РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| эта дорога ведет к театру? |

Эта дорога ведет к театру?

Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
На днях в МХТ имени Чехова прошла традиционная церемония вручения дипломов выпускникам Школы-студии МХАТ этого года – актерам, сценографам, продюсерам. Но главная новость, которая стала известна в этот день, состояла в том, что курс Дмитрия Брусникина получил счастливую возможность продолжить свою жизнь, извините за выражение, в искусстве – теперь в стенах театра-студии «Человек». Об этом объявил руководитель столичного Департамента культуры Александр Кибовский, который тут же вручил Брусникину документы, свидетельствующие о его назначении заместителем художественного руководителя Московского драматического театра «Человек». А выпускники «Мастерской Дмитрия Брусникина» в полном составе становятся теперь резидентами театра-студии.

Кибовский прочел письмо основателя и руководителя «Человека» Людмилы Рошкован, одновременно очень трогательное и серьезное: «Ситуация, которая сейчас сложилась вокруг „Мастерской Дмитрия Брусникина“, меня как творческого человека очень беспокоит по нескольким причинам. С Дмитрием мы много лет дружим. Когда под моим руководством театр-студия „Человек“ создавался, то и Роман Козак, и Игорь Золотовицкий, и Дмитрий Брусникин, которые позже стали ведущими педагогами Школы-студии МХАТ, активно помогали в формулировании нашей общей идеи. С тех пор театр-студия „Человек“ стала популярной московской площадкой, нацеленной на эксперимент в театре. Свидетели эволюции нашего театра в один голос говорят, что это целая театральная эпоха. И на этой площадке мы показывали спектакли по современной драматургии, экспериментировали, и всем хватало места для творчества. „Мастерская Дмитрия Брусникина“ совершила любопытный прорыв в системе российского актерского образования, который будет оценен по достоинству только в будущем. Но уже сейчас мы можем помочь цельному, хорошо организованному курсу продолжить свою эстетическую линию. Попытка увязать традиционное актерское образование Школы-студии МХАТ с новейшими тенденциями мировой сцены (документальный театр, синтетический театр, современная пластика, новая музыка и пр.) привело к созданию поколения артистов новой формации, существующих в одной эстетической парадигме. Как художественный руководитель театра-студии „Человек“, заручившись поддержкой директора театра, я приняла решение пригласить мастерскую в свой театр. Предлагаю Дмитрию Владимировичу должность моего заместителя. Мы обращаемся к Департаменту культуры города Москвы разрешить „Мастерской Дмитрия Брусникина“ полноценно работать внутри нашего театра. Тем самым экспериментальная линия театра-студии „Человек“ будет изящно продолжена, закольцована».

Кибовский оценил в этой истории корпоративность среды, сказал, что «это – великолепный пример, когда сама театральная среда – корпоративное сообщество людей, работающих в театре и любящих его, – преодолевает самые большие и неразрешимые проблемы», а заместитель мэра Москвы Леонид Печатников выразил надежду, что «выпускники вместе с Брусникиным повторят не полностью, но в лучших традициях путь любимовской Таганки. И „Человек“ станет таким же любимым и знаковым театром для города Москвы».

Слова о преодолении больших и неразрешимых проблем, я думаю, изящно и округло напоминают о том, что первоначально, несколько месяцев назад, курсу Брусникина уже подобрали площадку Театра Романа Виктюка, это один из знаменитых мельниковских рабочих дворцов культуры на Стромынке. Конечно, место, больше подходящее для самых разнообразных экспериментальных спектаклей, чем крошечный подвал «Человека» в Скатертном переулке. Но с Виктюком не сложилось. Договоренность с мастером была, разумеется, курс Брусникина не упал ему как снег на голову, но потом (брусникинские ученики не успели даже войти в здание) из театра за подписью Романа Григорьевича пошли письма в самые разные инстанции, где говорилось о том, в частности, что для Виктюка принять в своих стенах такие спектакли невозможно, мол, в «Конармии» со сцены звучит мат и – что самое ужасное – в какой-то момент актеры выходят на сцену голыми. Я «Конармию» видел, мата там никакого не было. Виктюка кто-то ввел в заблуждение. Но с таким бэкграундом стало понятно, что творческое сотрудничество становится сомнительным.

Подвал в Скатертном переулке – место тоже знаковое. Театральные зрители со стажем, конечно, помнят, как здесь играли Козак и Феклистов «Эмигрантов» Мрожека, еще один знаменитый спектакль тех лет – «Елка у Ивановых», позже гостеприимством и широтой эстетических взглядов Людмилы Рошкован пользовался Сергей Женовач и его актеры. В общем, впору говорить о редкой в театральной среде традиции, за что, конечно, земной поклон Рошкован.

Дальше, правда, встанет вопрос о том, в какой форме проявит себя эта резидентура. Само понятие, надо сказать, введено в наш театр совсем недавно, когда Кирилл Серебренников, возглавив Гоголь-центр, одновременно пригласил в театр сразу три коллектива – свою «Седьмую студию», хореографическую компанию «Диалог Данс» и SaunDram Владимира Панкова. Но в итоге пришлось от этой замечательной идеи отказаться, поскольку в наших условиях никак, я понял, официально этот статус оформить нельзя. Можно сдавать сцену в аренду, например, но театральная резидентура предполагает какие-то иные формы мирного сосуществования. Можно вспомнить, как тогдашний директор МХАТ СССР нашел возможность принять на работу актеров будущего «Современника» – он их принял по договору как бригаду шабашников.

У «Мастерской Дмитрия Брусникина» уже целый репертуар, причем некоторые спектакли уже приписаны к тем или другим площадкам. Наверное, там они и останутся, а вот новые будут уже выпускать в подвале «Человека». Совершенно очевидно, что свежая кровь может взбодрить жизнь и самого театра-студии – тут, вполне в традициях К. С. Станиславского, новую жизнь начинают с новой студией.

Что еще? Председателем Государственной экзаменационной комиссии в Школе-студии МХАТ был в этом году Валерий Фокин, он, напутствуя брусникинцев, сказал: «Это важно, когда курс не распадается. Это редко случается. Это никогда не происходит формально. Но важно, чтобы не наступило головокружение от успеха. Планка всегда уходит от нас, даже тогда, когда нам кажется, что вы ее достигли».
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015