РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур? |

Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?

The Question, 14.05.2015
Евгений Каменькович
набирает курс в ГИТИСе

Художника, именно художника, а не исполнителя, видно сразу. Потом пытаешься понять, заскочил ли человек на огонек или для него это принципиально важно. Нечасто, особенно среди девчонок, поступают с первого раза. Обычно для человека это вторая, третья или бог знает какая попытка. Это всё тоже сразу видно.

По буквально одной фразе понимаю, готов человек или нет. Как правило, те, у кого одна басенка, один стишок и моноложик — это что-то несерьезное. Если для абитуриента это действительно важно, у него гигантская программа для поступления. Мы уделяем большое внимание, если у абитуриента есть что-то, написанное им самим. Неважно, что — проза, стихи или даже рисунки.

Про репертуар: особое внимание обращаешь на тех студентов, у кого нелетучий репертуар. Все абитуриенты знают, что существуют лидеры абитуриентского списка. Это, например, басни Крылова. Когда ты слышишь её в 500-й раз, ты не способен это слушать, потому что у тебя срабатывает блок в мозгу и тебе просто плохо. Басен не так много, да ещё и мало кто тщательно ищет, обычно ограничиваются Крыловым или Михалковым. И ещё многие пытаются басней насмешить — не надо. И не надо начинать с басни, оставьте её на потом.

От «Письма Татьяны» — нет, мне не становится дурно. Во-первых, его не очень-то часто берут, во-вторых, оно крайне выгодно в том плане, что обычно у барышень уже есть переживания и они вкладывают что-то своё в выступление. «Письмо» у меня не вызывает блока в мозгу. Тут надо сказать спасибо интернету, потому что благодаря ему люди находят удивительные и редкие вещи. С каждым годом абитуриентский уровень всё возрастает. Раньше было очень много случайных людей, а с каждым годом случайных людей всё меньше, отсеивать становится всё труднее и труднее. Сейчас люди очень серьезно готовятся, и ещё смотрят очень хорошие фильмы, смотрит сериалы выдающиеся — как «Карточный домик» с Кевином Спэйси.

Когда вопросом с репертуаром решен, обращаешь внимание на дополнительные показатели. Всегда приветствуешь людей с музыкальной школой или с хореографической подготовкой. Мы очень любим цирковых, это, как правило, люди, которые знают, что такое труд. Правда, они редко к нам приходят.

Очень большой процент поступающих — это «Просвещенные барышни». Так я их называю. Они ужасно начитанные, но скорее похожи просто на красивых библиотекарш. Они делают всё очень умно, но вряд ли станут актрисами.Самое сложное — высчитать харизму, энергозаражаемость. Олег Павлович Табаков в этом отношении гений: у него наибольшее количество 100% попаданий. 

Пока человек выступает, ищешь в нем странности. Мы даже пробовали брать людей полусумасшедших, но это немножко пагубный путь: они, как правило, не доучивались. У нас было несколько таких опытов. И каждый раз мы понимали всё и психологи нас предупреждали, но больно интересные они были. Сумасшедший же всегда интереснее нормального человека.

Важно, как человек говорит. Почти всё понимаешь по первой фразе. Если он не выговаривает 12 букв или у него чудовищный говор, это сразу нет. А бывает, чувствуешь, что человек интересный, но не раскрывается; таким даешь дополнительные упражнения. 

Мы стараемся набирать разновозрастную команду. Никаких возрастных порогов нет, если гений — его возьмут и в 35.

В этом году мне пока что больше всего запал один монгол. Приехал из Монголии, а там, по-моему, всего один театр, который вроде выпускники ГИТИСа и организовали. Монголу уже 27 лет, жена, двое детей. Я говорю: «Как же ваша семья?». А он: «У меня жена — актриса, она готова ждать». Такой декабрист наоборот. Я не был расположен его куда-то пускать, но он рассказал такую замечательную фольклорную монгольскую историю. Мы вообще счастливы, когда у нас читают на всех языках. И я, кажется, никогда не видел у человека такого желания, такой необходимости учиться у нас. И когда я сказал: «Хорошо, вы проходите», он плакал от счастья.

