 5.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву, Подмосковье, 25.05.2015
Другое Волоколамское шоссе
, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, 21.05.2015
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, 20.05.2015
В Краснодаре прослушали желающих поступить в Школу-студию МХАТ, МК Краснодар, 20.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
Из более ста претендентов отбор в Школу-студию МХАТ прошли четыре кубанца, Кубань Инфо, 17.05.2015
Темперамент и обаяние демонстрировали будущие актеры, Россия Кубань, 17.05.2015
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, 14.05.2015
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, 14.05.2015
В Краснодаре прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Кубань 24, 14.05.2015
Академик Гринберг: «У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии», Банкир. Ру, 29.04.2015
Виктор Рыжаков: Надо сторожить в себе человека, или В бой идут одни старики
, Культурная эволюция, 25.04.2015
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, 15.04.2015
"Уж какая тут свобода
, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, 25.02.2015
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, 22.02.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Алла Сигалова: Зачем конфликтовать? У нас жизнь такая короткая!, Вечерний Петербург, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, 27.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, 22.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, 15.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015