РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| бесы-брусникинцы в «боярских палатах» |

Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах»

МИР, 15.04.2015
«МИР 24» побывал на спектакле по классическому роману Достоевского, чтобы выяснить, можно ли адаптировать «Бесов» к современным реалиям.

Первое, что нужно знать о спектакль «Бесы» в «Боярских палатах», — это то, что его поставили студенты школы-студии МХАТ с курса Дмитрия Брусникина. И возраст постановщиков, как и студенческий статус, не должны смущать: «брусникинцы» для театралов — уже настоящие звезды. Сравнить их можно, пожалуй, разве что с учениками Олега Кудряшова в ГИТИСе или с воспитанниками «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова, которые играют в «Гоголь-центре».

А потому «Бесы» — это не учебный студенческий спектакль, а состоявшееся взрослое произведение. Просто оно, как и сами актеры, еще очень молодое (хотя «брусникинцы» уже вовсю играют в «Практике» и Центре Мейерхольда). И эта молодость дает смелость эксперимента, поиск новых форм – и предлагает стать не только зрителями, но и соучастниками действа.

Что спектакль не совсем академический, понимаешь еще на входе в «Боярские палаты»: здесь вас встречают не тетеньки с программками, широкая мраморная лестница и ковры, а невысокие своды плохо освященных комнат и стены из красного необработанного кирпича. Когда вы самостоятельно найдете свободную вешалку и разденетесь, вас пригласят в полутемный зал.

Здесь, в условном «вступлении» (не только в композиционном, но и пространственном смысле: его играют в другом, «предваряющем» зале), вы попадаете на собрание революционеров. Между зрителями снуют утописты и анархисты, обсуждая насущные вопросы изменения миропорядка, кто-то просит рюмку коньяку. И это настолько легкое и непринужденное действие, что кажется то ли импровизацией, то ли и не игрой вовсе, а просто какой-то театральной шуткой.

И только потом вас приглашают дальше, где начинается то, что больше похоже на традиционный спектакль с разделением на сцену и зал.

«Бесов» сразу хочется сравнить с другим спектаклем молодых и талантливых — «Отморозками» по роману «Санькя» Захара Прилепина в «Гоголь-центре». Но если в театре Серебренникова особый упор делают на актуальность и социальную критику, то «Бесы» скорее не об этом, и параллели с настоящим временем проводятся плохо. Они ближе к другой постановке — «Мальчикам» Сергея Женовача по «Братьям Карамазовым». Первое сходство обнаруживается в подходе к литературной основе: «Бесы» – роман сложный и длинный, а потому на сцену можно перенести лишь несколько глав, хотя канва в целом сохранена. Второе сходство, собственно, в самом названии: «Бесы» учеников Брусникина – это те же мальчики, они в спектакле главные (хотя в нем есть и несколько женских ролей, но они скорее оттеняют действие). И в игре молодых актеров – прежде всего Петра Скворцова (Кириллов), Василия Михайлова (Ставрогин) и Михаила Плутахина (Шатов), у которых самые большие роли, – суть спектакля. Когда смотришь, как эти молодые красивые лица горят азартом игры, понимаешь, что так же они могли бы гореть и революционными идеями.

Особое ощущение создает и удивительно органичное «Бесам» пространство «Боярских палат»: спектакль вписан в их низкие темные своды, пустые гулкие пространства, которые ухают и отзываются эхом – это неуютная и страшная революционная Россия, где каждый может оказаться предателем, в закоулках которой творятся самые страшные вещи. Это ощущение – а несколько раз во время спектакля становится действительно не по себе — подкрепляет и световое решение: сцену освещают только фонарики, тусклые лампочки и свечечки.

Когда в конце спектакля выходишь из этих стен – по застеленному черным целлофаном туннелю, создающему ассоциации то ли с моргом, то ли с такой осовремененной преисподней, – ощущение, что выплыл из омута.

Но сам спектакль, который хочется сравнить с хэппенингом, почему-то оставляет не только ощущение безысходности, но и легкости и красоты: эти бесы ближе к врубелевскому демону, они кажутся скорее жертвами и вызывают восхищение, за ними хочется следовать – в этом, наверное, и есть их бесовской соблазн.

Катя Загвоздкина
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015