РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| между прошлым и будущим |

Между прошлым и будущим

Литературная Россия, 22.05.2015
Спектакль мастерской Дмитрия Брусникина Школы-студии МХАТ «Переворот» по текстам Дмитрия Пригова (1940–2007) идёт на сцене экспериментального театра «Практика» и сам по себе является экспериментальным. Мастерская Д. Брусникина, известная успешными инсценировками литературных текстов, положила в основу спектакля не только стихи признанного поэта-концептуалиста, но и его не столь широко известные короткие пьесы (скорее радиопьесы): «Я играю на гармошке» (опубликована в Париже на заре перестройки – в 1985 году) и «Переворот» (вышла в 2006 году в журнале «Октябрь»).
10
Спектакль скомпонован таким образом, что сначала звучат наиболее популярные стихи поэта, а уже затем играются драматические миниатюры.
Все исполнители – студентки и студенты Школы-студии – одеты, как в униформу, в скромные рубашечки и брюки моды восьмидесятых годов (художник по костюмам Катя Щеглова), когда и были написаны основные произведения писателя.
В дебюте парень и девушка, оба в очках, долго молчат, как будто волнуются, привыкают к аудитории, наивно улыбаются, потом с тем же наивным видом начинают декламировать короткие стихотворения, наполненные сарказмом, смешанным с самоиронией.
По мере чтения стихов в действие включается небольшой оркестр, и едва ли не лучшее стихотворение А. Пригова («Вот я курицу пожарю…») звучит уже как эстрадная песня, что, к сожалению, скорее мешает горькому и остроумному звучанию этой жемчужины творчества поэта.
Пожалуй, стихи и циклы стихов – лучшее из наследия писателя. Тем не менее, интересно было увидеть интерпретацию его драматургического творчества. Пьеса «Я играю на гармошке» (с подзаголовком «пьеса с пением и поруганием зала») близка по эстетике и к пьесам обэриутов Д. Хармса и А. Введенского, и к театру абсурда (особенно к пьесам Петера Хандке), и к «чёрным пьесам» некоторых молодых английских драматургов конца двадцатого столетия. Она, вероятно, предвосхитила произведения постсоветской «Новой драмы» (драматургов школы Николая Коляды, а также таких авторов, как Павел Пряжко или Иван Вырыпаев, который нынче как раз и возглавляет театр «Практика»).
В этом представлении три гопника Вася, Коля и Петя стоят на сцене и издеваются над зрителями, особенно над теми, в ком они подозревают интеллигентность. Они покушаются на надругательство над женщинами, и одна из них, старушка, умирает. Потом оказывается, что всё это шутка. Завершается всё коллективным пением песенки из мультфильма про Чебурашку.
Молодые актёры, особенно исполнитель главной роли Васи, адекватно изображают примитивных персонажей. Правильным представляется и то, что известная песенка на протяжении всего выступления троицы гопников звучит отчаянно фальшиво. Лишь в конце, когда Васе удаётся организовать пение всей труппы вместе со зрительным залом, оркестр начинает играть правильную мелодию. 
Тем не менее, коротенькая пьеса кажется несколько растянутой. Причина, вероятно, в том, что А. Пригов, не будучи по преимуществу драматургом, не насытил эту пьесу драмой. Если вспомнить скетчи А. Чехова и других известных драматургов, можно заметить, что даже несимпатичные герои там наполнены внутренним драматизмом.
С другой стороны, пьеса «Переворот» (давшая название всему студенческому спектаклю), где персонажи и вовсе абстрактные – два репродуктора, всё же обладает глубинным напряжением, и немногочисленные повторяющиеся лозунги и восклицания передают взрывоопасную энергию толпы.
В целом этот довольно непростой проект, осуществлённый режиссёром Юрием Муравицким, вероятно, послужит для будущих актёров хорошим испытанием, одним из тех, которые подготовят их к постижению усложнённого языка современного театра.
Ильдар САФУАНОВ
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015