"Уж какая тут свобода
Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
«Переворот». По пьесам Дмитрия Пригова.Театр «Практика».
Режиссер Юрий Муравицкий, художник Катя Щеглова.
Спектакль «Переворот» — это сценическая композиция, сконструированная из двух небольших пьес Дмитрия Пригова и стихов, озвученная музыкой группы «Постанова», состоящей из студентов выпускного курса Дмитрия Брусникина в школе-студии МХАТ.
Пьеса «Я играю на гармошке…» — о гопниках, правящих бал, и пугливом смирении масс; «Переворот» — о стихии бунта, неизбежно разрушающего человеческую «отдельность», о революции, из которой вымывается смысл. Все в целом складывается в историю о невыносимости и паскудности настоящего и о тоскливом предчувствии будущего. Этот спектакль — о том, нашем, мире, который лишен контрастности: нет ни черного, ни белого, есть какой-то бурый и серый.
Ироничные, парадоксальные стихи Пригова, соединяющие два сюжета, добавляют еще одно измерение — со стихами в спектакле появляется отстраненный взгляд, дистанция по отношению к моделируемому на сцене миру. Стихи вводят и еще одну тему — тему интимного существования человека; тему повседневного коммуницирования с агрессивным, недружественным бытом. Если пьесы диктуют стилистику фарса (в случае «Я играю на гармошке…») и фантасмагории («Переворот»), то стихи вносят ноту лирическую и делают главным действующим лицом поэта, самого Пригова.
На маленькой сцене «Практики» нет декораций, только микрофонные стойки и ударная установка, задник с минималистичной видеопроекцией. Пьесы Пригова не столько играют, сколько пропевают и интонируют чуть больше десяти человек: совсем молодые девушки и юноши в очках, с нарочито аккуратненькими прическами, в мешковатых костюмных брюках, в клетчатых рубашечках, застегнутых до последней пуговки, так что тонкие шеи смешно торчат над отглаженными воротничками. «Переворот» можно назвать концертом, но здесь — это определение театрального жанра; сама структура и музыкальный сюжет, существующий контрапунктом сюжету вербальному, создают именно театральную развивающуюся драматургию.
Прелюдия: девушка и парень, прилизанные, «упакованные», улыбаются чуть глуповато, чуть застенчиво, и в то же время торжественно — как будто бы это самодеятельный концерт в каком-нибудь «оттепельном» НИИ. Самый емкий знак — акустическая гитара; парень бренчит что-то простенькое — ироничные, с горчинкой стихи Пригова положены на бардовский, приторно-романтический аккомпанемент. Почти до самого финала первой пьесы музыка, скупые мизансцены, интонации и «масляные» лица исполнителей с вкрадчивыми голосами будут зловещим диссонансом оттенять историю о разгулявшемся «хаме», условном Васе, его блеклых дружках и ничем, кроме статусной безнаказанности, не отличающихся от них милиционеров. Сконцентрированную зарисовку оскотинившегося народа Пригов подсветил театральной формой — его «хам» обнаруживает себя на сцене; молчаливые сограждане, оказавшиеся в зале, смотрят на него снизу вверх, и склизкое ничтожество раздувается до премьера, наслаждающегося своим бенефисом.
Спектакль Юрия Муравицкого эту театральную природу пьесы уловил и поддержал формальным решением: актеры работают фронтально, почти не отходя от микрофонов. Музыка блуждает в джазовых и блюзовых импровизациях, так, кажется, не подходящих для истории о мелком, распустившемся бандите, терроризирующем интеллигентов и насилующем женщин. Это столкновение рождает парадокс: лишенное бытовизма, эстетизированное повествование не дает зрителю выстроить с историей привычный диалог, защититься сочувствием к хорошим героям и осуждением плохих. Безжалостным образом спектакль лишает персонажей социальных характеристик, внешней узнаваемости, сосредоточившись на самом общественном механизме, рождающем добровольное смирение с мерзостью, брезгливое непротивление.
