РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| театр должен анализировать ситуацию вокруг |

Театр должен анализировать ситуацию вокруг

Аргументы недели, 21.05.2015
Режиссёр и руководитель курса Школы-студии МХАТ рассказал нам, что интересно публике, пережившей «сытые нулевые», и как работа на разных площадках помогает искать современный театральный язык.
 — Ваш спектакль «Это тоже я» создан в модном формате «реалити»: глядя в объектив камеры, герои рассуждают о любви, деньгах и Путине. А по вашему мнению, понятие «мода» вообще совместимо с театром?
–Театр должен быть скорее не модным, а современным. Принято считать, что живой театральный организм живёт десять лет. А потом то, на чём он был построен, становится консервативным.
– А что нужно публике сегодня?
– Если говорить о времени нулевых, то это было сытое десятилетие. У людей появилась возможность покупать красивые вещи, путешествовать по миру. И театр требовался исключительно развлекательный – несерьёзный и неглубокий. Но наступили другие времена: сегодня интересен театр, который анализирует ситуацию. И для этого нужно видеть и знать, что происходит вокруг.
– Поэтому сегодня востребовано такое театральное направление, как вербатим? В постановке «Это тоже я» использованы реальные монологи и диалоги, услышанные в повседневной жизни?
– Да, наши актёры отправлялись с диктофонами или камерами на улицу. Такая техника – вербатим – это в первую очередь изучение человека. Мои студенты находили людей, задавали им вопросы. Собрав материал, обрабатывали его и выбирали то, что для них казалось наиболее важным. Обращали внимание на специфику жестов, если прохожий позволял снимать себя на видео. Именно из таких наблюдений и состоит наш спектакль. Если не пытаться рассмотреть личность, можно легко попасть в театральный штамп. Показать, например, среднестатистического бомжа. Но доверия такому герою у публики не будет.
Конечно, важно, что происходит на сцене. Но гораздо важнее, что происходит в зале. Театр случается, когда происходит взаимодействие. А если между сценой и залом возникают стена, недоверие – театра нет.
– Вас можно назвать демократичным руководителем?
–Думаю, да.Ведь я ученик Олега Николаевича Ефремова, который создавал «Современник» на принципах нового демократичного театра. Актёры для меня – ни в коем случае не марионетки.
– А не боитесь, что дружеские отношения могут перейти в панибратство?
– Сохранить эту грань тяжело, но возможно. Всё же театр – дело коллективное и живое. Театр должен быть построен на любви. А если что-то построено на глубоком чувстве, это предполагает доверительные отношения. И исключает тоталитарность.
– Вы стали преподавать после окончания мастерской Олега Ефремова. Это стало для вас важным шагом в карьерной лестнице. А сегодня вы предлагаете такие возможности своим студентам?
– Как правило, в нашей мастерской преподают те, кто в ней вырос. Только недавно мы стали привлекать людей со стороны. Сначала будущие преподаватели становятся ассистентами, потом – педагогами. Этот путь прошли все, в том числе и я. Такой «лифт» мы предлагаем всем нашим ученикам. Но остаются те, кому это нравится, кто чувствует интерес к преподаванию и, конечно, у кого есть дар.
– По какой причине можете отчислить с курса?
– С учеником мы можем просто не сойтись. Ведь необходимо, чтобы возник обоюдный контакт. Это как сообщающиеся сосуды. Но это не значит, что у отчисленных актёров не получится добиться успеха. Часто эти люди находят себя в другом месте, на другой сцене.
– Когда ваши ученики играют на сцене, вы наблюдаете за ними из-за кулис?
–Скорее не наблюдаю, а слушаю. У меня такой метод. Я на слух определяю, как идёт спектакль, как он живёт.
– Вы не ощущаете дискомфорта, играя на чужих сценах?
– Нет, абсолютно. Мы работаем на разных площадках: Учебный театр МХАТ, «Театр.doc», «Практика», «Боярские палаты». Может быть, это и есть наш стиль? Мы выходим из «коробки» и ищем новые пространства. А вместе с этим и новый современный театральный язык. Возможно, родные стены и нужны, но сейчас у нас время поиска.
Например, не так давно мы приезжали в Санкт-Петербург и играли в ночном клубе «Детка». Вроде бы что это за площадка такая – ночной клуб?! Да ещё и с названием «Детка»! Но всё прошло замечательно! Мы открыли для себя совершенно новое пространство. Это помогло и самому спектаклю – он вырос и стал качественно лучше.
Так, выступаем мы в абсолютно разных местах, но репетируем пока в одном – Учебном театре МХАТ. А что будет дальше? Жизнь покажет.
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015