РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| фолкнер. тишина |

Фолкнер. Тишина

OpPeople, 11.01.2015
Ульяна Лукина сходила в школу-студию на спектакль «Фолкнер. Тишина» и поговорила с авторами спектакля — студентами третьего курса и их мастером Виктором Рыжаковым. Почему они выбрали роман «Шум и ярость», и о чём получился спектакль — в материале oppeople.
В двухчасовом спектакле студентам мастерской Рыжакова удалось воплотить пронзительную и трагическую историю исчезновения некогда мощного рода Компсонов, подробно воссоздать образы парадоксальных фолкнеровских персонажей, их характеры и судьбы, пристрастно собирая собственную версию распада человеческого существа. Размеренная жизнь семейства Компсонов, пребывающего в комфортной иллюзии счастья и благополучия, в какой-то момент даёт сбой. Проживая вместе с персонажами спектакля эпизоды постепенного распада семьи и умирания каждого из её членов, мы узнаём, почему маленькая «прореха», на которую всё время закрывали глаза, становилась всё шире и шире, пока не превратилась в огромную чёрную дыру, поглотившую всё человеческое и живое.

Виктор Рыжаков (режиссёр):
 — Название спектакля «Фолкнер. Тишина» возникло не случайно. Это история «про нас», про людей, оглушённых шумом и яростью времени, которые разучились слышать тишину, в которой только и может рождаться любовь и духовное откровение. Это история про наше вырождение, про ту потерянную способность любить, про чувство, без которого больше не может функционировать этот долбаный и перевёрнутый нами мир. 
Если вы начнёте читать роман, то без путеводителя вам непросто его будет осилить. Структура текста принципиально усложнена. Фолкнер, как будто намеренно запутывает нас, переплетает в четырёх частях своего многоярусного текста всех героев в разные сюжетные и временные линии, пересекая и монтируя их судьбы в разных временах и местах действия. И было бы непростительным упрощением выделить только одну какую-то линию или судьбу. Мы искали возможность и способы сохранить эти особенности построения романа: отсюда артисты играют по несколько ролей, сменяя друг друга, переплетая героев, время и место действия в один общий бурлящий поток.
И работу над романом начинали мы не совсем «по-человечески»: то забегали вперёд, то меняли место, время, правила и предлагаемые обстоятельства репетиций. Закончив первый курс, мы отправились в экспедицию в незнакомое Преднестровье специально для того, чтобы просто прочитать роман далеко от дома и суеты. Так путано начинался наш роман с Фолкнером и его героями. Так же непривычно начались наши пробы и поиски другого, как нам казалось, важного для этого текста театрального языка. Работали и изучали роман весь второй год, и только на третьем курсе попробовали сложить все свои пробы и фантазии в какое-то действо. Нам почему-то стало очень важно собрать именно звуковую партитуру этого текста. И так ценно, что вместе с этой работой над текстом Фолкнера, менялись и мы сами. Просто что-то стало происходить с нашим сознанием. Не случайно иногда кажется, что эта история именно про нас самих, как будто это мы сами стали частью этой компсоновской семьи, этого фолкнеровского «безумного» бытия. А ещё радуюсь, что мои младшие коллеги студенты-артисты, вместе с этой нашей безбашенной затеей, как-то вдруг повзрослели и стали как будто чуть-чуть другими.

Алексей Каманин (роль Джейсон-младший):
 — Мы засыпали каждый раз, как только Виктор Анатольевич начинал читать роман. Было очень сложно, поначалу даже сюжет уловить не могли. Каждый из нас прочитал роман не менее трёх-четырёх раз, и всё равно оставалось и остаётся большое количество вопросов! Мне не хотелось браться за Джейсона-младшего. Он мне не просто был «не близок», я его терпеть не мог. Мне был интересен Квентин, его старший брат. Такой Гамлет XX века. Но все мои пробы и этюды на Квентина были «мимо», «мимо» и «мимо». А когда делал пробы Джейсона, то непременно «попадал». Постепенно стал влюбляться в этого персонажа. В третьей части нашего действа мы уходим в открытый гротеск: оказалось, что только так можно рассмотреть тайны-изъяны, которые свойственны Джейсону-младшему.

Жовнер Даша (роль Кейди):
 — Мы приносили много этюдов на разных персонажей и на разные темы, а потом это как-то само встраивалось в канву спектакля. Роман написан так, как будто ты листаешь чей-то семейный альбом и видишь фотографии. «Вот бабушка в молодости, а это дедушка, он воевал, а это родственники». Когда листаешь фотоальбом, то у тебя постепенно начинает складываться история об этой семье, об этом роде.

Варвара Шмыкова (роль Дилси):
"Спектакль всегда проходит по-разному. Иногда «случается», а иногда нет, и я не знаю как это объяснить! Это настолько хрупкая грань. Мы обсуждали с Виктором Анатольевичем, что сами не понимаем, от чего всё вдруг может так легко разрушиться. А если вдруг всё разрушилось, то каким образом нам всё это спасать?!

Леонид Булдаков (роль Бенжи и Джейсона):
"Прообраз моей роли — один конкретный живой человек. У него есть семья, и он живёт здесь недалеко. Меня поразили его глаза, и я понял, что хочу выразить своего персонажа именно таким. До сих пор он, как фотография в моей голове.

Ирина Обручкова (роль и матери и дочери: Каролины и Кейди):
 — Это проверка — человек ты или нет. Когда исчезают рамки законов, устоев, понятий — тогда остаётся человеческое сердце — и ничего больше. И руководствуешься только им. 
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015