Именно эта «концертная» упаковка, эта блестящая обертка делает содержание по-настоящему мучительным. «Споем?» — со сладострастной улыбкой, поблескивая стеклами очков, обращается Вася в зал и затягивает сам: «Я играю на гармошке…» — хрестоматийная строчка встроена в витиеватый гитарный риф, тело Васи, растягивающего в экстазе слова, выгибается в манерном эффекте. По сюжету Вася с дружками валят девушку, а на сцене мальчик и девочка, скованно перетоптываясь, робко танцуют в паре. И лишь финал первой пьесы уравняет текст с театральным эквивалентом: актеры, выстроившись в ряд, приблизившись вплотную к зрителям, грянут мультяшную песню хором — бесновато, разнузданно, ощерившись. Словно тонкая упаковка порвалась, и все низменное — наглое, пошлое, назревшее, налившееся — хлынуло через край.
Тихая, покорная очередь сутуловатых людей выстроилась к чайнику — наливают кипяток, отходят — сразу повеселевшие, расправившие плечи, самоуверенные. Перебрасываются репликами — в основном, о политике. Так первая пьеса бросает мостик второй: как будто молчаливые зрители дурного театра поднялись, вышли в фойе, осматриваются, пробуют голоса. Эта настройка, попытка общественной дискуссии на диалог не очень похожа — каждый ждет своей очереди, чтобы выйти к микрофону, сказать что-то в зал, не друг другу. «Переворот», в отличие от первой части, развивается стремительно, нахраписто, громко. Стихийно сплотившаяся масса рушит коммуникацию, перекрикивания колонн от раза к разу теряют крупицы смысла. Здесь, в этой части, зазора между текстом и исполнением почти нет, то ли маршевая, то ли панк-рокерская какофония лишена нюансов, отдельные слова тонут в хаосе звуков, мелькнувшая фигура «отдельного» человека, с которым Пригов зарифмовал себя, растоптана как-то походя. Колышущийся как молодой лес митинг, не справившийся сам с собой, выливается в макабрический карнавал: скачущие тела, выбеленные лица. К финалу спектакля, во второй своей части ставшего более иллюстративным, яростная энергия долго сдерживаемой силы пропитывает весь воздух тесного театрального зала.
«Переворот» строится на исторических аллюзиях; в литературе, казалось бы, принадлежащей определенной эпохе, находит емкие эквиваленты сегодняшней действительности, в авторской интонации слышит современное ироническое отстранение, защищающее от фальши. Молодые актеры, исполняющие — не играющие — текст, ведут диалог с залом от себя, не растворяясь, но пропуская приговскую аналитическую иронию через собственное, субъективное ощущение времени. На этом стыке возникает разговор о текущем моменте, о метаморфозах страшной, абсурдной реальности, не поддающейся на театре прямому копированию.
