РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| воронежцам показали попурри из платонова |

Воронежцам показали попурри из Платонова

Российская газета, 9.06.2015
Татьяна Ткачева

В постановке «Платонов. Встреча первая» заняты ученики известного театрального педагога Виктора Рыжакова (режиссер Савва Чеботарь). Год назад, напомним, со «сборной солянкой» на фестиваль приезжал курс Сергея Женовача из РАТИ-ГИТИСа. Любопытно, что за Платонова, которого побаиваются стационарные труппы («корявый» язык, парадоксальные метафоры, скупая фабула), берутся студенческие театры. Они, пожалуй, обречены на огрехи и некоторую поверхностность, зато более свободны от штампов, пафоса и трепета перед величием автора — всего того, что способно утяжелять и стопорить перевод платоновских текстов в сценическое действие. Многих платоновских героев, новых людей в новую эпоху, надо играть только в юности: мудрость и ветхость человека еще можно имитировать, пусть пародийно, а чистоту и наивность — уже вряд ли. Портрет, как у Уайльда, выдаст.

Перед показом Рыжаков вышел к зрителям — предупредить, из какого сора вырос спектакль:

 — Эта история с Платоновым началась два года назад и почему-то продолжается. Разбираем его рассказы, на них учимся. У нас с ребятами много противоречий, споров о том, как мы понимаем Платонова и сегодняшний мир. Он вообще великий провокатор. Не все получается. Если вам что-то не понравится, знайте, что у нас не было цели кого-то оскорбить. Мы искренне ищем свой путь. Спектакль создавался специально для Камерного театра, для его нового выстраданного пространства. Надеемся внести сюда свою творческую молекулу…

Оскорбиться никому не пришлось (хотя в Воронеже это любят). Электрическая энергия актеров, «заряженных» до дрожи, публику пробила первым же разрядом, зарисовкой по рассказу «Песчаная учительница». Энергии было местами с избытком — жизнь с шумом выплескивалась из ребят и там, где следовало ожидать приглушенной сосредоточенности.

Это была игра в чистом виде, упоение игрой в маленьком квадрате сцены с пахучей деревянной щепой на полу — то зыбучим песком пустыни, то землей родного двора. «Вещественная партитура спектакля» (определение самих студентов) выглядела лаконичной и точной. Фанерный чемодан и клеенчатая карта Союза, «бабушкин» крепдешин и пуховый платок — реквизит проделал с хрупкими городскими, для XXI века скроенными ребятами то же, что делает оттенок сепия с цветной фотографией. Вдобавок у них оказались очень необычные — по-хорошему незамутненные — лица.
читайте также

Фото: Мария Григорян/РГ Английское чаепитие в Воронеже закончилось битьем посуды

Спектакль построен, как мозаика. Этюды по кусочкам разных текстов часто обрываются на самом интересном месте (и в этом есть своя правда), актеры словно спешат выложить все, чему успели научиться за три года в студии — тут вам и пантомима, и танец, и пение, и подражание разным говорам. Пока двое-трое работают, остальные сидят по периметру, замерев и раскрыв рот. Живо реагируют, хмурятся и фыркают. В основном смеялся, конечно, зал — и не всегда кстати, выдавая то ли нечуткость, то ли незнание платоновских сюжетов.

Извечную проблему с языком решали по-всякому: в одних сценах авторский текст произносится скороговоркой, в других нарочито повторяется по многу раз, а где-то и вовсе бормочется «беззубым» ртом. Платонов становится близким, домашним, забавным.

«Встреча первая» вышла обаятельной, легкой и… пунктирной. Ребята еще на подступах к Платонову, но на подступах с правильной стороны. Просто им недостает — в силу незрелости чисто человеческой, нехватки опыта — понимания смертности, что ли. Им ее «не из чего» играть. Никита Фирсов, опустошенный войной, не умеет подступиться к молодой жене и бренчит на балалайке, та пляшет. Выглядит ярко, смешно — но «Река Потудань» с трудом выносит комическую интонацию. Назар Чагатаев гудит на варгане, «говорящий верблюд» ползет рядом, свесив язык на сторону, — красивая находка, но в этом ли повесть «Джан»?
читайте также

Фото: Мария Григорян/РГ В Воронеже нашли врагов народа

Закрывает спектакль как раз размышление о смерти. «Третий сын», с его идеей непрерывности жизни, ее продолжения в потомках, решен в стиле и духе лубка. Это тоже ярко, забавно и трогательно. Даже в чем-то очень по-платоновски. Старуха засыпает последним сном, стягивает мохнатый платок и в девчачьем халатике и косыночке упархивает за кулисы, озорно помахав зрителю. Старик ее томится, сыны посильно горюют — и вот уже вся семья обновилась, опять хлебает щи за столом и строится на «общее фото» вся, с живыми и ушедшими. Всеми, без кого «народ неполный». Образ тоже платоновский, но сердце от него защемить не успевает.

Впрочем, артисты 1990-х годов рождения вправе иметь своего Платонова. А «Встреча первая» должна иметь продолжение. 
Прямая речь

Виктор Рыжаков, режиссер, педагог, руководитель мастерской в школе-студии МХАТ при МХТ имени А. Чехова:

 — История Андрея Платонова уже много-много лет сопровождает меня, и может быть, только сейчас нам удается ее реализовать. Это колоссальная эпопея, связанная с его увлечением идеей всемирного счастья, добра и мира и последующими разочарованием и обреченностью. Но при этом он не теряет веру в человека и понимает, что человек является единственной ценностью в этом мире. И все можно в нем разглядеть, но как только он начинает собираться в большие сообщества и в них появляется своя идеология, то мир становится тусклее. Как разглядеть в этом мире самого себя? Или — как выжить в этом мире? — это как раз Платоновская очень мощная история! Его Человеколюбие. Это такой наш Фолкнер, совсем инопланетянин. Если бы мне довелось встретиться с Платоновым, я бы с ним просто помолчал и никогда не решился задать ему все эти вопросы. Мне кажется, в этом и интерес диалога с человеком, когда ты можешь проживать с ним жизнь и отвечать на все вопросы сам. Мне важно быть с ним, разделять то пространство, которое он очерчивает. Наверное, это важнее, чем просто вопросы задавать.
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015