РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| кому нужен троянский конь? |

Кому нужен Троянский конь?

Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Собственно, если верить Гришковцу, он был только зачинщиком всей этой истории. То есть он задумал сделать спектакль, текст для которого напишут, а точнее, наговорят сами актеры на репетициях. Если все так и происходило, то всем им пора переквалифицироваться в драматурги, потому что получившаяся пьеса вполне тянет на пятерку с плюсом. В этом можно убедиться, посмотрев спектакль «Осада» на Малой сцене МХАТ им. Чехова.
Перед нами жесткий и одновременно очень теплый, с юмором, рассказ о войне, озвученный живой музыкой. Построен рассказ не по классической сюжетной схеме: завязка-кульминация-развязка. Это размышления о войнах вообще. И прежде всего о том, что кем бы и когда бы они ни велись, суть их всегда одна: подвиг, страх и кровь. В эти размышления очень остроумно вплетены истории о Сизифе, об авгиевых конюшнях, о троянском коне, об ахиллесовой пяте, строчки из песни про надежду и вечный спор разума и ума. Самое интересное: слова о том, что надо верить в силу разума, Гришковец со товарищи вкладывают в уста сильного Ахилла.
Все это не значит, что «Осада» — это только погружение в глубины древнегреческой мифологии. Тут все вполне современно. Ветеран (Сергей Угрюмов, Виталий Хаев) лет 25-30 сидит перед городским, выросшим в тепличных условиях мальчиком (Павел Ващилин, Олег Соловьев) и рассказывает истории из личного военного опыта. Ну, привирает, приукрашивает, конечно, а как без этого?
 — Ты вообще как живешь-то? — по-отечески интересует ветеран.
 — Да нормально, — пожимает юноша плечами.
 — Нармя-а-альна? — зло корчится ветеран. — Зря я, наверное, с конем-то этим. Мы с ребятами его строили, лезли в него, и все это для вот этого твоего «нармя-альна»?
Так, слово за слово, и обычный треп выруливает на философскую мысль о бессмысленности кровопролитий: дескать, за что сражаться-то?
Кроме ветерана и юноши есть еще первый воин (Андрей Смоляков, Игорь Золотовицкий) — по всему главный, второй (Эдуард Чекмазов, Валерий Трошин) — преданный исполнитель его приказов, и третий (Александр Усов) — интеллигентный товарищ, которого вообще непонятно каким ветром на эту войну занесло. Трио — добрая метафоричная иллюстрация к тому, что происходит в сражениях и между ними: люди убивают, гибнут сами и мечтают о том, что они будут делать, когда война закончится.
Под стать этому литературно-театральному опусу и оформление спектакля (художник — Лариса Ломакина). Все вместе декорации напоминают то ли античный корабль, то ли деревенскую избу — самое место для разговоров «за жизнь». Пол усыпан мелко порванной бумагой, и непонятно — то ли это листья, то ли пепел. Посреди установлена невысокая платформа, деревянная по краям и мягкая в середине, так что ноги героев вязнут, как в болоте.
Еще несколько интересных моментов. Во-первых, актерских составов в спектакле несколько. И не факт, что текст, который произносит один актер, будет полностью совпадать с текстом другого, играющего с ним в очередь. Во-вторых, раньше Евгений Гришковец был главным действующим лицом всех своих спектаклей. «Осада» — первое его творение, которое будет жить и без создателя. Сказать, что этот эксперимент удался, значит ничего не сказать.
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, 29.10.2014
Дифирамб Игорю Золотовицкому, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 12.02.2011
Осчастливили, Елена Сизенко, Итоги, 4.06.2007
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003