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
В Красноярске в рамках театрального фестиваля РУСАЛа прошли прослушивания в Школу-студию МХАТ, ТВК (Красноярск), 4.04.2018
Молодым талантам Хакасии открыли дорогу в Школу-студию МХАТ, Хакассия, 3.04.2018
В Абакане прошел кастинг на курс актерского мастерства во МХАТ, Абакан сегодня, 3.04.2018
В рамках проекта «РУСАЛ ФестивAL» спектакли Школы-студии МХАТ увидели 1200 красноярцев, Sibnovosti.Ru (Красноярск), 2.04.2018
В Красноярске прошел кастинг в Школу-студию МХАТ, Енисей (Красноярск), 31.03.2018
В Братске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Город (Братск), 29.03.2018
В Иркутске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Областная газета (Иркутск), 28.03.2018
«Русал фестивal #театр» подарил шелеховчанам спектакль «Недомузыки», Шелехов NEWS, 26.03.2018
Игорь Золотовицкий: «МХАТ — это признанный мировой бренд», Мужская работа, 6.03.2018
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, 17.02.2018
Студенты МХАТа приехали в Дивногорск и Овсянку, чтобы прочувствовать жизнь сибиряков, Енисей (Красноярск), 5.02.2018
Студенты школы-студии МХАТ готовят спектакль по произведениям Астафьева, ВГТРК Красноярск, 1.02.2018
«Астафьев потихоньку въезжал в наши головы»: режиссёр Школы-студии МХАТ о поисках вдохновения в сибирский мороз, Культура24, 31.01.2018
Сцены из жизни. Игорь Золотовицкий, 21.01.2018
Лестничные размышления у парадного подъезда Школы-студии МХАТ, Русские в Латвии, 25.12.2017
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
Театральные ВУЗы Москвы: студенты и выпускники, Dorohins magazine, 21.12.2017
Анатолий Смелянский празднует юбилей, Театрал, 13.12.2017
«Мы разбили себе голову в Художественном театре». Интервью с Анатолием Смелянским, Канал Культура, 12.12.2017
Режиссер Виктор Рыжаков о кризисе честности: «Любить как-то не очень у нас получается», Афиша Daily, 29.11.2017
Интервью с деканом факультета сценографии и театральной технологии Ольгой Неволиной, Фейсбук, 22.11.2017
Самоубийство театра в школе-студии МХАТ, MuseCube, 20.11.2017
К юбилею И. Н. Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Кирилл Крок: «Я отвечаю за каждую цифру», Театрал, 15.11.2017
Профессор Школы-студии МХАТ Екатерина Чуковская: «У нас культура всё время вне тренда», Театрал, 5.11.2017
Режиссеры МХАТ поставят пять спектаклей в Нижнем Новгороде, В городе N, 30.10.2017
Устроительница Stanislavsky.lv: «Везем в Ригу Школу-студию МХАТ, один из сильнейших театральных вузов мира», LSM.LV, 9.10.2017
Игорь Золотовицкий: Мракобесы объединяются, а цивилизованные люди – нет, Собеседник, 22.09.2017
Игорь Золотовицкий: Такой государственной системы театров, как у нас, нет нигде в мире, Общественное российское телевидение, 8.09.2017
Международная театральная образовательная программа: 25-летний опыт, Высшее образование в России, 1.08.2017
Марина Дровосекова: «Молодой МХАТ-Сибири» это невероятный опыт для молодых артистов, IrkutskMedia, 21.07.2017
Чудо-спектакль, чудо-актеры, чудо-фестивal, Знамя (Братск), 17.07.2017
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, 17.07.2017
Чудо-чудо-фестиваль!, Life.Ru, 13.07.2017
Гастрольные планы намерены расширить в рамках проекта «Молодой МХАТ–Сибири», IrkutskMedia, 13.07.2017
В Братске впервые состоялся «РУСАЛ ФестивAL Театр», БСТ, 12.07.2017
Знаменитая Школа-студия МХАТ на гастролях в Иркутской области, Вести Иркутск, 11.07.2017
Спектакль о Корнее Чуковском представили в Иркутске студенты школы-студии МХАТ, Байкал ТВ, 10.07.2017
В Братске ажиотаж на театральные билеты, БСТ, 7.07.2017
Фоторепортаж: «ЧудоЧудоЧеловек» в Красноярске, NewsLab, 7.07.2017
Красноярцам показали спектакль о жизни и творчестве Корнея Чуковского, ВГТРК «Красноярск», 6.07.2017
Накануне в театре Пушкина прошел показ сказки Корнея Чуковского в постановке молодых МХАТовцев, ТВ «Енисей», 6.07.2017
Студенты школы-студии МХАТ представят спектакль на сцене театра Пушкина, Центр Красноярск, 6.07.2017
Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий: “Главное – стать личностью!”, Хакассия-информ, 6.07.2017
В Красноярск привезли постановку школы-студии МХАТ по Корнею Чуковскому, Городские новости, 6.07.2017
Гастроли молодых мхатовцев прошли с аншлагом в Хакасии, Юг Сибири, 3.07.2017
В Хакасии молодые МХАТовцы показали, «
чтобы нам было хорошо и прекрасно», ИА «Хакасия», 30.06.2017
Школа-студия МХАТ в Хакасии: пусть в Москву приедут учиться из республики, Хакасия информ, 30.06.2017
