РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| маска из глины |

Маска из глины

Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Софья Ефимова

Мастер-класс Аллы Сигаловой в Школе-студии МХАТ. Показ видеоверсии спектакля “The Final Cut” Аллы Сигаловой и курса Константина Райкина (выпуск 2013).

23 января на сцене учебного театра Школы-студии МХАТ была показана видео-версия спектакля Аллы Сигаловой “ The Final Cut ” (2012) с участием курса Константина Райкина. В постановке использована музыка одноименного альбома группы Pink Floyd. Этот хореографический спектакль в свое время прошел на нескольких московских сценах, а его видео недавно было записана телеканалом «Культура» (видео Алексей Покрышкин). Настоящий показ состоялся в рамках Недели памяти жертв Холокоста: семьдесят лет назад был освобожден концентрационный лагерь Аушвиц в польском городе Освенцим. Работа “The Final Cut” начинается с нескольких воспоминаний. Перед камерой по очереди появляются молодые люди, вспоминающие, как погибали их близкие, или читающие литературные фрагменты на ту же тему. Взгляд их блуждает, будто сквозь объектив они пытаются разглядеть что-то вне времени. Минут пять-семь – и истории превращаются в практически немое коллективное действо на сцене, сопровождающееся хитами легендарных британцев.
Основным рабочим материалом спектакля стали дневники, воспоминания жертв, тех, кто прошел Освенцим. На сцене около дюжины юношей и девушек. Все одеты в черное: девушки в трико, юноши в трусах-боксерах. Лишь в одном эпизоде появляется форма цвета хаки: в этой сцене под грубым женским командованием мужчины снимают и надевают одежду. Скоро это занятие превращается в механический набор действий, рассчитанных на скорость. Планомерное превращение человека в биомассу скоро доводит до изнеможения одного из юношей — кто-нибудь хронически не попадает в общий ритм. Не такой, как все, кто-то становится изгоем. Его гнобят, бьют ногами. Бьют втроем, вчетвером – набрасываются всем стадом. Всячески развивают в человеке животный инстинкт страха.
В спектакле не так много предметной среды для создания игрового пространства. В одной из начальных сцен это несколько столов, куда охранники сажают каждого человека, досконально изучая его тело, планомерно, но без грубости, начиная превращать его в груду материала. Они делают это механически, как нечто рутинное, привычное и естественное. Заламывают другому руки, проверяют гибкость его суставов, подвижность позвоночника, естественные рефлексы. Далее, как ненужную тряпку, сбрасывают человека в груду таких же тел. Оставшись на сцене втроем, охранники пристально всматриваются друг в друга. Вспоминается фраза: человек человеку волк. И действительно, выживает сильнейший: этот сильнейший набрасывается сначала на одного, затем на второго, определяя им место среди остальных. Но оставшись один, этот сильнейший оказывается в отчаянии, быстро становится слабым — то ли от осознания собственной животности, то ли от одиночества; он сползает вниз по стене под продолжительные аккорды Pink Floyd.
Беременные женщины, разрешающиеся в итоге грудой тряпья, затем с ужасом смотрят на него и убегают, понимая, что родили ничто иное, как пушечное мясо. Или же другая сцена, где несколько девушек, привязанных ремнями на резинке к стене, пытаются дотянуться до единственного стакана с водой. Каждая старается изо всех сил – как может. Вот она уже в миллиметре от стакана, но тут появляется парень и залпом выпивает воду. В финальной сцене артисты совершают объединяющий ритуал: сначала пройдя по конвейеру, по очереди падают на руки своих товарищей, после чего также по очереди выходят на первый план сцены, окунают лицо в таз с грязью, садятся рядом друг с другом. На лицах образуется нечто вроде глиняной маски, что кажется некоторым символом протеста против войны, против умерщвления человека человеком.
После показа состоялось обсуждение. В этой непростой и с физической, и с психологической точки зрения работе, важным кажется момент обучения, работы педагога с артистами. Алла Сигалова отметила, что для этого проекта она хотела работать именно с актерами драматического театра — наполненными более смыслом, нежели техникой, и не умеющие «беречься».
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015