К сожалению, я вынужден ещё слушать всех позвоночников. Позвоночники — это те, кто по звонку. «А можно мой близкий придет?», «А я в сериале снимался уже, можно придти?». Они считают, что вправе звонить мне перед прослушиванием. Я их принимаю отдельно. Я их не очень люблю, расстрелял бы всех и убил. Среди них иногда бывают нормальные люди, но в этом годы все позвоночники нехорошие. Моя совесть чиста: я их всех зарубил. 

И всё-таки удивительно, что каждый раз так много народу. Я каждый год думаю: «Наверное, людям уже надоело идти в эту актерскую нищету». Но каждый раз толпы. Финансирование кино сокращается. Финансирование театра сокращается. А они всё идут и идут.
9
19 ч
Димитрий Брусникин
набирает курс в Школе-Студии МХАТ

На первом прослушивании я достаточно лоялен — даже если возникает хоть минимальный интерес, я пропускаю в следующий тур. Из десятки пропускаю человека 3-4, и это большой процент. Заинтересованность должна быть взаимная, искра должна быть. Откуда берется искра, не объяснить. Это что-то про глаза, про поведение, про облик. Это очень загадочно. Какой у человека материал приготовлен, мне не важно. Главное, чтобы он выступал осмысленно. Интерес у меня может вызвать и тот, кто приходит в восьмой раз, и тот, кто случайно зашел. Вот человек может зайти совершенно случайно, и это перевернет и его, и мою жизнь. Никакие внешние данные меня не смущают. То есть если человек красивый внешне, это уже немало, и мне уже интересно. Но часто бывало так, что я покупался на внешние данные, а внутри потом ничего не оказывалось.
4
19 ч
Юрий Соломин
набирает курс в Высшем театральном училище имени Щепкина

Для меня на первой встрече важно просто поговорить с человеком. Это важнее, чем материал, который он приготовил. Я каждый год очень переживаю за всех ребят. Я сам приехал издалека, из Читы, когда мне было 18 лет. И никого у меня не было здесь. Вот и 50% поступающих из провинции. Это первое в их жизни испытание. Я себя сразу ставлю на их место. Я говорю с ними и пропускаю тех, кто показывают себя мыслящим. 

Спрашиваю, откуда он, что он, почему, какие любит фильмы, какие передачи — и отечественные, и зарубежные. В последнее время я стал сомневаться в образовании абитуриентов. Мне думается, что ЕГЭ нанесло большой вред нашей профессии, потому что литература исчезла. Это не серьезное отношение к великому и могучему русскому языку. Гуманитарные предметы человеку ещё никогда не вредили, у человека должен быть кругозор.

Сейчас молодежь, которая поступает, объявляет: «Я буду читать Пушкина А. С.». Тогда я спрашиваю: «Что такое А. С. ? Как зовут Пушкина, ты знаешь?». И начинаются долгие раздумья. Или если спросить человека, каких еще Толстых он знает, кроме Льва Толстого, начинаются раздумья. Как русский человек может не знать, что Толстых было три? Это наводит на размышления. 

Меня отталкивает, когда я вижу, что человек нагловатый, хамоватый. И бывает, ещё приходят в 30 лет поступать. У меня сразу сомнения начинаются: а где ты раньше был, что ты делал? Мы же принимаем с 17 лет. И тогда я, как следователь, задаю много вопросов, чтобы понять, почему раньше человек не приходил. Иногда достаточно того, что человек стоит и не может ответить. Идет пауза, я её выдерживаю. И в его глазах появляются слезы, он не может ответить на мой вопрос. И я понимаю, что, наверное, что-то в семье, и я не пытаю этого человека. Говорю — «ладно» и отправляю на следующий тур, а там дальше разберемся.

Если кто-то начнет читать стихи по-английски, я его отправлю в Лондон: там есть отличные английские театры. А если вы собираетесь работать в русском театре, то будьте любезны, говорите по-русски. И так, чтобы было понятно. Потому что сегодня даже у половины способных ребят речь надо исправлять. Речь быстрая и бессвязная.
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015