Мхатовцы открыли театральное лето в Хакасии, Хакасия, 29.06.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Проект «Молодой МХАТ-Сибири» стартовал с «Горьковского дна» в Хакасии, ИА «Хакассия», 29.06.2017
Абитуриенты штурмуют театральный Олимп, Вечерняя Москва, 27.06.2017
«Вольное Дело» и En+ Group в третий раз организуют гастроли Школы-студии МХАТ в Сибири, ИА «Хакассия», 27.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
В Саяногорске побывал молодой МХАТ. , Юг Сибири, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
В Краснодаре показали спектакль выпускников Школы-студии МХАТ «Горький. Дно. Высоцкий», ТВ «Краснодар», 5.06.2017
«Недомузыки» — квартира размером с мир, дыра внутри размером с Бога, Musecube, 29.05.2017
Премьеру выпускного спектакля «Горький. Дно. Высоцкий» представили в Александринском театре, Телеканал «Санкт-Петербург», 23.05.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
«Старшие брусникинцы» интервьюируют «младших», Сила культуры, 25.04.2017
Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!, Страстной, 10, 18.04.2017
Как театр стал местом новых возможностей для людей с инвалидностью, Сила культура, 5.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Спектакль «До и после» Театр Наций, Мнение, 30.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Московский комсомолец, 18.01.2017
«Два года мне пришлось служить в монастыре», Lenta.Ru, 16.01.2017
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, 28.12.2016
«Осмыслить время — сейчас самое необходимое», Коммерсантъ Lifestyle, 17.12.2016
В Москве отметили 25-летие совместной программы Школы-студии МХАТ и Центра Юджина О`Нила, Ведомости, 15.12.2016
Андрей Воробьев: «У Мастерской Фоменко нет свободного времени», Театрал, 13.12.2016
Виктор Рыжаков: «Театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге», Вечерняя Казань, 29.11.2016
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, 21.11.2016
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, 20.11.2016
Театральный педагог с большой буквы, Вечерняя Москва, 10.11.2016
На улице Чаплыгина открыли мемориальную доску Виктору Монюкову, Новости культуры, 10.11.2016
Игорь Золотовицкий: «Мне есть, у кого учиться, спасибо Олегу Павловичу!», Театральный мир, 2.11.2016
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, 28.10.2016
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, 21.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, 13.10.2016
Леонид Ошарин. Жизнь на два фронта, Театрал, 3.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
«Мастерская Петра Фоменко» научит студентов зарабатывать, Известия, 29.08.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Виктор Рыжаков: «Школа Станиславского умерла вместе с ее величайшим автором», Новые известия, 11.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
Сергей Новосад: Гастроли курса Райкина в Шелехове вдохновили меня учиться на актера, Областная газета, 20.07.2016
Песни о войне и мире от молодого МХАТа, Областная газета, 20.07.2016
Игорь Золотовицкий: «Актер — профессия, от которой надо спасать людей», Известия, 15.07.2016
Гастроли выпускников Школы-студии МХАТ проходят в Сибири, Канал «Культура», 12.07.2016
Виктор Рыжаков: Мы должны расширять рамки представления о театре, РИА VladNews, 2.07.2016
МХТ обогатился Девятой студией, Известия, 27.06.2016
Выпуск актерского курса Рыжакова Школы-студии МХАТ становится Мастерской, РИА Новости, 27.06.2016
Бандерас для небедных, Гудок, 24.06.2016
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, 24.06.2016
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом все труднее находить звезд», Вечерняя Москва, 19.06.2016
Издана долгожданная книга Инны Соловьевой о Первой студии и Втором МХАТ, Анастасия Арефьева, Театрал, 18.06.2016
55-летие отмечает актер, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, Новые Известия, 17.06.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
Наивная эпоха. Платоновскую «Фро» поместили в стилистику советского кино, Аргументы и факты. Воронеж, 12.06.2016
Главный враг классики тот, кто под прикрытием лозунгов о ее «вечности» провоцирует имитационное освоение классических романов, Православие. Ру, 8.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Уроки прошлого от Школы-студии МХАТа для казанцев и не только, Комсомольская правда в Казани, 4.06.2016
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, 28.05.2016
«Балтийские сезоны — 2016»: Студенты МХАТ превратились на сцене в стариков и старух, Комсомольская правда, 20.05.2016
Алексей Розин, актёр, OpPeople, 28.03.2016
Виктор Шилькрот: Стало скучнее, но не только в Перми, Новый компаньон, 15.03.2016
Поезд идентичности, Colta.Ru, 4.03.2016
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, 2.03.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, 19.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе
», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, 2.02.2016
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Биржа (Нижний Новгород), 19.01.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, 27.12.2015
Документальным спектаклем «Несовременный концерт» завершились гастроли школы-студии МХАТ в Нижнем Новгороде, ННТВ, 24.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Выпускники Школы-студии МХАТ представили «12 подвигов Гагарина», Канал Культура, 11.12.2015
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина, РИА «Новости», 7.12.2015
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, 27.11.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра», Театрал, 7.10.2015
Театр «Человек» открыл сезон «Наташиной мечтой» и Димой Биланом, Независимая газета, 30.09.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», TheatreALL, 11.09.2015
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, 4.08.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, 10.07.2015
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, 7.07.2015
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, 6.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, 30.06.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, 29.06.2015
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, 29.06.2015
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, 29.06.2015
Взаимное внедрение, SygMa, 28.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания Аист, Иркутск, 25.06.2015
Актёры Школы-студии МХАТ выступили в Иркутске, ГТРК «Иркутск», 25.06.2015
Старость – это свобода, или «Несовременный концерт» из будущего, ГлаголЪ. Иркутское обозрение, 25.06.2015
В Мичуринск с большими гастролями приехал «Наш городок», Мичуринская правда, 23.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
«Профессия режиссера вторична», Colta.Ru, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
В Сибири пройдет гастрольный тур Школы-студии МХАТ им. Чехова, Энергоньюс, 10.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Рома». Друзья написали книгу о режиссере Романе Козаке, Вечерняя Москва, 10.06.2015
Воронежцам показали попурри из Платонова, Российская газета, 9.06.2015
«Правила поступления», OpPeople, 9.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Алла Сигалова рассказывает о книге «Рома», Канал Культура, 8.06.2015
С литературного на театральный. Как студенты МХАТ показали мир Платонова языком драмы, РИА Воронеж, 5.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву, Подмосковье, 25.05.2015
Другое Волоколамское шоссе
, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, 21.05.2015
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, 20.05.2015
В Краснодаре прослушали желающих поступить в Школу-студию МХАТ, МК Краснодар, 20.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
Из более ста претендентов отбор в Школу-студию МХАТ прошли четыре кубанца, Кубань Инфо, 17.05.2015
Темперамент и обаяние демонстрировали будущие актеры, Россия Кубань, 17.05.2015
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, 14.05.2015
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, 14.05.2015
В Краснодаре прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Кубань 24, 14.05.2015
Академик Гринберг: «У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии», Банкир. Ру, 29.04.2015
Виктор Рыжаков: Надо сторожить в себе человека, или В бой идут одни старики
, Культурная эволюция, 25.04.2015
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, 15.04.2015
"Уж какая тут свобода
, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, 25.02.2015
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, 22.02.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Алла Сигалова: Зачем конфликтовать? У нас жизнь такая короткая!, Вечерний Петербург, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, 27.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, 22.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, 15.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015